Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Чайная утварь

Очевидно, нет необходимости говорить, насколько важную роль в чайной церемонии играет используемая в ней утварь. По определению авторитетного «Словаря Пути чая», «чайная утварь - утварь, необходимая для проведения чайного действа», однако это не только чайная утварь в собственном смысле слова.

Еще в период становления ритуала чаепития в нее включались помимо чайных чашек вазы для цветов и свитки-какэмоно. Во времена Мурата Дзюко в категорию «чайная утварь» начали попадать и новые предметы. Этот процесс продолжался и позднее, когда ведущими фигурами в «чайном мире» стали Такэно Дзёо и Сэн Рикю, т. е. в эпоху, когда складывались каноны часпития-ваби.

Расширенное толкование понятия «чайная утварь» в некоторой степени объясняет её японское название - тядогу. «Тя» обозначает «чай», догу - «инструмент», «средство [производства]», «орудие». Таким образом, тядогу - это «чайные инструменты», поэтому вполне объяснимо отнесение к ним таких предметов, как ваза-подставка для черпака или подставка для крышки котла, щипцы для углей и т. п. Тем не менее даже с учетом всех значений слова догу понятие «чайная утварь» несет более широкий, чем в общепринятом значении, смысл.

В период становления чайного действа классическою типа были сформированы также принципы классификации утвари-тядогу. Вся она делилась на «близкую» (яп. тикай) и «далекую» (яп. тоой) с точки зрения ее функциональной роли в чаепитии.

В трактате «Всё о чае» читаем: «Утварь бывает “далекая” и “близкая”. Чайницы и чашки-тэммоку - первое “близкое”. Кувшин с водой, чаша для сливания воды, чайная ложка, подставка для крышки (котла] - второе “близкое”. Сосуд с чайным листом, курильница благовоний, картины, ваза с цветами - “далекие” предметы. Однако [некоторые] считают, что сосуд с чайным листом - первое “близкое”».

В «Списке [вещей, используемых] в чайной церемонии» (яп. «Тя-но ю мокуроку»), составленном в 1572 г. и включенном в труд «Старые записи о Пути чая» (яп. «Тядо кобинроку») известного чайного мастера Фудзимура Ёгэна (1613-1699), дается такая классификация утвари:

  • Чайницы и чайные чашки-тэммоку - первое «близкое».
  • Кувшин с водой и чаша для сливания воды - второе «близкое».
  • Чайная ложка, ваза-подставка для черпака, подставка для крышки [котла] - третье «близкое».
  • Ваза для цветов «далекое».
  • Свитки-какэмоно - более «далекое».
  • Курильница благовоний, баночка с благовониями - самое «далекое».

Итак, критерием «близости» и «далёкости» тех или иных предметов утвари являлась роль соответствующего предмета в чайном действе. Следует заметить, что в классификациях «близкой» и «далекой» утвари, составленных примерно в одно и то же время, можно увидеть некоторые различия (прежде всего в оценке места в чайном ритуале свитков-какэмоно). Однако для нас сейчас более важное значение имеет другой факт: в трактате «Все о чае» и в «Списке [вещей, используемых] в чайной церемонии» в число утвари включены свитки-какэмоно, подставки для крышки котла, вазы-подставки для черпака, но ничего не говорится ни о котле для кипячения воды, ни о чайном веничке, которым размешивают чайный порошок во время приготовления напитка. Безусловно, в определении содержания набора чайной утвари у средневековых авторов присутствует своеобразная логика: выделяются прежде всего те предметы, на которые следует обращать внимание «гостей», т. е. именно эти предметы формируют необходимый настрой у участников чаепития и, соответственно, несут весьма высокую функциональную нагрузку в чайном ритуале.

В процессе канонизации чайного действа ваби окончательно сложился набор предметов, именуемый «чайной утварью». Тядогу делятся на пять больших групп.

1) «Утварь, используемая для украшения [чайной комнаты]» (яп. сосёку-ёгу). В эту категорию тядогу включаются предметы, не применяемые непосредственно в чайном действе, но «украшающие» комнату, в которой она проводится: свитки-какэмоно и вазы с цветами, которые помешаются в нишу-токонома, а также подставки-дайсу с положенными на них канцелярскими принадлежностями.

2) «Утварь, используемая для приготовления чая» (яп. тэнтя-ёгу).

Она, в свою очередь, подразделяется на два вида:

а) утварь, используемая для операций, связанных с поддержанием пламени в очаге и с поддержанием в порядке самого очага: баночка с благовониями (вместе с кусочками древесного угля в очаг кладутся и благовония); емкость для хранения древесного угля; метелочка из птичьих перьев, которой чистят очаг; кольца, с помощью которых берется и ставится котел; щипцы, которыми берутся угли; емкости для хранения специально обработанной золы, которой устилается дно очага; ложка, которой накладывают золу в очаг; подставка для котла и т. д;

б) утварь, используемая непосредственно для приготовления чайного напитка; очаг-фуро, котел для кипячения воды, доска-подставка для очага-фуро, подставка-готоку, подставка для крышки котла, чайница, чайная чашка, чаша для сливания воды.

