zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Монастырь Тёкодзи в Тойота-Сити

Гукёку

Гукёку Рэйсай (яп. 愚極礼才, 1370 [1363] ‐ 1452) – дзенский монах школы Риндзай периода Муромати, каллиграф, художник, литератор, поэт и учёный. Был известен также как Дзёгэй и Фугецу Сюдзин.

Рейсай (это настоящее имя художника и каллиграфа) родился в Ямасиро (в наши дни – префектура Киото). Он вошёл в сангху (стал буддийским монахом) в дзенском монастыре Тёко-дзи в провинции Микава. Тёкодзи принадлежал одному из ответвлений школы Риндзай – Сёити (聖一派). Первым дзенским наставником Рейсая был Хейсэн Рейсюн (平川礼浚). Рейсюн дал своему ученику буддийское имя (дого) – Гукёку. Впоследствии Гукёку Рейсай стал преемником Дхармы Хейсэн Рейсюна.

Тёко-дзи в наши дни
Slider

Из Микава Гукёку переехал в Киото, где проживал в дзенских храмах и монастырях Фумондзи (普門寺), Тофуку-дзи и Нандзен-дзи. Как и многие дзенские монахи периода Муромати, Гукёку был высокообразованным и разносторонне развитым человеком; входил в число видных литераторов и учёных-монахов годзан («Пяти гор»). Он был близким другом Дзуйкэя Сюхо (瑞渓周鳳, 1392-1473), который был автором «Гаунни цукен року» (Записи Пасмурных дней).

Раннее утро в Нандзен-дзи

Сам Гукёку – автор известного труда «Тэнман Дайдзидзай Тендзин» (Божественное сокровище Великой свободы). Тэнман Дайдзидзай Тендзин – святилище, посвященное выдающемуся японскому учёному, поэту и государственному деятелю эпохи Хэйан – Сугавара-но Митидзанэ. После смерти Сугавара-но Митидзанэ был причислен к сонму синтоистких божеств как Тендзин - Бог Знания и Науки.

Тендзин в КитаеСэссю Тойо. Тендзин в КитаеСэссю Тойо
«Тендзин в Китае»

Согласно сохранившимся свидетельствам Гукёку был одним из самых известных каллиграфов своего времени в монастырях системы годзан Киото. Его главной специализацией было создание вывесок для монастырских построек. Чаще всего это были ворота Сомон или Санмон, на которых размещались деревянные таблички с названием монастыря. Дошедший до наших дней образец каллиграфии Гукёку хранится в Музее искусств Метрополитэн.

Спасительная сила АмидаГукёку Рейсай. Спасительная сила АмидаГукёку Рейсай
«Спасительная сила Амида»

Это короткое стихотворение (гатха), написанное китайским скорописным шрифтом:

Для погрязшего во Зле человека
другого средства спасения нет:
Просто произносите имя Амида,
чтобы родиться в Чистой Земле.

Как видим, подобно приверженцам буддийской школы Дзёдо («Чистая Земля»), Гукёку Рейсай, выдающийся дзенский монах, верил в спасительную силу Будды Амиды (санскрит: Амитабха).

Но помимо каллиграфии Гукёку занимался и монохромной живописью (суми-э или суйбокуга). Он глубоко изучал творчество почитавшегося в дзенской среде китайского монаха-художника Му Ци. Согласно «Хонтё Гаси» (Истории живописи Японии) Гукёку восхищался творчеством Китидзана Минтё и даже, возможно, был его учеником. Как и Минтё, Гукёку в основном работал как художник в жанре досякуга. Исторические документы упоминают много его картин в этом жанре, изображавших бодхисаттв Авалокитешвара (яп. Каннон) и Манджушри (яп. Мандзю). Но до нашего времени дошли лишь «Каннон в белых одеяниях» (1434 год, хранится в Ракуон-дзи в Киото) и картина «Манджушри верхом на льве», написанная в 1438 году.

Манджушри верхом на львеГукёку Рейсай. Манджушри верхом на льве Гукёку Рейсай
«Манджушри верхом на льве»

Гукёку входил в высшую иерархию дзенских монахов Киото. В разное время он занимал посты настоятелей важнейших дзенских монастырей Японии: был 145-м дзюдзи (главным монахом) Нандзен-дзи и 149-м дзюдзи в Тофуку-дзи. Оба монастыря входили в систему годзан, причём Нандзен-дзи имел надранговый статус будучи важнейшим дзенским монастырём Японии.

Осень в Тофуку-дзи

В последние годы жизни Рейсай Гукёку проживал в субхраме Согэн-ин (曹源院) монастыря Тофуку-дзи. Умер в 1452 году в возрасте 83 лет.