Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Дзэккай Тюсин

Дзэккай Тюсин

Дзэккай Тюсин (絶海中津, 1334-1405) – дзенский монах-поэт школы Риндзай периода раннего Муромати. Он и его учитель и друг Гидо Сюсин считались «двумя драгоценностями годзан бунгаку (литературы пяти гор)».

Краткая биография

Дзэккай – его буддийское имя (до-го) и переводится как «Китайское Море». Известны другие его буддийские имена: Сокен Донин (蕉堅道人), Кэнси (堅子), Кэки (要関).

Настоящее же имя (imina) Дзэккая Тюсина – Накацу. Он родился в 1334 году, в клане Цуно, в уезде Такаока провинции Тоса на острове Сикоку (в настоящее время - город Цуно, Такаока-Гун, префектура Коти). Там же, где и его учитель и старший друг Гидо Сюсин.

В 1348 году он отправился в Киото и поселился в монастыре Тэнрю-дзи, чтобы постигать дзен под началом Мусо Сосэки. В 1350 году он принял Винаю (монашеские обеты) и стал монахом.

Осень в монастыре Тэнрю-дзи

Через два года после смерти Мусо Сосэки, в 1353 году, Тюсин перешел в монастырь Кэннин-дзи, чтобы учиться у Рюсана Токкена, который был в своё время учителем Сюсина Гидо. Через год, в 1354 году, Рюсан Токкен перебрался в монастырь Нандзен-дзи, а Дзэккай Тюсин остался в Кэннин-дзи и продолжил обучение у другого мастера - Тайрин Дзенику (大林善育, 1291-1372). В эти годы Дзэккай занимал там скромную должность тояку-дзися (помощник настоятеля, отвечающий за лекарственные настои).

Кеннин-дзи. Безмятежность

В 1364 году Тюсин Дзэккай после десяти лет, проведённых в Кэннин-дзи, отправился в Камакура и поселился в монастыре Кэнтё-дзи у мастера Сэйдзан Дзиэй (青山慈永, 1302-1369), ученика Мусо Сосэки. Там он служил в должности дзо-су (мастер сутр) и сёко-дзися (помощник настоятеля, отвечающий за благовония).

Монастырь Кэнтё-дзи. Камакура
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Санмон
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Общий вид
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Зал Будды
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Зал Дхармы
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Карамон (Китайские ворота)
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Дракон в Зале Дхармы
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Колокольня
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
 

В следующем году Гидо Сюсин, проживавший в это время в Камакура, собирался переехать в храм Дзенпуку-дзи в провинции Сагами, куда он был назначен главным монахом (настоятелем), и Дзэккай Тюсин отправился вместе с ним, чтобы продолжить обучение под руководством Гидо. Дзэккай провёл там три года, а в 1368 году отправился в Китай династии Мин.

В Китае он проживал в монастырях Чжонтян-чжусы в Ханчжоу, в Линъинь-сы, в Хушен-Ваншу-сы, постигая дзен под руководством известных чаньских наставников своего времени, среди которых был Янчжень Фулян (用貞輔良).

В 1376 году он удостоился аудиенции у китайского императора Чжу Юаньчжана (Тай-цзу) и написал для него стихотворение, на которое тот ответил своим – такой чести не удостаивался ни один японец.

Император Чжу ЮаньчжанИмператор Чжу Юаньчжан Император Чжу Юаньчжан (Тай-цзу)

Вернувшись в Японию в 1378 году, он остановился в храме Тэнрю-дзи у мастера Сокай Рэйкена (性海霊見, 1315-1396). А через два года, в 1380 г., вновь встретился с Сюсин Гидо, который вернулся в Киото и стал главным монахом в храме Кэннин-дзи.

Кеннин-дзи. Воспоминания

В том же году Норисукэ Акамацу, представитель сёгуната в провинции Харима, пригласил Дзэккая возглавить храм Хун-дзи, но Дзэккай отклонил это предложение и отправился в храм Эйрин-дзи в провинции Кай. (По другой информации он удалился в горы в провинции Оми1).

Но ему не суждено было долго жить отшельником вдали от столицы. Гидо Сюсин стал наставником дзен и личным советником сёгуна Ёсимицу, и Дзэккай Тюсин как друг Гидо попал в поле зрения сёгуна и его ближайшего окружения.

Ёсимицу АсикагаПортрет Ёсимицу Асикага Портрет Ёсимицу Асикага

В 1382 г. сёгун Ёсимицу Асикага приказал ему вернуться в столицу. Дзэккай не торопился, но в итоге во второй половине 1383 года был вынужден вернуться в Киото. Ёсимицу основал недалеко от Дворца Цветов, на месте бывшего храма Ансей-дзи, храм Рокуо-ин и назначил Дзэккая Тюсина на должность главного монаха этого храма.

