Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Сюбун. Пейзаж четырех сезонов

Творчество Сюбуна

Определить стилистические критерии творчества Сюбуна ещё труднее, чем воссоздать его жизненный путь. В то время как почти все дошедшие до нас картины, приписываемые ему в настоящее время, относятся к жанру сансуйга, документальные источники упоминают только его буддийские картины (досякуга) и складные ширмы (бёбу) в жанре катёга («цветы и птицы»). Из картин Сюбуна в жанре досякуга сохранился лишь портрет Кандзана и Дзиттоку (Хань-Шаня и Шидэ).

ПейзажСюбун. ПейзажСюбун. Пейзаж. Фрагмент Сюбун Тэнсё. «Пейзаж»
Токийский национальный музей
ПейзажСюбун. ПейзажСюбун. Пейзаж. Фрагмент Сюбун Тэнсё. «Пейзаж»
Токийский национальный музей

Упомянутые пейзажи выполнены в различных манерах, и хотя некоторые из них имеют его подпись и печати, авторство ни одного из них нельзя с абсолютной уверенностью приписать Сюбуну. Однако, если это действительно его работы, Сюбун может считаться первым японским художником, который рассматривал пейзаж как основной жанр для монохромной живописи тушью (суйбокуга или суми-э).

ПейзажиСюбун. ПейзажСюбун. Пейзаж Сюбун Тэнсё. Пейзажи. 15 век
«Речной пейзаж». Художественный музей Хонолулу. Гаваи (слева)
«Снежный пейзаж». Токийский национальный музей (справа)
Студия трёх достойныхСюбун. Студия трёх достойныхСюбун. Студия трёх достойных Сюбун Тэнсё. «Студия трёх достойных». 1418 г.
Художественный музей Сэйкадо

Очевидно, что творчество Сюбуна (и стиль, и выбор предмета) находилось под сильным влиянием китайских и корейских художников периода Сун (960-1279).

ПейзажиСюбун. ПейзажСюбун. Пейзаж Сюбун Тэнсё. Пейзажи. 15 век
Музей искусств Метрополитэн
ПейзажСюбун. ПейзажСюбун. Пейзаж. Фрагмент Сюбун Тэнсё. «Пейзаж»
Художественный музей Сиэтла

При жизни Сюбуна влияние китайской культуры и китайской живописи на японских художников было всеобъемлющим. Китайским мастерам подражали не только в стиле исполнения, но даже в выборе предмета пейзажа, изображая в основном природу Южного Китая (при том, что многие японские художники никогда там не бывали). Китайскую живопись периода Сун коллекционировали японские знатоки и ценители искусства. В особом почете были пейзажисты Ся Гуй и Ма Юань, а также чаньские монахи-художники Муци и Юйцзянь.

Любование цветущей сливой при лунеМа Юань. Любование цветущей сливой при луне Ма Юань. «Любование цветущей сливой при луне»
Вид на водопадСя Гуй. Вид на водопад Ся Гуй. «Вид на водопад»

Немаловажный факт - сам Дзёсэцу, наставник Сюбуна, был выходцем из Китая! Сюбун, как и его учитель, во многом ориентировался на академическую живопись Южного Сун, которая, как и китайская живопись в целом, стремилась к изображению идеального пейзажа (сансуйга), воспринимая реальные пейзажи лишь как прототип. Многие искусствоведы подчеркивали заметное влияние стиля Ма Юаня и Ся Гуя на пейзажную лирику Сюбуна.

Пейзаж в стиле Ся ГуяСюбун Тэнсё. Пейзаж в стиле Ся ГуяСюбун Тэнсё. Пейзаж в стиле Ся Гуя Сюбун Тэнсё. «Пейзаж в стиле Ся Гуя»
Музей искусства Метрополитэн

Помимо Дзёсэцу сильный творческий импульс Сюбуну как художнику дала поездка в Корею. В 1423 году он отправился туда в составе дипломатической миссии с задачей доставить в Японию печатные издания Трипитака (корейский свод буддийских сутр). Находясь в Корее, он учился живописи у местных мастеров, рисовал пейзажи в жанре сансуйга. Поэтому некоторые историки искусства предполагают, что корейская живопись также оказала на Сюбуна сильное влияние и что профессиональным художником он стал после возвращения из Кореи. Считается, что Сюбун рисовал лирические пейзажи больше даосские, чем чаньские, по стилю и духу.

