zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста

В начале 1468 года Сэссю наконец-то осуществляет свою заветную мечту - отправляется в Китай со своим учеником. Ему посчастливилось присоединиться к одной из японских торговых миссий в качестве эксперта-искусствоведа, в задачи которого входило приобретение китайских картин для своих покровителей.

Утро на мысе АбутоХироси Ёсида. Утро из Абуто. Внутреннее море. 1930 г. Хироси Ёсида. «Утро на мысе Абуто. Внутреннее море» 1930 г.

Это была настоящая армада кораблей, принадлежащих семье Оути. Корабли были заполнены товарами для продажи, а также «подарками» (а по сути - пошлиной), которые сёгун («король Японии») должен был преподносить китайскому Императору за право захода японских кораблей в китайские порты.

ШтормСэссон Сюкей. Пейзаж. Штормящее море. Сэссон Сюкей. «Шторм»

Путешествие длилось около трех месяцев, и, как говорят, моряки на борту судов напивались так много и часто, что прибыв в Китай, они даже не смогли выполнить необходимые маневры, чтобы зайти в порт.

Путешествие в КитайСэссю. Длинный свиток пейзажей, фрагмент. Сэссю. Длинный свиток пейзажей, фрагмент.

Наконец в мае 1468 года Сэссю высадился в порте Нинбо на юге Китая и вместе с миссией поселился в одном из пяти крупнейших чаньских храмов - Тяньтун Цзиндэ-сы. Храм находится в тридцати пяти километрах к востоку от Нинбо и является самым важным храмом дзенской школы Риндзай в Китае. Сэссю был встречен там с особым почетом и был удостоен чести занять «первое кресло», то есть сидеть в большом зале Будды рядом с настоятелем храма.

Храм Тяньтун Цзиндэ-сы. Наши дни
Храм Тяньтун. Нинбо
Slider

Мы не знаем, была ли подобная почесть всего лишь формальным выражением гостеприимства (как пишут некоторые европейские авторы1), или проявлением искреннего уважения к дзенскому художнику. Известно, что Сэссю очень ценил проявленное к нему уважение и даже подписал некоторые из своих работ – «Обладатель первого кресла в храме Тендо» (японская транскрипция Тяньтун), что подкрепляет скорее версию искреннего уважения к нему чаньских монахов и ответного искреннего уважения Сэссю. (Ведь вряд ли гордыня и пустое тщеславие были спутниками дзенского мастера-художника.)

ЭнсоЭнсо. Дзенский символ Сатори в стиле суми-э Сенгай Гибон. «Энсо»
Дзенский символ Просветления

Неизвестно о дальнейшей судьбе всей экспедиции в целом, о том, передвигался ли Сэссю вместе с ней или самостоятельно. Известно, что через какое-то время Сэссю оставил монастырь Тяньтун и отправился путешествовать по стране. Точные маршруты его передвижений нам также не известны. Безусловно Сэссю посетил все чаньские монастыри в непосредственной близости от Нинбо и в соседних провинциях, в том числе Храм у горы Сюэдоу, чтобы посмотреть на знаменитую статую Будды-Майтрея.

Статуя Майтрейи-БуддыХрам Сюэдоу. Статуя Майтрейи-Будды Храм Сюэдоу. Статуя Майтрейи-Будды

Он точно побывал в провинции Чжэцзян и ее столице – Ханчжоу, в провинции Цзянсу – в храме Лингу в Нанкине, на южном склоне горы Цзыцзинь (Гора Пурпурного Золота). Посетил Хэншань. «Он совершил поездку по среднему течению реки Янцзы, посетил места, где писали свои пейзажи великие сунские художники, и, внимательно изучая природу и быт Китая, делал многочисленные зарисовки с натуры. «Горы, реки, деревья и поля, птицы и животные, мужчины и женщины, их манеры и костюмы были его учителями», - писал один из современников Сэссю. По-видимому, в Китае Сэссю написал картины «Нинбо», «Монастырь Юй-Ван», «Озеро Сиху» и др.»2

Монастырь Аюй-ВанСэссю. Монастырь Аюй-Ван Сэссю. Монастырь Аюй-Ван

Во время своего путешествия Сэссю знакомился с жизнью, историей, искусством Великого Китая. Он жадно запечатлевал в своей душе и, конечно, в альбомах для эскизов все, что видел, слышал, чувствовал: необъятные просторы, великолепные пейзажи Китая, архитектуру, произведения искусства, литературу, учреждения, обряды, обычаи...

