Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Сюгэцу, жизнь и творчество

Сюгэцу Токан (秋月等観, 1440?-1515?) – японский дзен-буддийский художник-монах (гасо) позднего периода Муромати – периода Сэнгоку, один из нескольких художников, учившихся непосредственно у Сэссю Тойо, как и Дзёсуй Соэн (如水宗淵).

Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. «Пейзаж с птицами»
Институт искусств Миннеаполиса

Сюгэцу Токан родился в провинции Сацума (совр. префектура Кагосима) на острове Кюсю в клане Такасиро (高城), васссалов клана Симадзу. Считается, что Такасиро - это потомки клана Сибуя, правившего регионом Хокусатсу в период Камакура. (Хокусатсу - это название района в префектуре Кагосима, который относится к области в северной части бывшей провинции Сацума.)

Гуси и тростник | ОбезьянаСюгэцу Токан. Гуси и тростникСюгэцу Токан. ОбезьянаСюгэцу Токан. «Гуси и тростник» (слева)
Сюгэцу Токан. «Обезьяна» (справа)
Музей искусств префектуры Окаяма | Галерея искусств Фрир

Отрывочная информация о жизни Сюгэцу почерпнута из трудов Гэндзю Кэйана (1427-1508), монаха, связанного с провинцией Сацума и состоявшего в дружеских отношениях с Сэссю Тойо. Другой источник сведений о жизни Сюгэцу - «Рассуждения Санкёана» (三暁庵談話), труд художника из провинции Сацума Кимура Тангена (木村探元, 1679–1767).

Водопад в бамбуковой рощеКимура Танген. Водопад в бамбуковой рощеКимура Танген. «Водопад в бамбуковой роще»
Музей искусств города Кагосима

Как уже было сказано выше, родился Сюгэцу в самурайской семье Такасиро. Настоящее имя художника - Сигеканэ (重兼). Сюгэцу – его псевдоним (адзана), а Токан – буддийское имя (хоки, или хого).

ЦаплиСюгэцу Токан. ЦаплиСюгэцу Токан. «Цапли»
Музей искусств префектуры Окаяма

Обстоятельства и причины, по которым самурай Сигеканэ Такасиро, стал буддийским монахом Токаном и учеником Сэссю Тойо не известны. Кимура Тангэн пишет, что Сигеканэ Такасиро пропал без вести во время одной из битв и не вернулся домой. Через какое-то время он, уже будучи монахом, объявился в провинции Суо, в знаменитом храме-студии Ункоку-ан, и поступил в обучение к Сэссю. В 1468 году он сопровождал своего учителя в поездке на материк в составе торговой миссии, где вместе с учителем изучал китайскую живопись, в том числе технику хацубоку Жофэнь Юйцзяня.

ЦаплиСюгэцу Токан. ЦаплиСюгэцу Токан. «Цапли»
Репродукции

В 1490 году Сэссю Тойо вручил ученику свой автопортрет. В те времена такой жест имел вполне определённое символическое значение. Известно, что дзенские мастера вручали ученикам свои портреты (тиндзо) в качестве «инка», сертификата-подтверждения того, что ученик завершил обучение и достиг определённого уровня понимания Дхармы (Учения). Автопортрет Сэссю, который мастер вручил ученику в 1490 году, так же означал, что Сюгэцу полностью воспринял стиль и технику живописи своего учителя, сформировался как художник и может уже самостоятельно обучать других. Сохранилась более поздняя копия этого автопортрета Сэссю Тойо, которая хранится в наши дни в коллекции Художественного музея Фудзица.

Автопортрет Сэссю ТойоСэссю Тойо. АвтопортретСэссю Тойо. АвтопортретСэссю Тойо. Автопортрет
Художественный музей Фудзица

В 1492 году Сюгэцу Токан покинул Ункоку-ан и вернулся в родную провинцию Сацума, где стал настоятелем храма Фукусёдзи (福昌寺). В 1495 году он повторно отправился в Китай династии Мин в составе очередной торговой миссии, которую возглавлял Рёхаку Суй. (Возможно, Сюгэцу был включён в состав этой торговой миссии по рекомендации и протекции Сэссю Тойо.) Находясь в Китае, Сюгэцу написал две работы, дошедшие до наших дней: «Пейзаж реки Янцзы» из коллекции Галереи искусств Фрира и «Западное озеро (Озеро Сиху)» (西湖図) из коллекции Художественного музея префектуры Исикава. Обе работы датируются 1496 годом. К этому же периоду, как полагают, относятся ещё несколько работ Сюгэцу: «Архат» (羅漢図), «Гуси и тростник» (芦雁図, частная коллекция) и «Портрет Тэндзина» (天神図, Токийский национальный музей).

Архат | Тэндзин | Дарума (Бодхидхарма)Сюгэцу Токан. Архат. Тэндзин. ДарумаСюгэцу Токан. «Архат», «Тэндзин», «Дарума (Бодхидхарма)»
Частная коллекция | Токийский национальный музей | Частная коллекция

Вернувшись в Японию, Сюгэцу обосновался в Сацума и посвятил остаток жизни распространению стиля живописи Сэссю. В период, когда провинцией Сацума управлял Тадатака Симадзу (島津忠隆), с 1515 по 1519 годы, Сюгэцу был ещё жив и обучал живописи многих художников. Среди учеников Сюгэцу – Тосюо (等碩), Тоха (等坡), Тогэй (等芸), Токен (等見), Тосэцу (等雪), Токай (等海), Танкен (湛賢), Когэцу Сюрин (孤月周林) и другие. В период Эдо практически все художники провинции Сацума относились к школе Сюгэцу.

Бодхидхарма и чаньские патриархиСюгэцу Токан. Пятый патриарх, Бодхидхарма и Шестой патриархСюгэцу Токан. Триптих (санбукуцуй)
«Пятый патриарх, Бодхидхарма и Шестой патриарх»
Музей Токийского Университета искусств

Хотя Сюгэцу и считается лучшим учеником Сэссю Тойо, его стиль, по мнению искусствоведов, был несколько декоративным. Художественные композиции Сюгэцу более насыщены по цвету, как и у его младшего современника Кано Мотонобу. Многие ширмы в жанре «цветы и птицы», которые ранее на основании стилистического сходства приписывались Сэссю Тойо, в действительности принадлежат кисти Сюгэцу.

Чжун Куй | Бодхидхарма | Каннон на драконеСюгэцу Токан. АрхатСюгэцу Токан. БодхидхармаСюгэцу Токан. Каннон на драконеСюгэцу Токан. «Чжун Куй». Бостонский музей изящных искусств
Сюгэцу Токан. «Бодхидхарма». Музей Токийского Университета искусств
Сюгэцу Токан. «Каннон на драконе». Бостонский музей изящных искусств

Творчество Сюгэцу, как и творчество многих его современников, стало своеобразным мостом между классической суйбокуга школы Дзёсэцу и Сюбуна периода Муромати и декоративно-монументальной живописью (сёхэйга) в стиле кинпэкига периода Момояма.

Гуси и тростникСюгэцу Токан. Гуси и тростникСюгэцу Токан. «Гуси и тростник»
Репродукции