ПейзажСюбун. ПейзажСюбун. Пейзаж. Фрагмент Сюбун Тэнсё. «Пейзаж»
Галерея искусств Фрир. Вашингтон
Чтение в бамбуковой рощеСюбун Тэнсё. Чтение в павильоне в бамбуковой рощеСюбун Тэнсё. Чтение в павильоне в бамбуковой роще Сюбун Тэнсё. «Чтение в павильоне в бамбуковой роще»
Токийский национальный музей

Большинство японских пейзажей эпохи Сюбуна - это живопись тушью типа сигадзику (висячие свитки с поэзией и живописью). Формат сигадзику - высокий и узкий, где большая часть пространства свитка (в верхней части) отдана поэтическим надписям, и лишь небольшую часть (внизу) занимает монохромный пейзаж. Надписи обычно составляли и писали современники художника, монахи-поэты, чье официальное положение, образование и социальный статус были выше, чем у художников. Сигадзику характеризуются высокой точкой зрения на расстояние и сильно асимметричным расположением изобразительных элементов.

Пейзаж (в формате сигадзику)Тэнсё Сюбун. Река, небо и бескрайняя дальТэнсё Сюбун. Река, небо и бескрайняя даль Сюбун Тэнсё. «Река, небо и бескрайняя даль». 1419 г.
Художественный музей Нэдзу. Токио
Пейзаж (в формате сигадзику)Тэнсё Сюбун. Лазурные воды, светлые горыТэнсё Сюбун. Лазурные воды, светлые горы Сюбун Тэнсё. «Лазурные воды, светлые горы». 1445 г.
Музей японской истории. Нара

Сюбуну приписывается также роспись нескольких бёбу (складных ширм), которые состоят из нескольких небольших вертикальных сцен, транспонированных из висящих свитков и зафиксированных на более широкой поверхности, чтобы сформировать новую и более масштабную композицию. Их метод построения предполагает, что в это время композиция декоративных ширм все еще находилась в стадии становления. Одной из отличительных особенностей пейзажных ширм, приписываемых Сюбуну, - тема смены четырех сезонов, от весны до зимы.

Пейзаж четырёх сезоновСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезоновСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезонов Сюбун Тэнсё. «Пейзаж четырёх сезонов»
Токийский национальный музей
Пейзаж четырёх сезоновСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезоновСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезонов Сюбун Тэнсё. «Пейзаж четырёх сезонов»
Токийский национальный музей

Его творчество представляет собой промежуточный этап между ранними художниками суйбокуга, которые во всём следовали китайским мастерам живописи династии Сун, и более поздними мастерами (многие из которых были его учениками), вышедшими за рамки традиционного китайского стиля и привнесшими в суйбокуга национальный, японский дух.

Пейзаж четырёх сезоновСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезоновСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезонов Сюбун Тэнсё. «Пейзаж четырёх сезонов»
Художественный музей Сейкадо Бунко
Пейзаж четырёх сезонов. Зима и ВеснаСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезонов. Зима и ВеснаСюбун Тэнсё. «Пейзаж четырёх сезонов. Зима и Весна»
Музей искусств Кливленда

Два великих предшественника Сюбуна представляют второй этап развития японской суйбокуга (суми-э): Китидзан Минтё (1352-1431) и Тайко Дзёсэцу. Минтё, который работал в монастыре Тофуку-дзи, оставил нам картины на самые разные темы: буддийские картины, многоцветные портреты и монохромные пейзажи. Дзёсэцу был монахом-живописцем из Сёкоку-дзи, другого большого монастыря в Киото. Хотя о его жизни мало что известно, он часто упоминается в более поздних записях как основатель новой художественной школы, ориентированной на манеру живописи поздних китайских академических художников династии Южная Сун.

Пейзаж четырёх сезонов. Зима и ВеснаСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезонов. Зима и Весна. ФрагментСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезонов. Зима и Весна. ФрагментСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезонов. Зима и Весна. ФрагментСюбун Тэнсё. «Пейзаж четырёх сезонов. Зима и Весна». Фрагменты
Музей искусств Кливленда

Великий Сэссю открыл новый этап в развитии суйбокуга. Он преобразовал художественный стиль, привнесенный из Китая в 14 веке, в нечто характерно японское. А Сюбун, творчество которого формально относят ко второму этапу развития суйбокуга, как художник является по существу своеобразным мостом, соединяющим эти два этапа развития монохромной живописи в Японии.