Первые чайные чашки, появившиеся в Японии, были, как и все другие предметы чайной утвари, китайского производства. Они стали называться тэммоку, поскольку их ввозили на острова буддийские монахи, ездившие на обучение в монастыри школы Чань на горе Тяньму (тэммоку - японское произношение этого китайского слова) в провинции Чжэцзян. В таких чашках совершались в этих монастырях ритуальные подношения чая Будде. В переводе с китайского и японского тяньму и тэнмоку означает «Небесное Око».
Делались чашки в знаменитых гончарных мастерских в провинции Фуцзянь и назывались «цзяньскими чашками» (кит. цзянъчжан). В Японии наряду с названием тэммоку употреблялось и название кэнсан (японское чтение иероглифов, которыми записывается слово цзяньчжан). В Японии чашки-тэммоку стали известны, очевидно, в XII в. В частности, в трактате Эйсая «Записки о питии чая и поддержании жизни» описывается чайная чашка, напоминающая по виду чашку-тэммоку, хотя само это название в первом японском сочинении о чае не встречается. В «чайном мире» чашки- тэммоку исключительной популярностью пользовались до конца XV в., т. е. до оформления правил чаепитий классического типа.
С изменением требований к чайной утвари на первый план выходят сначала корейские, а затем и японские чашки. Тем не менее тэммоку продолжали использовать в чайных церемониях, хотя и в ограниченных масштабах. Название тэммоку перешло на чашки, изготовленные не только на гончарных производствах провинции Фуцзянь, но и в других районах Китая, а также на японские изделия, копировавшие соответствующие континентальные образцы. Термин тэммоку стал собирательным названием чайных чашек определенного типа, имеющего несколько разновидностей. (Следует подчеркнуть, что в средневековой «чайной» литературе слово тэммоку встречается в различных значениях, что зачастую ведет к путанице в его восприятии).
Чашка-тэммоку напоминает по форме пиалу. Нижняя придонная часть выглядит массивной. Основание дна чашки, которое соприкасается с полкой или специальной подставкой, на которую ставят чашку, представляет собой кольцо, диаметр которого значительно меньше диаметра ободка верхнего края. Безусловно, конусообразная, сужающаяся к низу чашка не очень устойчива. Именно поэтому, её, как правило, особенно когда в нее налит чайный напиток, ставят не на татами, а на особую подставку, которая отличается разнообразием форм. Под ободком верхнею края чашки по всей окружности делается неглубокий желоб шириной с большой палец руки - за него брали чашку и «хозяин» и «гость», которому чашка передавалась.
Чашки-тэммоку классифицируются по цвету внешней и внутренней поверхностей чашки и ее росписи. Для классических тэммоку характерен густой черный цвет окраски. Глазурью покрывался не весь корпус, неглазурованными оставались ободок верхнего края - его покрывали золотом и серебром, а также пространство, окружавшее придонную часть чашки, на которую ее ставят на подставку. Основными считаются следующие разновидности тэммоку:
Ёхэн-тэммоку (тэммоку «меняющиеся светила»). На насыщенный (цвета ночного неба) фон внешней и внутренней поверхностей наносятся светлые пятна: белые, желтые и бледно-голубые, а также темно-синие пятна небольшого размера. Это напоминает звездное небо. Такие чашки-тэммоку наиболее высоко ценились среди знатоков китайской чайной утвари в период Хигасияма.
Ютэки-тэммоку (тэммоку «масляные капли»). На насыщенный черный фон наносятся круглые точки серебристого цвета. Традиционно считаются вторыми по ценности после ёхэн-тэммоку.
Как говорится в «Записках левого и правого [советников] из дворца Господина» (яп. «Кундайкан сотё ки»), автором которых традиция считает Ноами, «[чашки в стиле] яобянь - самые лучшие из (фу)цзяньских чашек, их мало, и [они] необычайно красивы. Цвет чайной чашки поистине чёрен, и (на нем) блистают бесчисленные звёзды бледной ляпис-лазури. Кроме того, желтый и белый цвета, цвела густой ляпис-лазури и бледной ляпис-лазури, смешиваясь в различных [сочетаниях], придают [чашке] красоту, присущую парче». «[Чашки в стиле] юди - продолжает автор «Записок», - вторые после [чашек в стиле] яобянь драгоценности. Их цвет также поистине чёрен, но на внутренней и внешней поверхностях чайной чашки ослепительно блистают многочисленные светло-лиловые и беловатые звезды. [Чайных чашек] юди, кажется, немного больше, чем [чашек] яобянь». Название «юди» ассоциировалось с отражением света на разлитом на поверхности воды масле, что создавало разнообразные переливы цветов.
Тайхисан-тэммоку (тэммоку «черепаший панцирь»). Изготовлялись в провинции Цзянси. Отличаются от других типов более тонкими стенками и меньшим диаметром придонной части, которая касается подставки. Окрашиваются в черно-коричневый цвет, поверх которого наносятся светло-коричневые узоры, так что внешняя и внутренняя поверхности становятся похожими на панцирь черепахи.
Хайцуги-тэммоку (тэммоку «покрытая пылью»). Перед обжигом чашки этого типа посыпались пылью, что приводило к образованию оригинального рисунка в процессе глазурования. Цвет поверхности был, как правило, черным или красным, или же представлял собой сочетание этих двух цветов.
Естественно, типы чашек-тэммоку не ограничиваются перечисленными выше. Встречаются чашки мягких коричневых тонов, расписанные ярко-зелеными или ярко-красными полосками (лучами), с ярко-белой основой, и расписанные краской кобальтово-синего, фиолетового или серого цвета.
Безусловно, чайная посуда изысканной отделки в значительной степени способствовала эстетизации чайного ритуала. Поэт Сётэцу (1381-1459) писал в «Беседах Сэйгана о чае»: «Есть многое, за что любят поэзию. Есть немало вещей, за которые любят чайную церемонию. Что касается тех, кто в первую очередь любит чай (имеются в виду чаепития), то чай любят люди, которые подбирают [для чаепития] красивую утварь и имеют такое пристрастие к (фу)цзяньским чашкам, [чашкам-]тэммоку, чайным веничкам, кувшинам для воды и другой чайной утвари, что [оно] достигает [самой глубины] их сердца».