Гакуо Дзокю (岳翁蔵丘, первая половина 15 в. – начало 16 в.) – художник-монах (га-со), жизнь и творчество которого приходится на период Муромати, конец 15 - начало 16 веков. В документальных источниках 15 века Гакуо Дзокю упоминается как ученик Сюбуна Тэнсё, изучивший и освоивший стиль пейзажной живописи учителя и выработавший свою собственную манеру живописи.
Несколько столетий Гакуо Дзокю, как и многие другие художники периода Муромати, был для истории искусствоведения художником-призраком. Считалось, что «Гакуо» - ещё один творческий псевдоним Тэнсё Сюбуна, и все работы с печатью «Гакуо» приписывались кисти Сюбуна, в том числе ширмы «Четыре сезона в восьми видах рек Сяо и Сян» из коллекции Музея Косэцу. «Возрождению» Гакуо как самостоятельного художника помогли относительно недавние находки. Во-первых, был обнаружен ещё один пейзаж с печатью «Гакуо» и подписью (раккан) «Кисть Дзокю» (蔵丘筆), хранящийся в наши дни в Токийском национальном музее. Во-вторых, в научный оборот был введён дневник высокопоставленного дзенского монаха Кико Тайсюку (季弘大叔, 1421-1487), известного под псевдонимом Сёкэн («Сахарный Тростник»). «Дневник Сёкэна» - интересный исторический материал, рассказывающий о повседневной жизни дзэнских монахов. В одной из записей за 1486 год упоминается картина-свиток «Реки и горы» (江山佳処図) и сообщается, что автор картины - Дзокю (蔵丘), «ученик Сюбуна» (周文の弟子).
До наших дней дошло около 20 работ художника в стиле суйбокуга («живопись тушью и водой»). На большинстве картин стоит печать «Гакуо». На нескольких из них начертаны хвалебные комментарии (гасан) высокопоставленного дзенского монаха Рёана Кэйго (了庵桂悟, 1425–1514). Это подчёркивает тесный характер взаимоотношений Рёана Кэйго и Гакуо Дзокю.
Сохранилось также документальное свидетельство, что Гакуо жил какое-то время в Исэ и расписал покои одного из служителей (онси, 御師) Святилища Исэ (伊勢神宮, Исэ-Дзингу) картинами из цикла «Восьми видов рек Сяо и Сян». Одна из восьми картин этого цикла, - «Ночной дождь на Сяо и Сян» (瀟湘夜雨), - сохранилась до нашего времени и находится в коллекции Художественного музея Нэдзу в Токио. Хотя на картине нет ни подписи, ни печати, по манере живописи она идентична «Пейзажам» из коллекций Токийского национального музея и Художественного музея Масаки, на которых есть печать «Гакуо» и хвалебные комментарии Рёана Кэйго, и нет никаких сомнений, что все три картины принадлежат кисти одного и того же автора - Гакуо Дзокю.
Предполагают, что Гакуо был родом из провинции Исэ. Это предположение основано на сведениях о росписях в Святилище Исэ и на том, что Рёан Кэйго был родом из Исэ. Период жизни и творчества Гакуо Дзокю определяется двумя документированными датами. Первая – 1486 год – уже упоминавшаяся выше запись о Дзокю в дневнике Кико Тайсюку. В ней Гакуо назван учеником Сюбуна, а Сюбун умер предположительно в 1462-1463 годах. Следовательно, Гакуо мог быть приблизительно одного возраста с Сэссю Тойо (1420-1506) или чуть младше его. Вторая дата – 1514 год – указана в одном из хвалебных комментариев Рёана Кэйго к пейзажу Гакуо Дзокю (из коллекции Художественного музея Токугава, Нагоя). Таким образом, период жизни и творчества Гакуо очерчивается первой половиной 15-го и началом 16-го века.
