Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Сюбун. Чтение в одинокой хижине в бамбуковой роще (фрагмент).

Своеобразный парадокс заключается в том, что искусство и культура, возникшие под влиянием дзэн в эпоху Муромати были связаны в первую очередь с утратой дзэн его религиозной сущности. Бюрократизация дзэнских монастырей в конечном счете погубила дзэн направления «риндзай», а учение дзэн в чистом, «незамутненном» виде оказалось неспособным служить интересам государственной власти, однако культура и искусство, являющиеся побочными продуктами этого процесса бюрократизации, вышли за стены монастырей «годзан» и стали органическим элементом японской художественной традиции, оказав сильное влияние почти на все сферы японской культуры и быта: на театр Но, на поэзию вака и рэнга, на каллиграфию и монохромную живопись, на архитектуру и искусство разбивки садов («сады камней и песка»).

Японский ученый Като Сюити справедливо считает, что нужно говорить не о влиянии дзэн, а скорее о его трансформации: «Монахи годзан увлекались сунской и юаньской живописью, и если достигали в этом успехов, превращались в профессиональных живописцев. Точно так же, увлекаясь классической китайской литературой, они слагали стихи и прозу, которые постепенно утрачивали дзэнский «привкус». Наряду с этим, в огромной монастырской организации, существовавшей благодаря поддержке властей, интересы монахов неизбежно все более перемещались из религиозной сферы в культурную. Таким образом, «японизация» дзэн — это не что иное, как его обмирщение, а под «обмирщением» имеется в виду и его превращение в искусство. <…> Когда мы говорим о «влиянии»,— продолжает Като Сюити, — это значит, что по мере усиления того, что влияет (буддизма), должно возрастать и его воздействие на то, что подвергается влиянию (на искусство). Если же расцвет искусства происходил за счет уничтожения духовной основы дзэн, нельзя говорить о дзэнском «влиянии». В эпоху Муромати дзэн не влиял на искусство. В эпоху Муромати дзэн стал искусством».