Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Сютоку. Штрихи биографии

Сютоку Икэй, или Сютоку Икей, (周徳惟馨, 16 век) – японский буддийский художник-монах позднего периода Муромати (периода Сэнгоку), принадлежавший дзенской школе Риндзай.

Наперекор течению и ветруСютоку Икей. Наперекор течению и ветруСютоку Икей. «Наперекор течению и ветру»
Бостонский музей изящных искусств

До нашего времени дошло около десяти картин с печатью «Сютоку» и никаких документальных свидетельств о его жизни и творчестве. К счастью, одна из картин содержит комментарий, позволяющий определить хронологические рамки его творческого периода. Речь идёт о картине с изображением Хотэя из коллекции Кубо в Осака, а хвалебный комментарий (гатху) к этой картине написал Сенрин Сокэй (千林宗桂), восемьдесят пятый настоятель Дайтокудзи в Киото, который умер в 1543 году.

Хотэй Сютоку Икей. ХотэйСютоку Икей. ХотэйСютоку Икей. «Хотэй». Музей искусств Метрополитэн
Сютоку Икей. «Хотэй». Мемориальный музей искусств Идзуми
Тайгун-ван, цветы и птицыСютоку Икей. Тайгун-ван, цветы и птицыСютоку Икей. «Тайгун-ван, цветы и птицы»
Частная коллекция

Известно также, что некий Сютоку был участником торговой миссии в Китай с 1539 по 1541 год, которую организовал клан Оути и возглавлял дзенский монах Сакугэн (1501-1579). Хотя второй символ в имени Сютоку, участника этой торговой миссии, записан другим иероглифом, некоторые ученые предполагают, что этот Сютоку и художник-монах Сютоку Икей – одно и то же лицо. Таким образом, период деятельности Сютоку определяется как первая половина шестнадцатого века.

Трясогузка на ветке сливыСютоку Икей. Трясогузка на ветке сливыСютоку Икей. «Трясогузка на ветке сливы»
Галерея искусств Лемперц

Ряд сведений о Сютоку содержится в трудах по истории японской живописи периода Эдо и раннего Мэйдзи, хотя современным исследователям не ясно, на чём основываются эти сведения. По одним данным, Сютоку был родом из провинции Симоцукэ (регион Канто), по другим – из провинции Суо (Ямагути). Пишут, что какое-то время он проживал в замке Тофукудзи (東福寺城), а позднее стал учеником Сэссю Тойо (1420-1506?) и его преемником в Ункоку-ан, резиденции-студии Сэссю в Ямагути (провинции Суо). Если это так, то это косвенно подтверждает возможность участия Сютоку в торговой миссии 1539 года в Китай. Ведь именно клан Оути, возглавлявший провинцию Суо, был одним из немногих кланов (наряду с кланом Хосокава), имевших право участвовать в торговых миссиях в Китай. И именно клан Оути в течение десятилетий оказывал покровительство Сэссю Тойо. Вполне возможно, что представители клана познакомили Сютоку с Сэссю еще до смерти последнего в 1506 году, а может, наоборот, Сэссю рекомендовал Сютоку как своего преемника. Какова бы ни была связь между именитым мастером и Сютоку Икеем, стиль последнего демонстрирует глубокое изучение и сильное влияние творчества Сэссю Тойо. Особенно это заметно в картине «Пейзаж хабоку» из коллекции Национального музея Киото. Помимо печати «Сютоку» на пейзаже присутствует также печать «Икей» (惟馨).

Пейзаж в технике хацубокуСютоку Икей. Пейзаж в технике хацубокуСютоку Икей. «Пейзаж в технике хацубоку»
Частная коллекция
Пейзаж в технике хацубокуСютоку Икей. Пейзаж в технике хацубокуСютоку Икей. «Пейзаж в технике хацубоку»
Национальный музей Киото

Сютоку работал во всех традиционных для буддийских художников-монахов того времени жанрах - сансуйга (идеализированный пейзаж), катёга («цветы и птицы») и досякуга (портреты представителей даосско-буддийского пантеона).

Горный пейзаж в туманной дымкеСютоку Икей. Горный пейзаж в туманной дымкеСютоку Икей. «Горный пейзаж в туманной дымке»
Частная коллекция

В коллекции Института искусств Миннеаполиса хранится работа «Пейзаж ранней весны», отмеченная печатью «Сютоку». Поэтические комментарии к этой картине составили Сикоку Кандо (Ёкоку Кенто), 169-й настоятель дзенского монастыря Кэнтё-дзи в Камакура, и другой монах Кэнтё-дзи - Тэйхо Сётю. Раньше авторство этой картины приписывали Сютоку Икею, но так как иероглиф «馨» в печати на этой картине записан архаичным способом, некоторые искусствоведы утвердились во мнении, что это совсем другой художник, проживавший в то же время, но в восточных провинциях (регионе Канто). Другие же исследователи полагают, что нет ничего необычного в том, что художник использовал разные варианты начертания иероглифа в своей печати. Более того, в этой работе, как и во всех работах Сютоку Икея, безошибочно угадывается влияние стиля Сэссю Тойо. Так что разумно предположить, что образец из коллекции Института искусств Миннеаполиса принадлежит кисти Сютоку Икея.

Карпы и водоросли | Пейзаж ранней весныСютоку Икей. Карпы и водорослиСютоку Икей. Пейзаж ранней весныСютоку Икей. «Карпы и водоросли». Частная коллекция
Сютоку Икей. «Пейзаж ранней весны». Институт искусств Миннеаполиса