Тэнъин Рютаку (天隠龍澤), оставивший свой комментарий на одном из «Пейзажей» Дзокю, хранящихся ныне в Токийском национальном музее, проживал в монастыре Кэннин-дзи. Ещё одна пейзажная работа из коллекции Мемориального музея Хатакэяма, приписываемая кисти Гакуо Дзокю, содержит хвалебный комментарий Осэн Кэйсана (横川景三, 1429-1493). Осэн Кэйсан проживал в Сёкоку-дзи и занимал в своё время важную должность сороку-си при сёгунате. Реан Кэйго служил в разное время настоятелем монастырей Тофуку-дзи и Нандзен-дзи. Упоминавший в своём дневнике о Гакуо Дзокю монах Кико Тайсюку также дважды занимал должность настоятеля монастыря Тофуку-дзи. Все упомянутые монастыри входили в число важнейших дзенских монастырей системы годзан («пять гор») Киото. Разумно предположить, что и Гакуо Дзокю принадлежал дзенской традиции, проживал в одном из монастырей годзан Киото и занимал там высокое положение.
Поскольку Рёан Кейго состоял в близких дружеских отношениях с Сэссю Тойо, то очень вероятно, что Гакуо Дзокю был знаком с творчеством Сэссю. Известно, что художественная школа Дзёсэцу-Сюбуна была продолжательницей традиций китайской художественной школы Ма-Ся, названной так по именам двух великих художников династии Южная Сун - Ма Юаня и Ся Гуя. Но если Сюбуну более импонировал стиль Ма Юаня, то в работах Сэссю Тойо и Гакуо Дзокю прослеживается сильное влияние стиля Ся Гуя. Картины Гакуо отличаются от картин Сюбуна классической геометрической композицией, более детализированными изображениями, использованием большего количества мазков кисти и большим объёмом размытия туши.
Некоторые искусствоведы отмечают, что стиль Гакуо близок к стилю его современников Бунсэя и Сёкэя, также учеников и последователей Сюбуна, а в некоторых работах Гакуо заметно влияние современной ему китайской живописи (династии Мин). Наряду с другими художниками второй половины 15 века Гакуо Дзокю способствовал росту популярности среди дзенских монахов такой композиционной разновидности пейзажного жанра, как «санси-суймэй» (山紫水明, «светло-пурпурные горы, прозрачные воды»).
Творчество Гакуо Дзокю относится к третьему этапу развития суйбокуга в Японии, который характеризовался выходом монохромной живописи за стены дзенских монастырей и всё большей её секуляризацией («обмирщением»). Если раньше сама живопись была частью духовной практики монахов, а её конечный результат – картины – были своеобразным камертоном, помогающим монахам настроиться на медитативное состояние, то к концу 15 века суйбокуга всё более стала ориентироваться на внешних заказчиков (в основном, представителей сёгуната и высокородных даймё). Наметилась тенденция к большей декоративности и укрупнению формата живописи. В своих работах художники всё чаще и всё обильнее стали использовать цветную тушь (а позднее и минеральные краски). В моду вошли росписи на складных ширмах (бёобу-э) и раздвижных перегородках (фусума-э).
Одним из выразителей этого нового этапа развития суйбокуга стал Гакуо Дзокю. Его стиль живописи характеризуется обильным использованием цветной туши. Эта же тенденция прослеживалась в творчестве Огури Сотана, ещё одного ученика Сюбуна, в творчестве Сюгэцу Токана, ученика Сэссю Тойо, и в творчестве Кано Мотонобу, одного из родоначальников Школы Кано. Уже с конца 13-века термин «суйбокуга» стал прочно ассоциироваться с монохромной живописью тушью, а «кара-э» - со стилем суйбокуга. Использование ярких красок в суйбокуга настолько контрастировало с устоявшейся традицией, что целый пласт картин третьего этапа развития суйбокуга потребовал нового стилистического определения. И позднее, в ранний период Эдо, представители неоконфуцианской мысли дали этому стилю название «канга».
Характерными примерами творчества Гакуо служат росписи на ширмах «Восемь видов рек Сяо и Сян» (собрание музея Косэцу), «Пейзаж с павильоном для любования природой» (山水二楽斎図, «Сансуй ниракусай1-дзу») из коллекции Художественного музея Токугава в Нагоя и «Пейзажи» из коллекций Токийского национального музея, Художественного музея Масаки (Тадаока, префектура Осака), Художественного музея Сано.