Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Сога Тёкуан

Сога Тёкуан (曽我直庵, ? - ?) – японский художник, чья жизнь и творческая деятельность пришлась на конец 16-го - начало 17-го вв. (период Адзути-Момояма и ранний период Эдо).

Дракон и тигрСога Тёкуан. Дракон и тигрСога Тёкуан. Дракон и тигрСога Тёкуан. «Дракон и тигр»
Токийский национальный музей

Подробная биография художника неизвестна. Сохранились лишь его картины и отрывочные сведения, по которым современные искусствоведы пытаются реконструировать ключевые моменты его жизни и творчества.

Искусствоведы полагают, что Тёкуан последние годы жизни жил в Сакаи в провинции Сэнсю (современная префектура Осака) и умер в эру Кэйтё (慶長, 1596-1615).

Ястреб на деревеСога Тёкуан. Ястреб на деревеСога Тёкуан. «Ястреб на дереве»
Галерея искусств Фрир. Вашингтон

Большая часть сохранившихся работ Тёкуана и его сына Нитёкуана сосредоточены в регионе Кансай, расположенном на острове Хонсю. В его состав входит семь префектур: Нара, Осака, Вакаяма, Киото, Миэ, Хёго и Сига.

Из работ Тёкуана это, во-первых, свиток (эмакимоно) «Лошадиный Дух», который Тоётоми Хидэёри приподнёс в 1610 году святилищу Китано Тэнмангу в Киото. Резиденцией Тоётоми Хидэёри был знаменитый замок Осака, находившийся неподалёку от города Сакаи.

Ястреб и сосна | Орёл и бамбукСога Тёкуан. Ястреб на ветке сосны. Орёл на камне и бамбукСога Тёкуан. «Ястреб на ветке сосны» (слева)
«Орёл на камне и бамбук» (справа)
Художественный музей Токийского университета искусств

Несколько крупноформатных работ Тёкуана – росписи ширм (бёобу-э) – сохранились в монастырском комплексе буддийской школы Сингон Конгобу-дзи на горе Коя, находящемся в 50 км от Сакаи. Пара ширм с картинами на темы «Четыре старца с горы Шан» и «Трое смеющихся в Тигровой балке» находится в субхраме Хэндзёко-ин (遍照光院), и две ширмы с росписью в жанре «цветы и птицы» - «Петухи» - в субхраме Хоки-ин (宝亀院).

Трое смеющихся в Тигровой балке | Четыре старца с горы ШанСога Тёкуан. Трое смеющихся в Тигровой балкеСога Тёкуан. Четыре старца с горы ШанСога Тёкуан. «Трое смеющихся в Тигровой балке» (вверху)
Сога Тёкуан. «Четыре старца с горы Шан» (внизу)
Коллекция субхрама Хэндзёко-ин

Кроме того, согласно документальным источникам фусума-э Тёкуана украшали когда-то один из субхрамов Кофукудзи в Нара.

Трое смеющихся в Тигровой балкеСога Тёкуан. Трое смеющихся в Тигровой балкеСога Тёкуан. «Трое смеющихся в Тигровой балке»
Коллекция субхрама Хэндзёко-ин
ПетухиСога Тёкуан. ПетухиСога Тёкуан. «Петухи» (правая ширма)
Коллекция субхрама Хоки-ин

В конце периода Эдо Асаока Окисада (1800-1856) опубликовал «Заметки о старинной живописи» (古画備考, «Когабико») – очередной сборник биографий японских художников. В своих «Заметках» Окисада сообщает, что многие работы Тёкуана содержали сопроводительные надписи знаменитого дзенского мастера Такуана Сохо (沢庵宗彭, 1573-1646). Такуан (которого традиция считает наставником легендарного Мусаси Миямото) с 1600 по 1608 годы жил в монастыре Нансю-дзи (南宗寺) в Сакаи.

Ястребы на привязиСога Тёкуан. Ястреб на привязиСога Тёкуан. Ястреб на привязиСога Тёкуан. «Ястребы на привязи»
Частная коллекция | Британский музей

Две ширмы «Ястребы на привязи» из коллекции Музея искусств Метрополитэн хранят хвалебный комментарий (гасан) выдающегося дзенского монаха той эпохи Итто Дзётэки (также произносится как Сётэки). Дзётэки, родившийся в портовом городе Сакаи, недалеко от Осаки, служил одно время настоятелем Дайтокудзи в Киото, а позднее вернулся в Сакаи и вплоть до своей кончины был настоятелем Нансю-дзи (дочернего храма Дайтоку-дзи). Дзётэки, получивший от императора Го-Ёдзэй почётное звание Дзэндзи (Мастер Дзен), известен также как учитель уже упоминавшегося выше Такуана Сохо.

