Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Гакуо Дзокю

Гакуо Дзокю (岳翁蔵丘, первая половина 15 в. – начало 16 в.) – художник-монах (га-со), жизнь и творчество которого приходится на период Муромати, конец 15 - начало 16 веков. В документальных источниках 15 века Гакуо Дзокю упоминается как ученик Сюбуна Тэнсё, изучивший и освоивший стиль пейзажной живописи учителя и выработавший свою собственную манеру живописи.

Китайский слуга, идущий под дождём | Скалы и дикие гусиГакуо Дзокю. Крестьянин, идущий под дождём. Скалы и дикие гусиГакуо Дзокю. «Китайский слуга, идущий под дождём» (слева)
Гакуо Дзокю. «Скалы и дикие гуси» (справа)
Художественный музей Кливленда | Галерея искусств Фрир

Несколько столетий Гакуо Дзокю, как и многие другие художники периода Муромати, был для истории искусствоведения художником-призраком. Считалось, что «Гакуо» - ещё один творческий псевдоним Тэнсё Сюбуна, и все работы с печатью «Гакуо» приписывались кисти Сюбуна, в том числе ширмы «Четыре сезона в восьми видах рек Сяо и Сян» из коллекции Музея Косэцу. «Возрождению» Гакуо как самостоятельного художника помогли относительно недавние находки. Во-первых, был обнаружен ещё один пейзаж с печатью «Гакуо» и подписью (раккан) «Кисть Дзокю» (蔵丘筆), хранящийся в наши дни в Токийском национальном музее. Во-вторых, в научный оборот был введён дневник высокопоставленного дзенского монаха Кико Тайсюку (季弘大叔, 1421-1487), известного под псевдонимом Сёкэн («Сахарный Тростник»). «Дневник Сёкэна» - интересный исторический материал, рассказывающий о повседневной жизни дзэнских монахов. В одной из записей за 1486 год упоминается картина-свиток «Реки и горы» (江山佳処図) и сообщается, что автор картины - Дзокю (蔵丘), «ученик Сюбуна» (周文の弟子).

ПейзажГакуо Дзокю. ПейзажГакуо Дзокю. Пейзаж Гакуо Дзокю. «Пейзаж» с подписью «Кисть Дзокю»
Токийский национальный музей

До наших дней дошло около 20 работ художника в стиле суйбокуга («живопись тушью и водой»). На большинстве картин стоит печать «Гакуо». На нескольких из них начертаны хвалебные комментарии (гасан) высокопоставленного дзенского монаха Рёана Кэйго (了庵桂悟, 1425–1514). Это подчёркивает тесный характер взаимоотношений Рёана Кэйго и Гакуо Дзокю.

Восемь видов рек Сяо и СянГакуо Дзокю. Восемь видов рек Сяо и СянГакуо Дзокю. Восемь видов рек Сяо и Сян Гакуо Дзокю. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Художественный музей Косэцу. Кобэ

Сохранилось также документальное свидетельство, что Гакуо жил какое-то время в Исэ и расписал покои одного из служителей (онси, 御師) Святилища Исэ (伊勢神宮, Исэ-Дзингу) картинами из цикла «Восьми видов рек Сяо и Сян». Одна из восьми картин этого цикла, - «Ночной дождь на Сяо и Сян» (瀟湘夜雨), - сохранилась до нашего времени и находится в коллекции Художественного музея Нэдзу в Токио. Хотя на картине нет ни подписи, ни печати, по манере живописи она идентична «Пейзажам» из коллекций Токийского национального музея и Художественного музея Масаки, на которых есть печать «Гакуо» и хвалебные комментарии Рёана Кэйго, и нет никаких сомнений, что все три картины принадлежат кисти одного и того же автора - Гакуо Дзокю.

Ночной дождь на Сяо и Сян | ПейзажГакуо Дзокю. Ночной дождь на Сяо и Сян. Восемь видов рек Сяо и СянГакуо Дзокю. Пейзаж Гакуо Дзокю. «Восемь видов рек Сяо и Сян» (слева)
Гакуо Дзокю. «Пейзаж» (справа)
Художественный музей Нэдзу | Художественный музей Сано

Предполагают, что Гакуо был родом из провинции Исэ. Это предположение основано на сведениях о росписях в Святилище Исэ и на том, что Рёан Кэйго был родом из Исэ. Период жизни и творчества Гакуо Дзокю определяется двумя документированными датами. Первая – 1486 год – уже упоминавшаяся выше запись о Дзокю в дневнике Кико Тайсюку. В ней Гакуо назван учеником Сюбуна, а Сюбун умер предположительно в 1462-1463 годах. Следовательно, Гакуо мог быть приблизительно одного возраста с Сэссю Тойо (1420-1506) или чуть младше его. Вторая дата – 1514 год – указана в одном из хвалебных комментариев Рёана Кэйго к пейзажу Гакуо Дзокю (из коллекции Художественного музея Токугава, Нагоя). Таким образом, период жизни и творчества Гакуо очерчивается первой половиной 15-го и началом 16-го века.

