Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Друзья Сэссю Тойо

Биография человека часто неотделима от истории эпохи и среды, в которой он жил и творил. И если написание биографии сродни постановке театрального спектакля, то история эпохи – своего рода красочная декорация, без которой театральный спектакль может показаться блеклым и скучным, а иногда и не совсем понятным.

Монастырь Сёкоку-дзи в Киото

Но даже при наличии красочных декораций биография чаще всего представляет собой театр одного актера. Мы хотим исправить это упущение и выпустить на сцену других действующих лиц.

Поскольку Сэссю провел большую часть своей жизни (около 30 лет) в монастыре Сёкоку-дзи, у него было много друзей, которые так или иначе повлияли на его жизнь. Короткие рассказы о них самих и об их жизни помогут создать новый, живой фон для игры главного актёра.

Бокусё Сюсё

Бокусё Сюсё (牧松周省, точные годы жизни неизвестны, ориентировочно первая половина 15 века – начало 16 века) – дзенский монах периода Муромати. Высокопоставленный монах дзенской школы Риндзай. Был широко известен в литературных кругах Киото.

Но помимо прочих талантов, Бокусё Сюсё еще и рисовал. До наших дней дошёл образец монохромной живописи тушью кисти Бокусё (хранится в коллекции Музея искусств Метрополитэн). Эта вызывающая воспоминания картина является вариацией на тему знаменитого «Пейзажа в стиле хабоку» или «Хабоку-сансуй» (хранится в Токийском национальном музее) великого мастера Сэссю Тойо.

Пейзаж ХабокуБокусё Сусё. Пейзаж Хабоку Бокусё Сусё
«Пейзаж Хабоку»
Музей искусств Метрополитэн

Хабоку - «сломанные чернила/ломаная тушь» (破墨 haboku), а точнее сказать хацубоку - «разбрызганные/разлитые чернила» (溌墨 hatsuboku), - техника, в которой темная тушь быстро наносится поверх еще влажных, светлых мазков, чтобы создать мягкий, рассеянный эффект, без четко определенных контурных линий или явных деталей. Хацубоку аппелирует к интуитивному и созерцательному восприятию, связанному с духовной практикой дзен.

Затянутая туманом сцена напоминает также работы китайского художника 13 века Жофэнь Юйцзяня, чьими пейзажными картинами восхищались в Японии.

Восемь видов рек Сяо и СянЮцзянь Руфэнь. Восемь видов рек Сяо и Сян Юйцзянь Жофэнь. «Восемь видов рек Сяо и Сян»

Дзёнан Этэцу

Дзёнан Этэцу (汝南 恵徹, 1446 - 1507). Мало что удалось выяснить о жизни этого дзенского монаха-художника (гасо) периода Муромати. Вся информация о его жизни почерпнута из поэтических комментариев, оставленных его другом Рёаном Кейго и им самим на картинах других художников.

Этэцу родился предположительно в 1446 году (называется также другая дата – 1444 год). В конце 15-го века стал 183-м настоятелем монастыря Тофуку-дзи в Киото и основателем (開山名, Кайсан) суб-храма Тофуку-дзи – Си-кен (藕絲軒, «Корень Лотоса»).

Входил в круг друзей великого японского художника Сэссю. Поэтический комментарий (га-сан) Этэцу присутствует на представленном ниже Пейзаже Сэссю Тойо.

Га-сан Этэцу на картине СэссюДзёнан Этэцу. Поэтический комментарий к картине Сэссю Тойо. Дзёнан Этэцу
Га-сан к «Пейзажу» Сэссю Тойо
Из частной коллекции Кадзюро Кикуя

Умер Этэцу в 1507 году, через год после смерти Сэссю.

Минимум информации о жизни этого дзенского монаха компенсируется дошедшей до наших дней картиной, принадлежащей кисти Этэцу – «Дайкон».

