Кенко Сёкэй (賢江祥啓, середина 15 в. – начало 16 в.) – дзенский художник-монах (дзенрин-гасо), жизнь и творчество которого приходятся на поздний период Муромати и период Сэнгоку.
Кенко – адзана (взрослое имя) художника, его буддийское имя – Генэй Сёкэй, известен также как Кэй Сёки (啓書記) и Хинракусай (貧楽斎).
Исторические документы того времени свидетельствуют о том, что Сёкэй был родом из провинции Сагами (современная префектура Канагава). В настоящее время эта версия о происхождении Сёкэя является общепринятой среди историков-искусствоведов, хотя по информации, содержащейся в «Хонтё Гаси» («История живописи в Японии», 1691 г.), Сёкэй родился в городе Уцуномия провинции Симоцукэ (современная префектура Тотиги) в семье художника из клана Маруйоси (丸良).
Сёкэй был высокопоставленным монахом в дзенском монастыре Кэнтё-дзи (建長寺) в городе Камакура. Кэнтё-дзи входил в число важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив первый ранг в сформировавшейся к середине 14 века системе годзан («Пять Гор») Камакура. Сёкэй занимал значимую должность в так называемой «западной группе» монастыря – Сёки (書記, писарь, секретарь), и по сложившейся традиции был известен в монастырских кругах как Кэй-сёки (啓書記).
По некоторым свидетельствам учителем живописи Сёкэя был Тюан Синко (仲安真康, ?-?), другой высокопоствленный дзенский монах и художник из Кэнтё-дзи, проживавший в субхраме Сэйрай-ан (西来庵). Тюан Синко был мастером суйбокуга и создавал в основном картины в жанре досякуга (даосско-буддийская живопись), хотя работал также в жанре «цветы и птицы» (катёга) и идеализированного пейзажа (сансуйга). До нашего времени дошло лишь несколько картин кисти Тюан Синко, среди них «Хотэй» (布袋図), «Портрет и пейзаж» (山水人物図).
В 1478 году Сёкэй Кенко отправился в Киото и продолжил своё обучение под руководством известного добосю (советника сёгуна по культурным вопросам) Гэйами. Добосю прекрасно разбирались в китайской живописи и отвечали за приобретение, хранение, учёт и оценку художественных ценностей для клана Асикага. В основном это были живопись, каллиграфия, вазы и разнообразная чайная утварь, хранившаяся в резиденции сёгуна на горе Хигасияма. Добосю были также искусны в создании икибана, проведении чайных церемоний, поэтическом искусстве рэнга, ландшафтном дизайне и т.д. Сёкэй не только обучался технике живописи, но и был допущен в сокровищницу («гёмоцу» или «гомоцу») сёгуна Ёсимаса Асикага в резиденции Хигасияма, где хранилась художественная коллекция клана. Там у Сёкэя появилась уникальная возможность познакомиться с лучшими образцами китайской живописи, в том числе с картинами Ма Юаня, Ся Гуя, Му Ци и Жофэнь Юйцзяня, и освоить тонкости научной экспертизы китайских произведений искусства.
Тот факт, что Сёкэй получил такой радушный приём в резиденции самого сёгуна, в течение трёх лет изучал под руководством Гэйами «новый стиль» в кара-э (ставший, благодаря Сюбуну, основным течением живописи того времени), получил доступ в «гомоцу» (хранилище художественной коллекции сёгуната); всё это указывает на то, что Сёкэй прибыл в Киото не как частное лицо, а как специальный посланник от правительства региона Канто (центром которого была Камакура) с особой культурной миссией.
По прошествии трёх лет, в 1481 году, Сёкэй вернулся в Камакура. Перед возвращением он получил от Гэйами в качестве Диплома об успешном окончании обучения картину «Созерцание водопада» (観瀑図, в коллекции Музея искусств Нэдзу, Токио), единственную из дошедших до наших дней работ Гэйами. Сохранилась аннотация (комментарий) к этой картине, которую составил высокопоставленный дзенский монах Оусэн Кэйсан (横川景三, 1429-1493), бывший в разное время настоятелем важнейших дзенских монастырей системы годзан - Нандзен-дзи и Сёкоку-дзи, и занимавший должность сороку-си. Именно из этой аннотации и почерпнуты сведения о пребывании Сёкэя в Киото в 1478-1481 гг.
По возвращении в Кэнтё-дзи (Камакура) Сёкэй проживал в субхраме Хосю-ан (宝珠院). Через 12 лет, в 1493 году, он снова посетил Киото и жил некоторое время в Сёкоку-дзи. Упоминания об этом содержатся в сохранившихся записях ещё одного высокопоставленного дзенского монаха Кэйдзё Сюрин (景徐周麟, 1440-1518), который также служил в своё время настоятелем Сёкоку-дзи и занимал при сёгунате пост сороку-си.
Совместно с другими высокопоставленными дзенскими монахами и представителями культуры монастырей «Пяти гор» («годзан бунгэй»), такими как упоминавшиеся выше Оусэн Кэйсан и Кэйдзё Сюрин, а также Бокун Рётаку (黙雲龍沢) и Сёдзию Рюто (正宗龍統, 1428-1498), Сёкэй продолжил изучение образцов китайской живописи династий Сун и Юань в «гомоцу» сёгунов Асикага. То обстоятельство, что повторный визит Сёкэя в столицу совпал с периодом политической нестабильности, отстранением от власти Асикага Ёситанэ и приходом к власти нового сёгуна Асикага Ёсидзуми (ставленника клана Хосокава); косвенно подтверждает версию о том, что Сёкэй был уполномоченным посланником, неким связующим звеном во взаимоотношениях военного правительства (сёгуната) в Киото с представителями сёгуната в регионе Канто, Канто-кубо. Канто-кубо, или «повелители региона Канто», ставка которых находилась в городе Камакура, принадлежали к боковой ветви клана Асикага и имели достаточно широкую автономию.
Пребывая в Киото, Сёкэй основал художественную студию Хинраку-сай. Неизвестно, сколько времени пробыл Сёкэй в Киото, и мало что известно о его дальнейшей судьбе. По одной информации он оставался в Киото до конца своих дней. По другой информации он вернулся в Камакура и провёл оставшуюся часть жизни в дзенском монастыре Кэнтё-дзи, в субхраме Хосю-ан. Последние упоминания о Кенко Сёкэе датируются 1523 годом.