Пейзаж | Ли Бо, любующийся водопадомГакуо Дзокю. Пейзаж ниракусайГакуо Дзокю. Ли Бо, любующийся водопадом Гакуо Дзокю. «Пейзаж ниракусай1»
«Ли Бо, любующийся водопадом». Пара свитков (справа)
Художественный музей Токугава | Художественный музей Идэмицу

Тэнъин Рютаку (天隠龍澤), оставивший свой комментарий на одном из «Пейзажей» Дзокю, хранящихся ныне в Токийском национальном музее, проживал в монастыре Кэннин-дзи. Ещё одна пейзажная работа из коллекции Мемориального музея Хатакэяма, приписываемая кисти Гакуо Дзокю, содержит хвалебный комментарий Осэн Кэйсана (横川景三, 1429-1493). Осэн Кэйсан проживал в Сёкоку-дзи и занимал в своё время важную должность сороку-си при сёгунате. Реан Кэйго служил в разное время настоятелем монастырей Тофуку-дзи и Нандзен-дзи. Упоминавший в своём дневнике о Гакуо Дзокю монах Кико Тайсюку также дважды занимал должность настоятеля монастыря Тофуку-дзи. Все упомянутые монастыри входили в число важнейших дзенских монастырей системы годзан («пять гор») Киото. Разумно предположить, что и Гакуо Дзокю принадлежал дзенской традиции, проживал в одном из монастырей годзан Киото и занимал там высокое положение.

ПейзажГакуо Дзокю. ПейзажГакуо Дзокю. Пейзаж Гакуо Дзокю. «Пейзаж» с комментарием Тэнъин Рютаку
Токийский национальный музей
ПейзажГакуо Дзокю. ПейзажГакуо Дзокю. Пейзаж Гакуо Дзокю. «Пейзаж» с комментарием Осэн Кэйсана
Мемориальный музей Хатакэяма

Поскольку Рёан Кейго состоял в близких дружеских отношениях с Сэссю Тойо, то очень вероятно, что Гакуо Дзокю был знаком с творчеством Сэссю. Известно, что художественная школа Дзёсэцу-Сюбуна была продолжательницей традиций китайской художественной школы Ма-Ся, названной так по именам двух великих художников династии Южная Сун - Ма Юаня и Ся Гуя. Но если Сюбуну более импонировал стиль Ма Юаня, то в работах Сэссю Тойо и Гакуо Дзокю прослеживается сильное влияние стиля Ся Гуя. Картины Гакуо отличаются от картин Сюбуна классической геометрической композицией, более детализированными изображениями, использованием большего количества мазков кисти и большим объёмом размытия туши.

Каннон (Гуанинь) | Горы, река и павильоны Гакуо Дзокю. Каннон (Гуанинь)Гакуо Дзокю. Горы, река и павильоны Гакуо Дзокю. «Каннон (Гуанинь)» (слева)
Гакуо Дзокю. «Горы, река и павильоны» (справа)
Художественный музей Кливленда | Галерея искусств Фрир

Некоторые искусствоведы отмечают, что стиль Гакуо близок к стилю его современников Бунсэя и Сёкэя, также учеников и последователей Сюбуна, а в некоторых работах Гакуо заметно влияние современной ему китайской живописи (династии Мин). Наряду с другими художниками второй половины 15 века Гакуо Дзокю способствовал росту популярности среди дзенских монахов такой композиционной разновидности пейзажного жанра, как «санси-суймэй» (山紫水明, «светло-пурпурные горы, прозрачные воды»).

ПейзажГакуо Дзокю. ПейзажГакуо Дзокю. Пейзаж Гакуо Дзокю. «Пейзажи»
Токийский национальный музей

Творчество Гакуо Дзокю относится к третьему этапу развития суйбокуга в Японии, который характеризовался выходом монохромной живописи за стены дзенских монастырей и всё большей её секуляризацией («обмирщением»). Если раньше сама живопись была частью духовной практики монахов, а её конечный результат – картины – были своеобразным камертоном, помогающим монахам настроиться на медитативное состояние, то к концу 15 века суйбокуга всё более стала ориентироваться на внешних заказчиков (в основном, представителей сёгуната и высокородных даймё). Наметилась тенденция к большей декоративности и укрупнению формата живописи. В своих работах художники всё чаще и всё обильнее стали использовать цветную тушь (а позднее и минеральные краски). В моду вошли росписи на складных ширмах (бёобу-э) и раздвижных перегородках (фусума-э).

Чаньский мастер ДуншаньГакуо Дзокю. Чаньский мастер ДуншаньГакуо Дзокю. Чаньский мастер Дуншань Гакуо Дзокю. «Чаньский мастер Дуншань»
Художественный музей Сэйкадо Бунко

Одним из выразителей этого нового этапа развития суйбокуга стал Гакуо Дзокю. Его стиль живописи характеризуется обильным использованием цветной туши. Эта же тенденция прослеживалась в творчестве Огури Сотана, ещё одного ученика Сюбуна, в творчестве Сюгэцу Токана, ученика Сэссю Тойо, и в творчестве Кано Мотонобу, одного из родоначальников Школы Кано. Уже с конца 13-века термин «суйбокуга» стал прочно ассоциироваться с монохромной живописью тушью, а «кара-э» - со стилем суйбокуга. Использование ярких красок в суйбокуга настолько контрастировало с устоявшейся традицией, что целый пласт картин третьего этапа развития суйбокуга потребовал нового стилистического определения. И позднее, в ранний период Эдо, представители неоконфуцианской мысли дали этому стилю название «канга».

Восемь видов рек Сяо и СянГакуо Дзокю. Восемь видов рек Сяо и Сян Гакуо Дзокю. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Национальный музей Киото

Характерными примерами творчества Гакуо служат росписи на ширмах «Восемь видов рек Сяо и Сян» (собрание музея Косэцу), «Пейзаж с павильоном для любования природой» (山水二楽斎図, «Сансуй ниракусай1-дзу») из коллекции Художественного музея Токугава в Нагоя и «Пейзажи» из коллекций Токийского национального музея, Художественного музея Масаки (Тадаока, префектура Осака), Художественного музея Сано.

1 «Нираку» означает «наслаждаться горами и наслаждаться реками» и «наслаждаться горами и получать удовольствие от образования». «Сай» - павильон.