Секкякуси (赤脚子) – японский дзенский художник-монах (дзенрин-гасо) периода Муромати. Настоящее имя, годы жизни и факты биографии этого художника история не сохранила. Творческий период Секкякуси пришёлся на первую половину 15 века.
Вплоть до недавнего времени Секкякуси, как и многие другие художники периода Муромати, был для истории искусствоведения художником-призраком. Считалось, что «Секкякуси» - ещё один творческий псевдоним Минтё Китидзана, и все работы с печатью «Секкякуси» приписывались кисти Минтё. Некоторые искусствоведы отождествляли Секкякуси с Рэйсаем, учеником Минтё, из-за содержательного сходства используемых ими белых квадратных печатей.
Известно, что Китидзан Минтё использовал печать «Васоай» (破草鞋, «Стоптанные сандалии»); а Рэйсай использовал печать «Кякуто Дзитти» (脚踏実地, «Хождение по Истинной Земле»). «Васоай», «Кякуто Дзитти» и «Секкякуси» (赤脚子, «Cлед босой ноги») - термины, относящиеся к «Подножию Источника». Все три термина были заимствованы из известного буддийского трактата «Нефритовая книга»1 и являлись общеиспользуемыми дзенскими выражениями.
Из-за этого в ранних книгах по истории японской живописи, Рэйсая и Секкякуси ошибочно отождествляли с Китидзаном Минтё или друг с другом. Теперь общепринятой теорией является то, что это были три разных художника. Предполагают, что и Рэйсай, и Секкякуси были «кёдай-дэси»2, учениками одного и того же учителя живописи, то есть Минтё Китидзана.
В конце 14 века Китидзан Минтё и его последователи основали и развивали в Тофуку-дзи влиятельную студию живописи, специализирующуюся на создании буддийских картин, как традиционных, сильно пигментированных, так и картин суйбокуга. Созданная Минтё студия стала ведущей студией, работающей в жанре досякуга, и была широко известна по всей Японии. Даже столетие спустя в студию поступали заказы на картины из храмов, отличных от линии храма Тофуку-дзи.
Предполагают, что Секкякуси был тесно связан с дзенским монастырём Тофуку-дзи и с художественной студией Минтё, поскольку стиль Секкякуси демонстрирует преемственность со стилем Минтё. Характерным примером такой преемственности служат работы «Каннон в белых одеяниях» обоих художников: кисти 74-х летнего Китидзана Минтё из коллекции Музея искусств MOA и кисти Секкякуси из коллекции Художественного музея Нэдзу.
В документальных источниках того периода, связанных с монастырём Тофуку-дзи, обнаружены записи о монахе Кандэнсу (寒殿司), который занимал в монастыре должность дэнсу (смотрителя залов), как и Минтё Китидзан (Тёдэнсу). Кандэнсу был художником и автором потолочных росписей в главных воротах (санмон) Тофуку-дзи. Некоторые искусствоведы полагают, что Кандэнсу и был тем художником, который использовал в своём творчестве печать «Секкякуси».
Среди других сохранившихся работ Секкякуси – «Дарума» (Музей Токийского Университета искусств), «Кандзан и Дзиттоку» (Художественный музей Масаки), «Бессмертный Ли Тегуай» (Музей искусств префектуры Гунма) и три свитка из цикла «Десять быков Дзен»: «Укрощаю быка» в коллекции Музея азиатских искусств Сан-Франциско, «Приручаю быка» в коллекции Музея искусств Метрополитэн и «Оседлал быка» в коллекции Галереи Фрир.
2 Кёдай-дэси – ученики одного и того же мастера искусств, их сообщество, «братство».