Гэйай Тонсю (芸愛) – японский художник периода Муромати. О его существовании свидетельствует только печать на сохранившихся картинах, которую можно прочитать как «Гэйай». И хотя это имя не встречается в исторических материалах, предполагается, что Гэйай, в силу своих творческих талантов, занимал довольно важное положение в художественных кругах своего времени.
Ни на одной из сохранившихся работ с печатью «Гэйай» нет подписи художника. Кроме того, на печатях наблюдаются незначительные расхождения, что позволяет предположить, что использовались как минимум две разные версии печати «Гэйай» (а возможно, существовали два разных художника, использовавших псевдоним «Гэйай»). На некоторых картинах есть дополнительная печать с надписью «Тонсю». Единственная работа, дающая ключ к уточнению периода его деятельности - это недавно обнаруженная картина из частной коллекции в жанре «цветы и птицы», выполненная тушью и золотой краской, с печатью «Гэйай» и датой, соответствующей 1489 году.
Согласно «Истории японской живописи» периода Эдо печать «Гэйай» принадлежала Огури Сорицу, сыну официального художника сёгуната Асикага Огури Сотана (1413–1473). Однако в последнее время большинство искусствоведов эту версию отвергают. По альтернативной версии Гэйай мог быть связан с художественной школой добосю Ами (Ноами, Гэйами и Соами), поскольку некоторые картины Гэйай сочетают в себе чёткие контуры академической техники с живописным стилем, основанном на мягких размывах чернил, «безкостной технике» (боссэнбё, 没線描), тесно связанной с творчеством Соами (Синсо, ум. 1525). В этой связи выдвигается гипотеза о происхождении псевдонима «Гэйай» от имени отца Соами - Гэйами (Сингэй, 1431–1485).
Считается также, что Гэйай был активен в Киото примерно в середине шестнадцатого века и, по-видимому, имел особенно тесную связь с храмом Дайтоку-дзи. Согласно документальным источникам, в 1541 году (10 год эры Тэнбун) Гэйай получил заказ на роспись интерьеров дома настоятеля субхрама Рюсё-дзи (龍翔寺) монастыря Дайтоку-дзи. К сожалению, эти росписи были уничтожены во время пожара в конце периода Эдо.
Большинство из сохранившихся работ Гэйая созданы в жанре катёга («цветы и птицы»). Так, две его шестипанельные ширмы посвящены красноголовым журавлям (см. «Журавль: значение и символ»). Одна из ширм хранится в Художественном музее Масаки (Япония) вторая - в Галерее искусств Йельского университета. Возможно, это две части единой художественной композиции. В основном они выполнены в так называемой «безкостной технике» живописи, которую использовал в своём творчестве Соами.
Две картины в стиле суйбокуга «Воробьи, камыши и астры» из коллекций Музея искусств Метрополитэн и Института искусств Миннеаполиса не только имеют одинаковые размеры, но и выполнены в едином стиле. Птицы и цветы изображены в живом движении, длинные стебли и листья камышей изгибаются в разных направлениях, а жемчужно-серые пятна придают композиции изящную утонченность.
В этом же стиле выполнена работа «Птицы, бамбук и цветущая слива» из коллекции Художественного музея округа Лос-Анджелес.
Полихромные картины Гэйая в жанре «цветы и птицы» отражают, по мнению искусствоведов, влияние китайской живописи диастии Мин.
Кем бы на самом деле ни был Гэйай, картины с его печатью демонстрируют искусное владение широким спектром техник живописи, отражая тенденцию, преобладающую среди художников конца пятнадцатого века, действовавших в районе Киото.