Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Храм Нансю-дзи в Сакаи

Такэно Дзёо

Такэно Дзёо (武野紹鴎, 1502—1555) – известный японский чайный мастер 16 века (период Сенгоку), один из патриархов Пути Чая в Японии, последователь Мурата Дзюко и наставник Сен-но-Рикю.

Памятник Такэно ДзёоПамятник Такэно Дзёо

Согласно «Генеалогии Такэно», принадлежащей потомкам Дзёо, история их семьи восходит к клану Такэда из провинции Вакаса. Такэда – один из известнейших кланов Японии. Многие известные военачальники и мастера боевых искусств были выходцами из этого клана. Дед Такэно Дзёо, Нагакиё Такэда, был самураем и погиб во время смуты «годов Онин» (1467-1477). Отцу будущего чайного мастера, Нобухиса, было тогда 11 лет. Оставшись сиротой, он получил приют во влиятельном клане Накабо, контролировавшем провинцию Ямато. Там Нобухиса вырос и женился на девушке из этого клана. Позднее он перебрался в провинцию Идзуми, где обосновался в деревне Хеномацу (в окрестностях города Сакаи) и изменил свою фамилию с Такэда на Такэно. При поддержке могущественного клана Миёси, который имел давние связи с кланом Накабо, отец будущего патриарха чайной церемонии занялся торговлей кожей и быстро разбогател.

В 1502 году у Набухиса Такэно родился сын, которого назвали Мацукикумару. Мацукикумару родился в уезде Ёсино провинции Ямато, откуда была родом его мать. Имя Дзёо (яп. 紹鷗), под которым он вошёл в историю, - его буддийское имя («хо-мё»), полученное в монастыре Ямасина Хонган-дзи (本願寺) школы Дзёдо-синсю («Истинная школа Чистой земли») в 1532 году. Во время жизни он был также известен под именами Накасай и Сингоро. В поздние годы он подписывал некоторые свои письма и трактаты творческим псевдонимом Дайкокуан.

В юные годы Дзёо получил хорошее светское образование. Он серьезно занимался сочинительством стихов, интересовался аранжировкой цветов, воскуриванием благовоний. В 1525 году он отправился в Киото для углубления познаний в стихосложении. Там он построил себе дом (резиденцию) на пересечении улиц Муромати и Сидзё (теперь это здание школы Конго-рю), в районе Симогё. Поселившись в Симогё, недалеко от резиденции Мурата Содзю, Дзёо оказался в самом центре «чайного дела» не только столицы, но и всей страны.

Памятный камень на месте усадьбы ДзёоПамятный камень на месте усадьбы Дзёо

К этому времени Дзёо уже освоил поэтическое искусство рэнга и, согласно сохранившимся записям от 1526 года, участвовал в рэнгакай – специальных собраниях для сочинения рэнга. Когда ему было 27 лет (в 1528 году), он начал обучаться поэтическому мастерству у выдающего литератора того времени Сандзёниси Санэтака (三条西実隆, 1455-1537), придворного трех императоров, основательно занимавшегося исследованием поэтических стилей. Интересно отметить, что в 1502 г. Санэтака купил деревенский дом площадью в шесть татами и перевез его в свою столичную усадьбу. Уменьшив размеры дома до четырех с половиной татами, поставил его в саду среди камней и деревьев и использовал в качестве кабинета для занятий литературой. Вполне возможно, что в этом кабинете проходил курс обучения и Дзёо, изучая классическую китайскую поэзию и поэзию вака.

Сандзёниси СанэтакаПортрет Сандзёниси Санэтака

Дзёо был намного богаче своего наставника, выходца из старинного аристократического рода, обедневшего (как и многие другие аристократические семейства) после перехода реальной власти в стране к военному правительству. Поэтому, как отмечали современники, будущий чайный мастер дарил Санэтака золотые вещи и одалживал деньги. Не исключено, что Дзёо смог попасть на обучение к учителю-аристократу как раз благодаря своему богатству. Через Санэтака Такэно Дзёо неоднократно совершал финансовые пожертвования императорскому двору. Очевидно, в благодарность за эту материальную поддержку в возрасте 29 лет Дзёо получил придворный ранг «дзюгои» (младший пятый ранг) и титул Инаба-но-Ками (императорского наместника в провинции Инабэ), номинальной должности, не дававшей ни доходов, ни каких-либо привилегий, но предоставлявшей право бывать при дворе.