ДайконДзёнан Этэцу. Дайкон Дзёнан Этэцу. «Дайкон»
Из частной коллекции Питера Друкера

Еще одна картина, хранящаяся в Художественном музее Кливленда, - «Хотэй» - также приписывается Этэцу, но это лишь предположение экспертов. На самой картине отсутствуют подписи, печати или комментарии, позволяющие однозначно установить авторство Этэцу.

ХотэйДзёнан Этэцу. Хотэй Дзёнан Этэцу. «Хотэй»
Музей искусств Кливленда

Сёго Тёдзию

Сёго Тёдзию (勝剛長柔, ? - 1457) - дзенский монах школы Риндзай в период Муромати. Один из лучших знатоков неоконфуцианской поэзии и литературы своего времени. Служил настоятелем (главным монахом) храма Фумон-дзи (普門寺), дочерний храм Тофуку-дзи) в Ямасиро (совр.: префектура Киото). Был дружен с великим японским мастером суйбокуга Сэссю Тойо.

Cад Сэссю в Тофуку-дзи

В поздние годы он перебрался в храм Суйкан-дзи в Ивами (совр.: префектура Симанэ). Умер в 1457 году.

Сохранился его литературный труд «Умэно Утаки».

Кико Тайсюку

Кико Тайсюку (季弘大叔, 1421-1487) – дзенский монах школы Риндзай периода среднего Муромати.

Известен под псевдонимами - Сёан (蔗庵, «Храм Сахарного Тростника»), Сёкэн (蔗軒, «Эрмитаж Сахарного Тростника»), Тикукоку Тодзин (竹谷道人, «Даос Бамбуковой Долины»), Хийо Сандзин (備陽山人, «Горец Совершенный Мужчина»).

Кико Тайсюку родился в провинции Бидзен (ныне префектура Окаяма). В 9 лет он стал дзенским монахом, учеником Тикуана Тайбэня (竹庵大縁, «Бамбуковый Эрмитаж») в монастыре Тофуку-дзи в Киото, и позже стал преемником Дхармы Тикуана Тайбэня.

Монастырь Тофуку-дзи в Киото

В зрелые годы Кико был известным литератором, представителем годзан бунгаку (литературы годзан), и учёным. Наряду с Ансо Ицукеем (雲章一慶, 1386 – 1463) и Сёго Тёдзию (勝剛長柔, ? - 1457), он слыл лучшим знатоком неоконфуцианской поэзии и литературы. В 1467 году он изучал в Нара учения буддийских школ Хоссо и Когэн. Глубоко изучил также учение буддийской школы Дзёдо («Чистая Земля»).

В 1474 году он получил должность настоятеля монастыря Тофуку-дзи в Киото. Потом его направили в храм Кайей-дзи (海会寺) - дочерний храм Тофуку-дзи в провинции Идзуми (совр. префектура Осака). Там он также служил настоятелем (главным монахом), а 1480 год вернулся в Киото, снова получив должность настоятеля Тофуку-дзи.

Дзенские сады в Тофуку-дзи

В 1483 году он вернулся в Идзуми, в храм Кайэй-дзи, и провел там последние годы жизни, общаясь с последователями школы Хото (одно из ответвлений школы Риндзай).

Принадлежащий перу Кико Тайсюку «Дневник Сахарного Тростника» периода храма Кайэй-дзи - интересный исторический материал, рассказывающий о повседневной жизни дзэнских монахов. Из другого литературного наследия Кико Тайсюку до наших дней дошло собрание стихотворений «Манускрипт Сатиана».

В 1484 году Тайсюку получил кодзё (назначение на должность настоятеля) монастыря Нандзен-дзи и приглашение поселиться в Нандзен-дзи, но не стал возвращаться в Киото из-за тяжелой болезни.

Снегопад в Нандзен-дзи

Не справившись с ней, Кико Тайсюку умер в 1487 году в возрасте 67 лет.

