Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Сикибу Терутада

Сикибу Тэрутада (式部輝忠, годы жизни неизвестны) – профессиональный японский художник, работавший в конце периода Муромати. В трудах по истории японской живописи периода Эдо Сикибу Тэрутада отождествлялся с Тюаном Синко или чаще с Кенко Сёкэем, а печать на его работах была ошибочна прочтена как «Рёко» (竜杏). В настоящее время доказано, что Сикибу Тэрутада – самостоятельный художник и историческая личность, живший и творивший в первой половине - середине 16 века, приблизительно до эры Тенсё (1573-1592).

Пейзаж четырёх сезоновСикибу Тэрутада. Пейзаж четырёх сезоновСикибу Тэрутада. Пейзаж четырёх сезоновСикибу Тэрутада. «Пейзаж четырёх сезонов». 16 век
Музей азиатских искусств Сан-Франциско

Определить временные рамки его жизненного и творческого пути помогли хвалебные комментарии на ряде его картин. Комментарий к одной из картин Сикибу Терутада - «Восемь видов Фудзи» - оставил дзенский монах Дзёан Рюсо (常庵龍崇, ? – 1536), 262-й настоятель монастыря Кэннин-дзи.

Восемь видов ФудзиСикибу Тэрутада. Восемь видов ФудзиСикибу Тэрутада. Восемь видов ФудзиСикибу Тэрутада. «Восемь видов Фудзи». 16 век
Музей искусств префектуры Сидзуока

Кэйун Кенко (景筠玄洪, ? - 1575), оставивший хвалебный комментарий на картине Сикибу «Ли Бо у водопада на горе Лушань», был учеником Тайгена Софу (大原崇孚, 1496-1555), тридцать пятого настоятеля дзенского монастыря Мёсиндзи. О Кэйун Кенко известно, что он жил в монастыре Сёмё-дзи (称名寺) в провинции Энсю и Дзентоку-дзи (善得寺) в провинции Суруга и умер во время странствий по Сагами в 1575 году.

Ли Бо у водопада на горе ЛушаньСикибу Тэрутада. Ли Бо у водопада на горе ЛушаньСикибу Тэрутада. Ли Бо у водопада на горе ЛушаньСикибу Тэрутада. 16 век
«Ли Бо у водопада на горе Лушань»
Художественный музей Нэдзу. Токио

Активный период творчества Сикибу связан с регионом Канто (Восточной Японией): с провинциями Суруга (современная префектура Сидзуока) и Сагами (современная префектура Канагава).

Цветы и птицы четырёх сезоновСикибу Тэрутада. Цветы и птицы четырёх сезоновСикибу Тэрутада. Цветы и птицы четырёх сезоновСикибу Тэрутада. 16 век
«Цветы и птицы четырёх сезонов. Лето и Осень»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

В храме Соун-дзи (早雲寺), который находится в современной префектуре Канагава, сохранился портрет Дарумы кисти Сикибу Терутада (произведение его более поздних лет). Соун-дзи, дочерний храм дзенского монастыря Дайтокудзи, служил усыпальницей клана Го-Ходзё из Одавара в провинции Сагами. Но характер взаимоотношений между Сикибу Тэрутада и кланом Го-Ходзё неясен. Поскольку Дзёан Рюсо и Кэйун Кенко, оставившие комментарии на картинах Сикибу Терутада, находились на службе у клана Имагава, управлявшего провинцией Суруга, исследователи предполагают, что и сам Сикибу Терутада работал на клан Имагава, но эта версия требуют дальнейшей тщательной проработки.

Пейзаж четырёх сезоновСикибу Тэрутада. Пейзаж четырёх сезоновСикибу Тэрутада. «Пейзаж четырёх сезонов». 16 век
Художественный музей Сэйкадо Бунко

В настоящее время принято считать, что Сикибу был профессиональным художником, овладевшим довольно широким спектром техник живописи. Поскольку кисти Сикибу Терутада посмертно приписали огромное количество росписей на веерах, было высказано предположение, что он возглавлял студию-мастерскую по производству и росписи вееров.

ГиббоныСикибу Тэрутада. ГиббонСикибу Тэрутада. ГиббоныСикибу Тэрутада. «Гиббоны». 16 век
Музей азиатских искусств Сан-Франциско

Для искусства Сикибу Терутада, плодовитого художника, работавшего в регионе Канто на востоке Японии, характерно обилие деталей. Хотя его многочисленные дошедшие до нас работы свидетельствуют о знакомстве со стилем и композиционными решениями школы Кано, считается, что Тэрутада начал свою карьеру, подражая стилю Кенко Сёкэя (действовавшего в 1478–1523 гг.), центральной фигуры в художественных кругах региона Канто того периода. Сикибу Терутада хорошо изучил и освоил стиль самого Кенко Сёкэя и его учителя Тюана Синко, двух дзенских художников-монахов из монастыря Кэнтё-дзи в Камакура. Позднее Сикибу познакомился с представителями одной из ветвей школы Кано в г. Одавара и освоил композиционный стиль Кано Мотонобу.

Обезьяны, резвящиеся среди деревьев и скалСикибу Тэрутада. Обезьяны, резвящиеся среди деревьев и скалСикибу Тэрутада. Обезьяны, резвящиеся среди деревьев и скалСикибу Тэрутада. «Обезьяны, резвящиеся среди деревьев и скал». 16 век
Национальный музей Киото

Стиль Сикибу Терутада, который он выработал под влиянием двух вышеуказанных школ живописи, некоторые современные исследователи находят эклектичным, другие говорят о своеобразии и уникальности.

Цветы и птицыСикибу Тэрутада. Цветы и птицыСикибу Тэрутада. Цветы и птицыСикибу Тэрутада. «Цветы и птицы». 16 век
Художественный музей Нэдзу. Токио

До нашего времени дошли 7 ширм, более 20 настенных свитков и около 100 веерных картин художника. Среди них росписи ширм «Пейзаж четырёх сезонов» (из коллекции Музея азиатского искусства Сан-Франциско) и «Пейзаж четырёх сезонов» (из коллекции Музея искусств Сэйкадо Бунко), «Обезьяны, резвящиеся среди деревьев и скал» (из коллекции Национального музея Киото), «Ли Бо у водопада на горе Лушань» (из коллекции Художественного музея Идемицу), «Цветы и птицы четырёх сезонов» (из коллекции Музея искусств Метрополитэн), «Восемь видов Фудзи» (из коллекции Музея искусств префектуры Сидзуока), «Даосский бессмертный Чжан Гулао» (из коллекции Художественного музея Масаки) и «Тартары на охоте» (из коллекции Национального музея Кюсю).

Тартары на охотеСикибу Тэрутада. Тартары на охотеСикибу Тэрутада. Тартары на охотеСикибу Тэрутада. «Тартары на охоте». 16 век
Национальный музей Кюсю