Рёдзэн (良全), или Рёсэн (良詮), – японский буддийский художник, чьи жизнь и творчество приходятся на начало-середину 14 века, конец периода Камакура и ранний период Муромати (период Южного и Северного дворов).
До нашего времени дошли лишь картины Рёдзэна и никаких документальных свидетельств о его жизни и творчестве. К счастью, некоторые из картин содержат датировки или комментарии, позволяющие определить хронологические рамки периода его творческой активности. Наиболее ранняя из таких картин - «Пари-нирвана Будды» (仏涅槃図) из собрания монастыря Хонгакудзи (本覚寺) с подписью «Кисть Кайсэйдзин Рёсэна, 3-й год эры Каряку* (1328 г.)». Наиболее поздняя - «Каннон в белых одеяниях» из коллекции Токийского национального музея, датируемая приблизительно 1361 годом.
Поскольку многие из сохранившихся работ Рёдзэна содержат хвалебные комментарии (гасан) дзенского монаха Кенпо Сидона (乾峯士曇, 1285-1362) из монастыря Тофуку-дзи в Киото, и поскольку в Тофуку-дзи сохранилось много копий картин Рёдзэна, учёные и искусствоведы полагают, что Рёдзэн был связан с Тофуку-дзи. Некоторые учёные считают, что Рёдзэн был непрофессиональным художником-монахом (га-со, 画僧), другие уверены, что он был профессиональным буддийским художником-скульптором (э-бусси, 絵仏師), создававшим картины и скульптуры для нужд этого монастыря. В Британской энциклопедии Рёдзэн упоминается как видный представитель художественной школы Такума 14 века, наряду с Тёсё и Эйга, хотя подтверждений этому в японских документальных источниках не найдено.
Предполагают, что Рёдзэн был выходцем с острова Кюсю или даже иммигрантом из Китая. Предположение это строится на том, что упоминавшийся выше Кенпо Сидон был родом из Хаката (крупный портовый город на западном побережье острова Кюсю), а сам Рёдзэн свои работы скреплял печатью «Кайсэйдзин» (海西人,«выходец из Кайсэй», «человек из Кайсэй»). В Японии термин «кайсэй» относился к «западному морю» (совр. Восточно-Китайское море) и к провинциям, находившимся на его побережье в западной части Японии.
В старые времена Рёдзэна отождествляли с Као Нинга, другим известным художником, жившим в начале 14 века. Как и в отношении Рёдзэна, никаких документальных свидетельств о жизни и творчестве Као Нинга не сохранилось. По одной из версий (наиболее убедительной), это был высокопоставленный дзенский монах Као Сонэн (可翁宗然, ?-1345), о котором сохранилось достаточно много сведений. Документальные источники того периода упоминают, что Сонэн был также известен под именем Рёдзэн (良全). Однако из тех же документальных источников достоверно известно, что Као Сонэн ушёл из жизни в 1345 году. А ряд сохранившихся картин художника Рёдзэна датируется более поздним периодом. Например, «Шестнадцать архатов» из коллекций Кэннин-дзи и Галереи искусств Фрир (Вашингтон) датируются 3-м годом эры Сёхэй (正平), т.е. 1348 годом. Ещё одна картина Рёдзэна «Манджушри верхом на льве» содержит комментарий Кенпо Сидона с подписью «Нандзэн Кенпо». Кенпо Сидон прожил в Киото около 20 лет, большую часть из которых он провёл в монастыре Тофуку-дзи, и лишь два года (с 1347 по 1349) он занимал должность настоятеля Нандзэн-дзи. Соответственно, работу «Манджушри верхом на льве» датируют именно этим временным промежутком. А «Каннон в белых одеяниях» из коллекции Токийского национального музея датируется приблизительно 1361 годом. Этот хронологический разрыв заставляет признать ошибочным отождествление Рёдзэна-художника с Као Сонэном. Стилистический анализ картин Рёдзэна и Као Нинга также не подтверждает прежнюю версию. Работы Као Нинга пропитаны духом Дзен и инспирированы творчеством китайских чаньских художников Муци и Лян Кая, живших в конце династии Южная Сун, а также творчеством работавших в том же стиле Янь Хуэя и Интулу (Индара) из династии Юань. Стиль же большинства работ Рёдзэна, умеренный, с тонкими ровными линиями, ассоциируется со стилем китайского художника 11 века Ли Гунлиня (李公麟), известного так же, как Ли Лунминь (李龍眠). Таким образом, в настоящее время общераспространённой является теория, что художники Као Нинга и Рёдзэн - разные исторические личности.
Минтё Китидзан, живший и работавший в Тофуку-дзи в конце 14 – начале 15 веков и основавший там известную в Японии художественную студию, был, как разумно предположить, преемником и последователем Рёдзэна. Известно, что Рэйсай, ученик Минтё и видный представитель художественной школы Тофуку-дзи в 15 веке, подписывал своё имя золотыми чернилами так же, как и Рёдзэн, работавший в Тофуку-дзи столетием ранее. Учёные считают, что это подчёркивает глубокую связь между художественной школой Минтё и Рёдзэном.
Кисти Рёдзэна принадлежат как классические (сильно пигментированные) буддийские картины, так и даосско-буддийские картины (жанр досякуга) в стиле суйбоку (живопись тушью и водой). Такие его монохромные работы, как «Каннон в белых одеяниях» из коллекции монастыря Мёко-дзи (префектура Аити), «Манджушри верхом на льве» из коллекции Художественного музея Масаки или «Белая цапля» (частная коллекция), ставят его в один ряд с представителями раннего этапа развития суйбокуга в Японии – Као Нинга и Мокуаном Рэйеном.
Среди других сохранившихся работ Рёдзэна известны две версии «Шестнадцати архатов» (1348 год): первая, из коллекции дзенского монастыря Кэннин-дзи, принадлежала раньше монастырю Тофуку-дзи, вторая версия, из коллекции Галереи искусств Фрир, принадлежала субхраму монастыря Тофуку-дзи – Сансё-дзи (三聖寺). Предполагают, что версия из коллекции Кэннин-дзи – оригинальная работа, а версия из Галереи Фрир – более поздняя копия. В продолжение следует упомянуть «Паринирвану Будды» из коллекции Хонгаку-дзи и написанную золотой краской по шёлку «Каннон в белых одеяниях» из коллекции Токийского национального музея.
Творчество Рёдзэна стало переходным этапом и связующим звеном между классической (канонической) буддийской живописью и даосско-буддийской живописью (досякуга) в стиле суйбоку, которая приобрела огромную популярность в 15-16 веках.