Ястребы на привязиСога Тёкуан. Ястребы на привязиСога Тёкуан. Ястребы на привязиСога Тёкуан. «Ястребы на привязи»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

В храме Унмондзи (совр. префектура Хёго) хранится пара свитков кисти Тёкуана – «Ястреб на ветке сосны» и «Обезьяна, хватающая отражение Луны в воде». Хвалебный комментарий к этим картинам оставил высокопоставленный дзенский монах Нанка Генко (南化玄興, 1538-1604), связанный с дзенскими монастырями системы отокан и бывший в одно время настоятелем Мёсиндзи в Киото. Хотя долгое время Нанка Генко провёл вне столицы, проживая в провинциях Мино и Овари, последние годы жизни, начиная с 1591 года, он жил, вероятнее всего, в Киото. Согласно историческим документам он стал монахом-основателем храма Сёун-дзи, который тогдашний правитель Японии Тоётоми Хидэёси возвёл в память о своём безвременно ушедшем из жизни малолетнем сыне. Позднее Нанка Генко стал основателем двух субхрамов Мёсин-дзи – Дайцу-ин (大通院) и Ринка-ин (隣華院) в Киото. Где, когда и при каких обстоятельствах Нанка Генко познакомился с Тёкуаном, история умалчивает. С учётом того, что Такуан Сохо до 1600 года также проживал в Киото, в главном монастыре системы отокан – Дайтокудзи – нельзя исключать, что Сога Тёкуан также был как-то связан с монастырями отокан - Дайтокудзи и Мёсиндзи - и бывал в Киото.

Ястреб и сосна | Обезьяна и отражение ЛуныСога Тёкуан. Ястреб на ветке сосны. Орёл на камне и бамбукСога Тёкуан. «Ястреб на ветке сосны» (слева)
«Обезьяна, хватающая отражение Луны в воде» (справа)
Коллекция храма Унмондзи

В трудах по истории живописи периода Эдо Сога Тёкуана называют сыном Сога Сёсё (曾我紹祥), младшего внука Сога Дзясоку (Дасоку). В 1656 году Сога Нитёкуан, сын Тёкуана, создал для храма Хорюдзи триптих «Ястреб и сосна, Ястреб и бамбук, Ястреб и слива». Сопроводительный текст к триптиху содержит родословное древо Нитёкуана. В этом родословном древе Нитёкуан назван «Дзясоку Шестым», а Сога Тёкуан - «Дзясоку Пятым».

ЯстребыСога Тёкуан. ЯстребыСога Тёкуан. ЯстребыСога Тёкуан. «Ястребы»
Национальный музей Киото

Неизвестно, использовал ли сам Тёкуан фамилию Сога. Никаких документальных свидетельств, подтверждающих родственную связь между Тёкуаном и представителями школы Сога из провинции Этидзен, не найдено. Но, несмотря на это, учёные допускают, что после разгрома клана Асакура войсками Ода Нобунанга в 1573 году, кто-то из художников школы Сога, лишившись поддержки и покровительства клана Асакура, мог переехать из провинции Этидзен в Киото или в Сакаи.

Ястреб и сосна | Белка на веткеСога Тёкуан. Ястреб на ветке сосныСога Тёкуан. Белка на веткеСога Тёкуан. «Ястреб на ветке сосны» (слева)
«Белка на ветке» (справа)
Бостонский музей изящных искусств | Британский музей

Более того, тесный характер взаимоотношений Тёкуана с дзенскими монахами из Дайтокудзи и Мёсиндзи косвенно подтверждает его принадлежность школе Сога. Ведь основатель школы Сога – Хёбу Боккей - был учеником Иккю Содзюна, и первые несколько поколений художников школы Сога были тесно связаны с монастырём Дайтокудзи. Росписи раздвижных перегородок в субхраме Синдзю-ан, портреты Иккю Содзюна, Дарумы (Бодхидхармы) и чаньских патриархов Линь-цзы и Дэшаня, приписываемые кисти Сога Дзясоку, сохранились в Дайтокудзи до наших дней.

Ястребы на привязиСога Тёкуан. Ястребы на привязиСога Тёкуан. Ястребы на привязиСога Тёкуан. «Ястребы на привязи»
Из частной коллекции

В творческом плане Тёкуан действительно являлся продолжателем традиций живописи периода Муромати, и в его картинах ощущается влияние школы Сога. Большинство работ художника создано в стиле суйбокуга, некоторые – в стиле канга. Излюбленным жанром Тёкуана был катёга («цветы и птицы»), особенно темы «орлы и ястребы» (鷲鳥図, яп. ситё-дзу) и «сосны и ястребы», (松鷹図, яп. мацутака-дзу). Крупномасштабные картины Тёкуана на ширмах, посвящённые хищным птицам, такие как «Орлы на соснах и кипарисах» (частная коллекция) и «Орел на соснах и цапли в камышах» (частная коллекция), полны динамизма и живо передают дух дикой природы.

Цветы и птицыСога Тёкуан. Цветы и птицыСога Тёкуан. Цветы и птицыСога Тёкуан. «Цветы и птицы»
Токийский национальный музей

Среди других сохранившихся работ Тёкуана - две пары ширм «Цветы и птицы» и «Дракон и тигр» из коллекции Токийского национального музея, пара свитков «Ястреб на сосне» и «Орёл на камне» из коллекции Художественного музея Токийского университета искусств, «Ястреб на сосне» из коллекции Бостонского музея изящных искусств, свитки «Ястреб на привязи» и «Белка на ветке» из коллекции Британского музея.