Рёан Кейго

Рёан Кейго (了庵桂悟, 1425-1514) – дзенский монах школы Содзё-ити Риндзай с середины периода Муромати до периода Сэнгоку (период воюющих государств).

В 8-летнем возрасте Кейго был отдан в Храм Аньё-дзи в Исэ и обучался дзен у мастера Дайки Хосин (大疑宝信). Позже он стал монахом (вошёл в Сангху). Согласно другим источником он учился у Тайги Хосин в Храме Синьё-дзи в провинции Ямасиро и стал преемником Дхармы. Позже он вернулся в Исэ, в Храм Аньё-дзи, где служил Первым монахом (дзудзи).

В 1440 году он поселился в Киото в монастыре Тофуку-дзи и стал учеником Мастера Токудо (得度). Там помимо основной практики дзен он изучал труды Чжуан-цзы и «Великую книгу Хуэй».

Осень в Тофуку-дзи

Учителями Рёана Кейго были также Ансо Ицукей(雲章一慶, 1386―1463), Исию Токухо (惟宗徳輔, 1370―1466), Исийо Токуган (惟肖得巌), Тикуго Сою (1380―1461) и Тока (洞下).

В 1478 году Кейго стал 171–м главой (настоятелем) Тофуку-дзи, а в 1487 году – 241-м главой Нандзен-дзи. Оба монастыря входили в систему годзан (важнейших дзенских храмов Киото и Камакуры).

Раннее утро в Нандзен-дзи

В 1486 году Император Гоцутимикадо по рекомендации Сандзониси Санетака дал Кейго имя «Рёан». Император написал это имя как 了庵 (кит. Ляоань), но позже оно было преобразовано в Токей (桃渓, «Даосизм») и стало буддийским именем (до-го) Кейго.

Личные качества Рёана Кейго были высоко оценены при императорском дворе и в военном правительстве (бакуфу). В 1506 году, когда Рёану был уже 81 год, император Гоцутимикадо назначил его на должность Кенмин Сэй-си – Официального Посла Японии при императорском дворе Мин в Китае. А сёгун Асикага Ёсицуми присвоил ему титул Буцунити Дзенси («Буддийский День - Мастер Дзен»).

В 1511 году Рёан отправился с миссией в Китай, где провел успешные переговоры по экономической политике, урегулировал существовавшие разногласия и заключил выгодные торговые соглашения между странами. В рамках культурного обмена он привез из Японии много образцов литературы страны Восходящего Солнца.

Около шести месяцев он жил в Сучжоу и общался со многими известными писателями, учеными-чиновниками и художниками того времени, которые относились к нему с огромным почтением, учитывая его образованность, личные качества и 86-ти летний возраст. Среди них были известный философ-конфуцианец Ван Ян-мин (1472-1529), а также каллиграф и художник Чан Хо (также известный как Чан Чунг-Хо).

В 1513 году он получил приглашение от имераторского храма Вуцзин возглавить монастырь Ашока (Аюйваньшань-сы), входящий в китайскую систему Пяти гор. Приняв это предложение, он стал 101 главой этого знаменитого монастыря.

Монастырь Аюваньшань-сы
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
 

В этом же году он вернулся в Японию. Перед отъездом он получил традиционные прощальные стихи от Ван Ян-мина (1472-1529), от Яна Туан-фу и каллиграфический свиток с прощальной поэмой от государственного деятеля Лу Си-ю.

Прощальная поэма Лу Си-юЛу Си-ю. Прощальная поэма для Рёана. 1513 Лу Си-ю. «Прощальная поэма для Рёана». 1513

Вернувшись на родину, Рёан жил в Киото в Нандзен-дзи и субхраме Тофуку-дзи – Дайи-дзи. Умер он в 1514 году, в возрасте 90 лет.

Из литературного наследия Рёана до наших дней дошли «Воспоминания Дзинсина (壬申)» в 2-х томах.