Яманоуэ Содзи сообщает, что под руководством Санэтака Дзёо дошел до изучения «Введения» Фудзивара-но Тэйка к его трактату «Большой очерк о декламации стихов» (яп. «Эйга-но-тайгай»), но потом из всех искусств «выделил чайную церемонию и стал [в ней] мастером». Согласно «Запискам Яманоуэ Содзи», первым наставником Дзёо по чайной церемонии был Фудзита Сори (藤田宗理), а впоследствии Дзёо стал прямым учеником Мурата Содзю, приемным сыном и учеником Мурата Дзюко. Согласно же «Запискам Намбо» и «Сакаи кё» («Зеркало Сакаи»), Дзёо учился у Мурата Содзю и у Дзюсия Сого (十四屋宗悟, ? - 1552), еще одного ученика Мурата Дзюко. Так как все эти троё учеников Дзюко жили в то время в районе Симогё, то вполне вероятно, что все они одновременно или поочередно были наставниками Дзёо.

Мурата ДзюкоМурата Дзюко

До тридцати лет Дзёо был, как пишет Яманоуэ Содзи, мастером стихосложения в жанре рэнга, потом, как отметил в своем дневнике Сандзёниси Санэтака, выполняя завещание матери, Дзёо решил стать буддийским монахом. В 1531 году он отправляется в монастырь Ямасина Хонган-дзи (本願寺). Ямасина Хонган-дзи был на тот момент главным центром школы Икко Сюнсё, одного из ответвлений школы Дзёдо. По духу школа была близка к учению Синрана, дзёдо-синсю (Истинная школа «Чистой земли»), самого радикального направления в японском амидаизме. Некоторые источники сообщают, что отец Дзёо, Набухиса, был последователем этой буддийской школы, поэтому-то его сын и принял решение принять монашеские заповеди именно в этом монастыре. В 1532 году он дал монашеские обеты и получил буддийское имя (хо-мё) – Дзёо.

Как раз на этот период времени приходятся прокатившиеся по центральным провинциям восстания и вооруженные столкновения, зачинщиками которых выступали вооружённые формирования фанатичных последователей школы Икко. Эти вооруженные отряды вошли в историю как «Икко-икки». В 1531 году в результате внутреннего конфликта между разными фракциями школы победу одержали монахи монастыря Ямасина Хонган-дзи, который располагался недалеко от Киото. Используя Ямасина Хонган-дзи в качестве плацдарма, отряды Икко-икки совершили нападения на монастыри других буддийских школ и синтоистские храмы. В 1532 году от их набегов пострадали храм Кэмпон-дзи школы Нитирэн в городе Сакаи, Кофуку-дзи школы Хоссо и синтоистское святилище Касуга-тайся в Наре. Против амидаистов школы Икко выступили вооружённые формирования другой радикальной буддийской школы – нитирэн-сю. Огромное по численности военное формирование нитирэнистов при поддержке даймё Хосокава Харумото и Роккаку Садаёри в том же году нанесло крупное поражение отрядам Икко-икки и сожгло храм Ямасина Хонган-дзи, являвшийся главным культовым центром школы Икко.

Из дневника Сандзёниси Санэтака следует, что Дзёо принимал активное участие в этих конфликтах на стороне школы Икко. Обстановка в Киото была очень напряжённой. В 1533 году последователи Нитирэна убили в Киото нескольких монахов школы Икко, подозревая их в шпионаже на противоборствующую сторону. На фоне этих событий Дзёо решил вернуться в свой родной город Сакаи, так как находиться в Киото было уже небезопасно. Но отношения со своим литературным наставником, Сандзёниси Санэтака, Дзёо поддерживал вплоть до смерти Санэтака в 1537 году.

В середине XV в. Сакаи привлекает к себе внимание проповедников дзенского учения, идейно и организационно связанных с храмом Дайтоку-дзи в Киото. Активную деятельность по обращению горожан в дзен начали известные в то время монахи Ёсоо Сои (1378-1458) и Сюмба Соки (1409-1496). Последний основал в Нансо, недалеко от Сакаи, монашескую обитель (малый храм). Этим проповедникам и руководимым ими монахам удалось найти понятные широкому кругу слушателей формы объяснения сути дзэна, и в начале XVI в. дзэн получил широкое распространение среди горожан.

Монастырь Дайтоку-дзи
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
 

Особую роль в пропаганде дзен и в упрочении позиций Дайтоку-дзи в Сакаи сыграл 76-й настоятель храма Когаку Соко (古嶽宗亘, 1465-1548), ученик Сюмба Соки. В 1526 году Когаку переименовал созданную его учителем, Сюмба Соки, обитель в Нансо в Нансо-ан и превратил его в дочерний храм Дайтоку-дзи. Настоятелем храма он назначил своего ученика, Дэнан Соки. Но поскольку Соки вскорости умер в молодом возрасте, на посту настоятеля его сменил Дайрин Сото (大林宗套, 1480-1568).