3) «Утварь, используемая во время угощения» (яп. кайсэки-ёгу). Предметы данного вида утвари подразделяются на три подвида:

а) «домашняя утварь»: различные подносы для выноса «гостям» пиши, чаши для поднесения риса и закусок, чаши, из которых «гости» едят пищу и пьют бульон, те палочки, которые выполняют функцию ложки и вилки, которыми «гости» накладывают пищу себе в чаши, а также многие другие приборы аналогичного назначения;

б) емкости, в которых хранятся закуски: они бывают разнообразных форм и типов;

в) емкости, в которых подается японская водка сакэ, а также чашечки для сакэ и подставки, на которые ставятся эти чашечки.

4) «Утварь, используемая в водной комнате» (яп. мидзуя-ёгу): черпак, которым наливают воду в кувшин-мидзусаси; чайные салфетки; ящичек для хранения чайных веничков; емкость, в которой ополаскивают чайные салфетки; полотенца для вытирания утвари, используемой в чайной комнате во время приготовления чайного напитка и т. д.

5) «Утварь, используемая во время ожидания» (яп. матиаи-ёгу). Предназначается для использования «гостями» во время пребывания в «домике для ожидания». Это исключительно курительные принадлежности (трубки, табакерка, зажигалка-кресало, поднос, на который эти предметы кладутся и т. д.). Курительные принадлежности выносятся также в чайную комнату во время отдыха «гостей». Поскольку уже давно не принято курить в течение всей чайной церемонии, начиная с самого первого этапа - сбора «гостей», «утварь, используемая [во время ожидания]» выполняет чисто декоративную функцию.

Выше перечислены, конечно, не все, а только основные предметы чайной утвари-тядогу. Тем не менее даже из приведенного перечня видно, что в их число включаются практически все находящиеся в чайной комнате предметы, которые можно передвигать (или, лучше сказать, перемещать). Все остальное - статичные элементы интерьера чайной комнаты. Таким образом, предметы чайной утвари являются по существу динамичными компонентами интерьера.

Чайная утварь изготовлялась из металла, керамики или дерева, причем в процессе становления принципов чаепития-ваби менялся и удельный вес материалов, из которых делались предметы утвари. Первоначально в чаепитии широко использовались изделия из металла, точнее говоря, из различных сплавов, в основном из бронзы. Металлическими были очаг-фуро, котел, щипцы, которыми в очаг кладутся кусочки древесного угля, кольца, которыми берется и ставится котел, подставка для котла в очаге, ложка, которой в очаг накладывается зола, кувшин со свежей водой, чаша для сливания воды, ваза-подставка для щипцов и черпака, подставка для крышки котла. Как и другая чайная утварь, металлические предметы ввозились из Китая. В XVI в. набирает силу тенденция замены металлических тядогу на керамические и деревянные. Практически вышли из употребления металлические кувшины-мидзусаси, чаши для сливания воды, подставки для крышки котла. Металлические предметы чайной утвари изготовлялись в Японии в мастерских, где отливались колокола для буддийских храмов и другая храмовая утварь, что, безусловно, отразилось и на чайной утвари.

Распространение в Японии керамической посуды было самым непосредственным образом связано с ростом популярности пития чая. В XIV-XV вв. особенно ценилась китайская утварь из белого фарфора и селадона. В это же время на островах начали появляться мастерские для обжига посуды. В них работали выходцы из Китая и Кореи, однако со временем в Японии сложилась собственная традиция изготовления керамической посуды, и «обожженные вещи» (яп. якимоно) - так японцы называли керамические изделия - широко вошли в жизнь обитателей островного государства.

Исключительно большое внимание использованию керамической посуды в чайной церемонии придавал Сэн Рикю. Металл, считал он, символизирует деньги и, так сказать, суетность человеческого существования (поэтому он рекомендовал свести к минимуму использование во время чаепития металлической утвари). Керамика же является символом земли, материнского начала, естественности. Керамическими являются кувшины-мидзусаси и кувшины-мидзуцуги, чаши для сливания воды, емкости для хранения чайного листа, чайницы, чайные чашки, чаши для еды, чаши для хранения золы, баночки для хранения благовоний, подставки для крышки котла, вазы-подставки для черпака.

В чаепитиях-ваби резко возросла функциональная роль деревянной утвари. Из дерева изготовляются кувшнны-мидзусаси и кувшины-мидзуцуги, чаши для сливания воды. чайницы-нацумэ, баночки для хранения благовоний, щипцы для углей, ложки для золы, подносы, на которых «гостям» подаются угощения, палочки для еды, многие предметы утвари, используемые в «водной комнате». Если иметь в виду, что немалое число предметов делается из бамбука (японская традиция рассматривает бамбук как особый вид материала), то окажется, что деревянным может быть почти весь набор утвари, используемый во время чаепития-ваби. Правда, следует заметить, что не все мастера, устраивавшие чайные церемонии классического типа, заменяли керамические кувшины для свежей волы или чаши для сливания воды на деревянные.

* По книге Игнатовича А.Н. «Чайное действо». Москва. Стилсервис. 2011 г.