Сюгэцу Токан (秋月等観, 1440?-1515?) – японский дзен-буддийский художник-монах (гасо) позднего периода Муромати – периода Сэнгоку, один из нескольких художников, учившихся непосредственно у Сэссю Тойо, как и Дзёсуй Соэн (如水宗淵).
Сюгэцу Токан родился в провинции Сацума (совр. префектура Кагосима) на острове Кюсю в клане Такасиро (高城), васссалов клана Симадзу. Считается, что Такасиро - это потомки клана Сибуя, правившего регионом Хокусатсу в период Камакура. (Хокусатсу - это название района в префектуре Кагосима, который относится к области в северной части бывшей провинции Сацума.)
Отрывочная информация о жизни Сюгэцу почерпнута из трудов Гэндзю Кэйана (1427-1508), монаха, связанного с провинцией Сацума и состоявшего в дружеских отношениях с Сэссю Тойо. Другой источник сведений о жизни Сюгэцу - «Рассуждения Санкёана» (三暁庵談話), труд художника из провинции Сацума Кимура Тангена (木村探元, 1679–1767).
Как уже было сказано выше, родился Сюгэцу в самурайской семье Такасиро. Настоящее имя художника - Сигеканэ (重兼). Сюгэцу – его псевдоним (адзана), а Токан – буддийское имя (хоки, или хого).
Обстоятельства и причины, по которым самурай Сигеканэ Такасиро, стал буддийским монахом Токаном и учеником Сэссю Тойо не известны. Кимура Тангэн пишет, что Сигеканэ Такасиро пропал без вести во время одной из битв и не вернулся домой. Через какое-то время он, уже будучи монахом, объявился в провинции Суо, в знаменитом храме-студии Ункоку-ан, и поступил в обучение к Сэссю. В 1468 году он сопровождал своего учителя в поездке на материк в составе торговой миссии, где вместе с учителем изучал китайскую живопись, в том числе технику хацубоку Жофэнь Юйцзяня.
В 1490 году Сэссю Тойо вручил ученику свой автопортрет. В те времена такой жест имел вполне определённое символическое значение. Известно, что дзенские мастера вручали ученикам свои портреты (тиндзо) в качестве «инка», сертификата-подтверждения того, что ученик завершил обучение и достиг определённого уровня понимания Дхармы (Учения). Автопортрет Сэссю, который мастер вручил ученику в 1490 году, так же означал, что Сюгэцу полностью воспринял стиль и технику живописи своего учителя, сформировался как художник и может уже самостоятельно обучать других. Сохранилась более поздняя копия этого автопортрета Сэссю Тойо, которая хранится в наши дни в коллекции Художественного музея Фудзица.
В 1492 году Сюгэцу Токан покинул Ункоку-ан и вернулся в родную провинцию Сацума, где стал настоятелем храма Фукусёдзи (福昌寺). В 1495 году он повторно отправился в Китай династии Мин в составе очередной торговой миссии, которую возглавлял Рёхаку Суй. (Возможно, Сюгэцу был включён в состав этой торговой миссии по рекомендации и протекции Сэссю Тойо.) Находясь в Китае, Сюгэцу написал две работы, дошедшие до наших дней: «Пейзаж реки Янцзы» из коллекции Галереи искусств Фрира и «Западное озеро (Озеро Сиху)» (西湖図) из коллекции Художественного музея префектуры Исикава. Обе работы датируются 1496 годом. К этому же периоду, как полагают, относятся ещё несколько работ Сюгэцу: «Архат» (羅漢図), «Гуси и тростник» (芦雁図, частная коллекция) и «Портрет Тэндзина» (天神図, Токийский национальный музей).
Вернувшись в Японию, Сюгэцу обосновался в Сацума и посвятил остаток жизни распространению стиля живописи Сэссю. В период, когда провинцией Сацума управлял Тадатака Симадзу (島津忠隆), с 1515 по 1519 годы, Сюгэцу был ещё жив и обучал живописи многих художников. Среди учеников Сюгэцу – Тосюо (等碩), Тоха (等坡), Тогэй (等芸), Токен (等見), Тосэцу (等雪), Токай (等海), Танкен (湛賢), Когэцу Сюрин (孤月周林) и другие. В период Эдо практически все художники провинции Сацума относились к школе Сюгэцу.
Хотя Сюгэцу и считается лучшим учеником Сэссю Тойо, его стиль, по мнению искусствоведов, был несколько декоративным. Художественные композиции Сюгэцу более насыщены по цвету, как и у его младшего современника Кано Мотонобу. Многие ширмы в жанре «цветы и птицы», которые ранее на основании стилистического сходства приписывались Сэссю Тойо, в действительности принадлежат кисти Сюгэцу.
Творчество Сюгэцу, как и творчество многих его современников, стало своеобразным мостом между классической суйбокуга школы Дзёсэцу и Сюбуна периода Муромати и декоративно-монументальной живописью (сёхэйга) в стиле кинпэкига периода Момояма.