Биография человека часто неотделима от истории эпохи и среды, в которой он жил и творил. И если написание биографии сродни постановке театрального спектакля, то история эпохи – своего рода красочная декорация, без которой театральный спектакль может показаться блеклым и скучным, а иногда и не совсем понятным.
Но даже при наличии красочных декораций биография чаще всего представляет собой театр одного актера. Мы хотим исправить это упущение и выпустить на сцену других действующих лиц.
Поскольку Сэссю провел большую часть своей жизни (около 30 лет) в монастыре Сёкоку-дзи, у него было много друзей, которые так или иначе повлияли на его жизнь. Короткие рассказы о них самих и об их жизни помогут создать новый, живой фон для игры главного актёра.
Бокусё Сюсё
Бокусё Сюсё (牧松周省, точные годы жизни неизвестны, ориентировочно первая половина 15 века – начало 16 века) – дзенский монах периода Муромати. Высокопоставленный монах дзенской школы Риндзай. Был широко известен в литературных кругах Киото.
Но помимо прочих талантов, Бокусё Сюсё еще и рисовал. До наших дней дошёл образец монохромной живописи тушью кисти Бокусё (хранится в коллекции Музея искусств Метрополитэн). Эта вызывающая воспоминания картина является вариацией на тему знаменитого «Пейзажа в стиле хабоку» или «Хабоку-сансуй» (хранится в Токийском национальном музее) великого мастера Сэссю Тойо.
Хабоку - «сломанные чернила/ломаная тушь» (破墨 haboku), а точнее сказать хацубоку - «разбрызганные/разлитые чернила» (溌墨 hatsuboku), - техника, в которой темная тушь быстро наносится поверх еще влажных, светлых мазков, чтобы создать мягкий, рассеянный эффект, без четко определенных контурных линий или явных деталей. Хацубоку аппелирует к интуитивному и созерцательному восприятию, связанному с духовной практикой дзен.
Затянутая туманом сцена напоминает также работы китайского художника 13 века Жофэнь Юйцзяня, чьими пейзажными картинами восхищались в Японии.
Дзёнан Этэцу
Дзёнан Этэцу (汝南 恵徹, 1446 - 1507). Мало что удалось выяснить о жизни этого дзенского монаха-художника (гасо) периода Муромати. Вся информация о его жизни почерпнута из поэтических комментариев, оставленных его другом Рёаном Кейго и им самим на картинах других художников.
Этэцу родился предположительно в 1446 году (называется также другая дата – 1444 год). В конце 15-го века стал 183-м настоятелем монастыря Тофуку-дзи в Киото и основателем (開山名, Кайсан) суб-храма Тофуку-дзи – Си-кен (藕絲軒, «Корень Лотоса»).
Входил в круг друзей великого японского художника Сэссю. Поэтический комментарий (га-сан) Этэцу присутствует на представленном ниже Пейзаже Сэссю Тойо.
Умер Этэцу в 1507 году, через год после смерти Сэссю.
Минимум информации о жизни этого дзенского монаха компенсируется дошедшей до наших дней картиной, принадлежащей кисти Этэцу – «Дайкон».
Еще одна картина, хранящаяся в Художественном музее Кливленда, - «Хотэй» - также приписывается Этэцу, но это лишь предположение экспертов. На самой картине отсутствуют подписи, печати или комментарии, позволяющие однозначно установить авторство Этэцу.
Сёго Тёдзию
Сёго Тёдзию (勝剛長柔, ? - 1457) - дзенский монах школы Риндзай в период Муромати. Один из лучших знатоков неоконфуцианской поэзии и литературы своего времени. Служил настоятелем (главным монахом) храма Фумон-дзи (普門寺), дочерний храм Тофуку-дзи) в Ямасиро (совр.: префектура Киото). Был дружен с великим японским мастером суйбокуга Сэссю Тойо.
В поздние годы он перебрался в храм Суйкан-дзи в Ивами (совр.: префектура Симанэ). Умер в 1457 году.
Сохранился его литературный труд «Умэно Утаки».
Кико Тайсюку
Кико Тайсюку (季弘大叔, 1421-1487) – дзенский монах школы Риндзай периода среднего Муромати.
Известен под псевдонимами - Сёан (蔗庵, «Храм Сахарного Тростника»), Сёкэн (蔗軒, «Эрмитаж Сахарного Тростника»), Тикукоку Тодзин (竹谷道人, «Даос Бамбуковой Долины»), Хийо Сандзин (備陽山人, «Горец Совершенный Мужчина»).
Кико Тайсюку родился в провинции Бидзен (ныне префектура Окаяма). В 9 лет он стал дзенским монахом, учеником Тикуана Тайбэня (竹庵大縁, «Бамбуковый Эрмитаж») в монастыре Тофуку-дзи в Киото, и позже стал преемником Дхармы Тикуана Тайбэня.
