Сога Тёкуан (曽我直庵, ? - ?) – японский художник, чья жизнь и творческая деятельность пришлась на конец 16-го - начало 17-го вв. (период Адзути-Момояма и ранний период Эдо).
Подробная биография художника неизвестна. Сохранились лишь его картины и отрывочные сведения, по которым современные искусствоведы пытаются реконструировать ключевые моменты его жизни и творчества.
Искусствоведы полагают, что Тёкуан последние годы жизни жил в Сакаи в провинции Сэнсю (современная префектура Осака) и умер в эру Кэйтё (慶長, 1596-1615).
Большая часть сохранившихся работ Тёкуана и его сына Нитёкуана сосредоточены в регионе Кансай, расположенном на острове Хонсю. В его состав входит семь префектур: Нара, Осака, Вакаяма, Киото, Миэ, Хёго и Сига.
Из работ Тёкуана это, во-первых, свиток (эмакимоно) «Лошадиный Дух», который Тоётоми Хидэёри приподнёс в 1610 году святилищу Китано Тэнмангу в Киото. Резиденцией Тоётоми Хидэёри был знаменитый замок Осака, находившийся неподалёку от города Сакаи.
Несколько крупноформатных работ Тёкуана – росписи ширм (бёобу-э) – сохранились в монастырском комплексе буддийской школы Сингон Конгобу-дзи на горе Коя, находящемся в 50 км от Сакаи. Пара ширм с картинами на темы «Четыре старца с горы Шан» и «Трое смеющихся в Тигровой балке» находится в субхраме Хэндзёко-ин (遍照光院), и две ширмы с росписью в жанре «цветы и птицы» - «Петухи» - в субхраме Хоки-ин (宝亀院).
Кроме того, согласно документальным источникам фусума-э Тёкуана украшали когда-то один из субхрамов Кофукудзи в Нара.
В конце периода Эдо Асаока Окисада (1800-1856) опубликовал «Заметки о старинной живописи» (古画備考, «Когабико») – очередной сборник биографий японских художников. В своих «Заметках» Окисада сообщает, что многие работы Тёкуана содержали сопроводительные надписи знаменитого дзенского мастера Такуана Сохо (沢庵宗彭, 1573-1646). Такуан (которого традиция считает наставником легендарного Мусаси Миямото) с 1600 по 1608 годы жил в монастыре Нансю-дзи (南宗寺) в Сакаи.
Две ширмы «Ястребы на привязи» из коллекции Музея искусств Метрополитэн хранят хвалебный комментарий (гасан) выдающегося дзенского монаха той эпохи Итто Дзётэки (также произносится как Сётэки). Дзётэки, родившийся в портовом городе Сакаи, недалеко от Осаки, служил одно время настоятелем Дайтокудзи в Киото, а позднее вернулся в Сакаи и вплоть до своей кончины был настоятелем Нансю-дзи (дочернего храма Дайтоку-дзи). Дзётэки, получивший от императора Го-Ёдзэй почётное звание Дзэндзи (Мастер Дзен), известен также как учитель уже упоминавшегося выше Такуана Сохо.
В храме Унмондзи (совр. префектура Хёго) хранится пара свитков кисти Тёкуана – «Ястреб на ветке сосны» и «Обезьяна, хватающая отражение Луны в воде». Хвалебный комментарий к этим картинам оставил высокопоставленный дзенский монах Нанка Генко (南化玄興, 1538-1604), связанный с дзенскими монастырями системы отокан и бывший в одно время настоятелем Мёсиндзи в Киото. Хотя долгое время Нанка Генко провёл вне столицы, проживая в провинциях Мино и Овари, последние годы жизни, начиная с 1591 года, он жил, вероятнее всего, в Киото. Согласно историческим документам он стал монахом-основателем храма Сёун-дзи, который тогдашний правитель Японии Тоётоми Хидэёси возвёл в память о своём безвременно ушедшем из жизни малолетнем сыне. Позднее Нанка Генко стал основателем двух субхрамов Мёсин-дзи – Дайцу-ин (大通院) и Ринка-ин (隣華院) в Киото. Где, когда и при каких обстоятельствах Нанка Генко познакомился с Тёкуаном, история умалчивает. С учётом того, что Такуан Сохо до 1600 года также проживал в Киото, в главном монастыре системы отокан – Дайтокудзи – нельзя исключать, что Сога Тёкуан также был как-то связан с монастырями отокан - Дайтокудзи и Мёсиндзи - и бывал в Киото.
В трудах по истории живописи периода Эдо Сога Тёкуана называют сыном Сога Сёсё (曾我紹祥), младшего внука Сога Дзясоку (Дасоку). В 1656 году Сога Нитёкуан, сын Тёкуана, создал для храма Хорюдзи триптих «Ястреб и сосна, Ястреб и бамбук, Ястреб и слива». Сопроводительный текст к триптиху содержит родословное древо Нитёкуана. В этом родословном древе Нитёкуан назван «Дзясоку Шестым», а Сога Тёкуан - «Дзясоку Пятым».
Неизвестно, использовал ли сам Тёкуан фамилию Сога. Никаких документальных свидетельств, подтверждающих родственную связь между Тёкуаном и представителями школы Сога из провинции Этидзен, не найдено. Но, несмотря на это, учёные допускают, что после разгрома клана Асакура войсками Ода Нобунанга в 1573 году, кто-то из художников школы Сога, лишившись поддержки и покровительства клана Асакура, мог переехать из провинции Этидзен в Киото или в Сакаи.
Более того, тесный характер взаимоотношений Тёкуана с дзенскими монахами из Дайтокудзи и Мёсиндзи косвенно подтверждает его принадлежность школе Сога. Ведь основатель школы Сога – Хёбу Боккей - был учеником Иккю Содзюна, и первые несколько поколений художников школы Сога были тесно связаны с монастырём Дайтокудзи. Росписи раздвижных перегородок в субхраме Синдзю-ан, портреты Иккю Содзюна, Дарумы (Бодхидхармы) и чаньских патриархов Линь-цзы и Дэшаня, приписываемые кисти Сога Дзясоку, сохранились в Дайтокудзи до наших дней.
В творческом плане Тёкуан действительно являлся продолжателем традиций живописи периода Муромати, и в его картинах ощущается влияние школы Сога. Большинство работ художника создано в стиле суйбокуга, некоторые – в стиле канга. Излюбленным жанром Тёкуана был катёга («цветы и птицы»), особенно темы «орлы и ястребы» (鷲鳥図, яп. ситё-дзу) и «сосны и ястребы», (松鷹図, яп. мацутака-дзу). Крупномасштабные картины Тёкуана на ширмах, посвящённые хищным птицам, такие как «Орлы на соснах и кипарисах» (частная коллекция) и «Орел на соснах и цапли в камышах» (частная коллекция), полны динамизма и живо передают дух дикой природы.
Среди других сохранившихся работ Тёкуана - две пары ширм «Цветы и птицы» и «Дракон и тигр» из коллекции Токийского национального музея, пара свитков «Ястреб на сосне» и «Орёл на камне» из коллекции Художественного музея Токийского университета искусств, «Ястреб на сосне» из коллекции Бостонского музея изящных искусств, свитки «Ястреб на привязи» и «Белка на ветке» из коллекции Британского музея.