Восемь видов озера Сиху
Сэссю. Восемь видов озера Сиху
Slider

Он сблизился и общался с интереснейшими людьми, литераторами и художниками, из которых Сэссю упоминает Чжан Ю-шена и Ли Цая, работавших в манере, типичной для Минского времени. Всё это, а также время, проведенное в чаньских монастырях, превратило турне по Китаю в ключевое, ярчайшее событие всей жизни Сэссю и служило источником великого вдохновения до конца его дней.

Горная деревушкаЛи Цай. Горная деревушка Ли Цай. Горная деревушка

В ноябре 1468 года Сэссю прибыл в китайскую столицу – Пекин, где прожил целый год. Сопровождавший его в этой поездке друг рассказывал, что Сэссю пригласили расписать стены зала церемоний Либуюань в Императорском дворце. Этот факт говорит о том, что ко времени поездки в Китай Сэссю был, по-видимому, вполне сложившимся художником, известным не только на родине, но и в Великом Китае.

Запретный город. Пекин
Запретный город. Пекин
Slider

Несмотря на опьяняющий экстаз, переполнявший Сэссю, художник сумел сохранить и критичный настрой. Он прибыл в Пекин в надежде познакомиться и даже поучиться у великих китайских мастеров кисти и был введен в круг творческой элиты, состоящей на службе у восьмого императора династии Мин Чэнхуа (Чжу Цзяньшэнь).

Чэнхуа (Чжу Цзяньшэнь)Император Сянь Цзун (Чжу Цзяншень) из династии Мин Император Чэнхуа (Чжу Цзяньшэнь)
Годы правления: 1464-1487

К своему большому разочарованию, он обнаружил полное отсутствие яркости, индивидуальности и новаторства в новом поколении китайских художников. Они отвернулась от духовных и эстетических идей, преобладавших в период Сун, и занимались лишь подражанием мастерам прошлого, копируя их великие произведения.

Он осознал, что даже японские художники, во всем подражавшие мастерам Южного Сун, смогли сделать это более творчески и более оригинально, чем их китайские современники. Японские мастера кисти превносили индивидуальность и самобытность в искусство суми-э, не просто копируя, а обогащая наследие великих мастеров Древнего Китая.

Благодаря этому открытию, вернувшись домой, Сэссю Тойо избавил японскую живопись от подчиненной, ведомой роли по отношению к китайской, доказав, что ученики уже во многом превзошли своих учителей. Словом и кистью он призывал пересмотреть эту укоренившуюся традицию слепого подражания и развивать суми-э на основе национального вкуса и стиля. За этот вклад в Японии Сэссю считают одним из величайших художников за всю историю японского искусства.

Четыре сезона. Весна и ЛетоЧетыре сезона. ПейзажиЧетыре сезона. Пейзажи Сэссю. «Четыре сезона. Весна и Лето»

Творчество Сэссю этого периода лучше всего иллюстрируется набором из четырех пейзажных свитков в Токийском национальном музее, которые подписаны «Тойо, японский дзэнский священник». Такая подпись вряд ли бы понадобилась, если бы свитки были написаны в Японии.

Четыре сезона. Осень и ЗимаЧетыре сезона. ПейзажиЧетыре сезона. Пейзажи Сэссю. «Четыре сезона. Осень и Зима»
1 По их мнению, в то время чаньские монастыри выступали в качестве отелей для всех иностранных посетителей, даже простых торговцев, не имеющих отношения к чань-буддизму: и, вероятно, Сэссю была оказана такая честь, потому что он был единственным дзенским монахом во всей экспедиции.
2 Воронова Б. Тойо Ода. Москва. 1958 г. стр.11
Slider
«Даже немножечко, чайная ложечка,
это уже хорошо!
Ну, а тем более, целый горшок!»
Винни-цзы, династия Пу
Сэссю. Четыре времени года. Весна. 1468-1469
Slider
Дарума. Сэссю
Slider
Slider
Сэссю. Павильон на озере весной.
Slider
Сюбун. Пейзаж (фрагмент)
Slider
Иероглифы Кандзи. Дзен
Slider
Сэссю. Пейзаж
Slider