Субрам Рокуо-ин в Киото

Но уже через год у Дзэккая произошёл конфликт с сёгуном, и друг Сюсина Гидо был выслан из Киото. Какое-то время он жил в небольшом храме (обители) в Арима-Онсин, на горячих источниках. Затем по приглашению Йориюки Хосокава перебрался в Сануки, где стал основателем храма Хокай-дзи.

В эти же годы он восстановил из руин Храм Гюко-ан (яп. 吸江庵) в провинции Тоса, храм, который основал и в котором жил в начале 14 века мастер Мусо Сосэки.

Храм Гюко-анХрам Гюко-ан в наши дни Храм Гюко-ан в наши дни

В 1386 году Ёсимицу (очевидно, не без участия Сюсина Гидо) простил Дзэккая и приказал вернуться в Киото. Вернувшись в столицу и получив аудиенцию у сёгуна, Дзэккай поселился в храме Тодзи-ин.

Субрам Тодзи-ин в Тэнрю-дзи

Однако на этом мытарства Дзэккая не закончились. Его дальнейшие отношения с сёгуном представляли собой чередование назначений его на высшие монастырские должности и ссылок из столицы.

В 1391 г. он переехал из Киото в провинцию Китаяма, через год, в 1392 году вернулся в Киото и стал настоятелем основанного сёгуном монастыря Сёкоку-дзи. При этом сам Сёкоку-дзи был позже объявлен главным монастырём системы годзан Киото (правда, ненадолго, с 1401 по 1410 годы). В 1394 году Дзэккай оставил пост настоятеля Сёкоку-дзи и снова вернулся в храм Тодзи-ин, но когда Сёкоку-дзи пострадал от пожара, приложил много усилий для его восстановления.

Сёкоку-дзи в наши дни
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
 

В 1397 году Дзэккай снова вернулся на пост настоятеля Сёкоку-дзи. Через год он занял должность сороку в сёгунском правительстве и, покинув пост настоятеля монастыря, переехал в субхрам Сёкоку-ин. Занимая должность сороку, он контролировал все дзенские храмы Японии, и параллельно вёл дипломатическую переписку с Китаем.

В 1404 году он ушел в отставку, а еще через год, в 1405 году, Дзэккай Тюсин умер в возрасте 72 лет.

Императоры Го-Комацу и Сёко относились к Дзэккаю с большим почтением, и ему было присвоено посмертное имя Буцу Косо Кокуси.

Дзэккай ТюсинПортрет Дзэккай Тюсина Портрет Дзэккай Тюсина

Творческий вклад

Как уже было сказано выше, Дзэккай Тюсин был виднейшим представителем годзан бунгаку наравне с Гидо Сюсином. Дзэккай превосходно знал китайскую культуру и литературу. Его сочинения, насыщенные литературными реминисценциями, получили высокую оценку современников, о них благосклонно отзывались даже китайские литераторы, считавшие, что в его стихотворениях нет привкуса «японского духа».

Находясь в Китае, Дзэккай испытал сильное влияние нового литературного стиля, почти полностью свободного от буддийских и дзенских выражений и терминов. Речь идёт о поэтическом стиле школы Да-Хуэй (одного из ответвлений Риндзай), который стал светским по своему содержанию и был ассимилирован в светскую поэзию. Для этого стиля было характерно использование «параллельной прозы» — сироку бэнрэй бун (буквально «параллельные тексты по четыре-шесть [иероглифов]»): предельно формализованные и нарочито усложненные фразы, составленные из параллельно расположенных групп по четыре или шесть иероглифов. Против школы Да-хуэй твёрдо выступал чаньский мастер начала 14 века Гулин Цинмао. Дзэккай, вернувшись на родину, способствовал распространению сироку бэнрэй бун в годзан бунгаку (литературе пяти гор).

В конце 14 века Дзэккай Тюсин написал стихи с прозаическими комментариями к серии картин «Десять быков». Эти стихи и комментарии хранятся в наши дни в музее Сёкоку-дзи.2

Стихотворный комментарий к последней иллюстрации Десяти быков3
Голопузый и босоногий, входит он на базар.
Перепачкан золою и грязью, щерится он широко.
Не используя силу духов, истинно-сокровенных смыслов,
Прямо наставляет сухие ветви, и ароматные цветы расцветают.
Возвращение в мирСюбун. Иллюстрация к Десяти быкам. Возвращение в мир Сюбун Тэнсё
Иллюстрация к Десяти быкам. «Возвращение в мир»

Из творческого наследия Дзэккая Тюсина сохранились также «Беседы Осё-Дзэккая» и сборник его стихотворений.

1 «Годзан Бунгаку. Поэзия дзенских монастырей» Гиперион, С.-Петербург, 1999 г., стр. 167-168
2 Штейнер Е.С. «Дзен-Жизнь: Иккю и окрестности» Петербургское востоковедение, С.-Петербург, 2006 г., стр. 76
3 Штейнер Е.С. «Дзен-Жизнь: Иккю и окрестности» Петербургское востоковедение, С.-Петербург, 2006 г., стр. 78