В зрелые годы Кико был известным литератором, представителем годзан бунгаку (литературы годзан), и учёным. Наряду с Ансо Ицукеем (雲章一慶, 1386 – 1463) и Сёго Тёдзию (勝剛長柔, ? - 1457), он слыл лучшим знатоком неоконфуцианской поэзии и литературы. В 1467 году он изучал в Нара учения буддийских школ Хоссо и Когэн. Глубоко изучил также учение буддийской школы Дзёдо («Чистая Земля»).
В 1474 году он получил должность настоятеля монастыря Тофуку-дзи в Киото. Потом его направили в храм Кайей-дзи (海会寺) - дочерний храм Тофуку-дзи в провинции Идзуми (совр. префектура Осака). Там он также служил настоятелем (главным монахом), а 1480 год вернулся в Киото, снова получив должность настоятеля Тофуку-дзи.
В 1483 году он вернулся в Идзуми, в храм Кайэй-дзи, и провел там последние годы жизни, общаясь с последователями школы Хото (одно из ответвлений школы Риндзай).
Принадлежащий перу Кико Тайсюку «Дневник Сахарного Тростника» периода храма Кайэй-дзи - интересный исторический материал, рассказывающий о повседневной жизни дзэнских монахов. Из другого литературного наследия Кико Тайсюку до наших дней дошло собрание стихотворений «Манускрипт Сатиана».
В 1484 году Тайсюку получил кодзё (назначение на должность настоятеля) монастыря Нандзен-дзи и приглашение поселиться в Нандзен-дзи, но не стал возвращаться в Киото из-за тяжелой болезни.
Не справившись с ней, Кико Тайсюку умер в 1487 году в возрасте 67 лет.
Рёан Кейго
Рёан Кейго (了庵桂悟, 1425-1514) – дзенский монах школы Содзё-ити Риндзай с середины периода Муромати до периода Сэнгоку (период воюющих государств).
В 8-летнем возрасте Кейго был отдан в Храм Аньё-дзи в Исэ и обучался дзен у мастера Дайки Хосин (大疑宝信). Позже он стал монахом (вошёл в Сангху). Согласно другим источником он учился у Тайги Хосин в Храме Синьё-дзи в провинции Ямасиро и стал преемником Дхармы. Позже он вернулся в Исэ, в Храм Аньё-дзи, где служил Первым монахом (дзудзи).
В 1440 году он поселился в Киото в монастыре Тофуку-дзи и стал учеником Мастера Токудо (得度). Там помимо основной практики дзен он изучал труды Чжуан-цзы и «Великую книгу Хуэй».
Учителями Рёана Кейго были также Ансо Ицукей(雲章一慶, 1386―1463), Исию Токухо (惟宗徳輔, 1370―1466), Исийо Токуган (惟肖得巌), Тикуго Сою (1380―1461) и Тока (洞下).
В 1478 году Кейго стал 171–м главой (настоятелем) Тофуку-дзи, а в 1487 году – 241-м главой Нандзен-дзи. Оба монастыря входили в систему годзан (важнейших дзенских храмов Киото и Камакуры).
В 1486 году Император Гоцутимикадо по рекомендации Сандзониси Санетака дал Кейго имя «Рёан». Император написал это имя как 了庵 (кит. Ляоань), но позже оно было преобразовано в Токей (桃渓, «Даосизм») и стало буддийским именем (до-го) Кейго.
Личные качества Рёана Кейго были высоко оценены при императорском дворе и в военном правительстве (бакуфу). В 1506 году, когда Рёану был уже 81 год, император Гоцутимикадо назначил его на должность Кенмин Сэй-си – Официального Посла Японии при императорском дворе Мин в Китае. А сёгун Асикага Ёсицуми присвоил ему титул Буцунити Дзенси («Буддийский День - Мастер Дзен»).
В 1511 году Рёан отправился с миссией в Китай, где провел успешные переговоры по экономической политике, урегулировал существовавшие разногласия и заключил выгодные торговые соглашения между странами. В рамках культурного обмена он привез из Японии много образцов литературы страны Восходящего Солнца.
Около шести месяцев он жил в Сучжоу и общался со многими известными писателями, учеными-чиновниками и художниками того времени, которые относились к нему с огромным почтением, учитывая его образованность, личные качества и 86-ти летний возраст. Среди них были известный философ-конфуцианец Ван Ян-мин (1472-1529), а также каллиграф и художник Чан Хо (также известный как Чан Чунг-Хо).
В 1513 году он получил приглашение от имераторского храма Вуцзин возглавить монастырь Ашока (Аюйваньшань-сы), входящий в китайскую систему Пяти гор. Приняв это предложение, он стал 101 главой этого знаменитого монастыря.
В этом же году он вернулся в Японию. Перед отъездом он получил традиционные прощальные стихи от Ван Ян-мина (1472-1529), от Яна Туан-фу и каллиграфический свиток с прощальной поэмой от государственного деятеля Лу Си-ю.
Вернувшись на родину, Рёан жил в Киото в Нандзен-дзи и субхраме Тофуку-дзи – Дайи-дзи. Умер он в 1514 году, в возрасте 90 лет.
Из литературного наследия Рёана до наших дней дошли «Воспоминания Дзинсина (壬申)» в 2-х томах.