Нансю-дзи (Нансо-ан) в Сакаи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи

Когаку ориентировался прежде всего на купеческую элиту: его мирскими послушниками стали Цуда Сохаку (годы жизни неизвестны) и Цуда Сотацу (1504-1566), сын Сохаку, - представители могущественного торгового дома Тэннодзия и известные в Сакаи чайные мастера. Через Цуда Когаку сблизился и с другими богатыми купцами, благодаря чему многие годы не прекращались тесные связи между храмом Дайтоку-дзи и торговым миром Сакаи. С другой стороны, такие связи не в малой степени отразились и на становлении чайной церемонии, поскольку в сфере влияния дзенской идеологии (той ее разновидности, какую проповедовали монахи Дайтоку-дзи) оказались ведущие чайные мастера, определившие в XVI в. лицо чайного ритуала. Такэно Дзёо, как мы увидим, также не был исключением из их числа.

В возрасте 36 лет Дзёо пережил сразу две тяжёлые потери: умерли его отец, Нобухиса, и литературный наставник Дзёо – Сандзёниси Санэтака. Хотя по своей конфессиональной принадлежности Дзёо был амидаистом, но утрата близких людей повлияла на его мировоззрение, и он устремил свои взоры к учению Дзен. Некоторые, правда, считают, что он заинтересовался дзенским учением вследствие увлечения чайной церемонией. Так или иначе, Дзёо начал посещать Нансо-ан. (Кстати, в этом же храме практиковал дзен ученик Дзёо – Сэн-но Рикю). В рукописи «Овари дзасю», написанной внуком Дзёо, Мунэтомо, сообщается, что Дзёо практиковал дзен-медитацию под руководством Когаку Соко (古岳宗亘, 1465-1548), 76-го настоятеля Дайтоку-дзи. По другим сведениям, по совету своего друга Китамуки Дотина (北向道陳, 1504 - 1562) Дзёо избрал своим наставником настоятеля Нансо-ан Дайрина Сото.

Дайрин Сото, ставший позднее 90-м настоятелем Дайтоку-дзи, был очень влиятельной фигурой не только в буддийском мире, но и среди общественной элиты. Его почитали при императорском дворе. Следуя политике своих предшественников, Дайрин стремился расширить влияние Дайтоку-дзи и, соответственно, дзенского учения, среди высших слоев населения Сакаи. Он завязал прочные отношения с кланом Миёси, на средства которого начал преобразование обители Нансо-ан в полноценный монастырь. Строительство храмового комплекса завершилось в 1556 г., уже после смерти Такэно Дзёо. Монастырь получил название Нансю-дзи, и Дайрин официально почитался в качестве его монаха-основателя.

Нансю-дзи в Сакаи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Могила Такэно Дзёо
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи
Нансю-дзи в Сакаи. Дочерний храм Дайтоку-дзи

Дайрин увлекался чайным ритуалом и часто устраивал у себя чаепития, на которых был «главным гостем». Обязанности хозяина выполняли обращенные в дзэн и близкие к направлению Дайтокудзи чайные мастера, в частности Цуда Сотацу. Иногда в чайной комнате Дайрина участникам чаепития предлагалось принять ванну-фуро.

Хорошие и, возможно, близкие отношения с Дайрином Дзёо сохранил до конца жизни. Дзэну у Дайрина обучались сын Дзёо, ученики Дзёо: Имаи Сокю, Цуда Согю, Сэн Рикю. Имаи Сокю, став чайным мастером, сконструировал чайную полку для утвари и преподнес ее с посвящением Дайрину.

Как чайный мастер Дзёо получил известность именно в Сакаи. Дзёо, несомненно, стимулировал интерес к чайной церемонии у наиболее зажиточных слоев населения этого города и прежде всего у торговцев. Тэннодзия Цуда Сотацу, его сын Согю (ум. в 1591 г.) - выходцы из крупных торговых домов и известные в Сакаи любители чайной церемонии - стали адептами стиля Дзёо. Дзёо, как говорилось, был близок к клану Мисёси, внесшему существенный вклад в свержение последнего из сёгунов Асикага, и обучал «чайному делу» младших братьев главы клана. Один из них, Ёсиката, стал известным в Сакаи чайным мастером и, как говорят, ему принадлежало более пятидесяти редкостных предметов чайной утвари. У Дзёо обучался также двоюродный брат Ёсикаты - Масанага, который позднее положил начало традиции проведения чайных церемоний в провинции Ава. Наконец, Сэн Рикю, обучавшийся «чайному делу» у Дзёо, также принадлежал к семье владельцев складскими помещениями из Сакаи.

Сэн-но РикюСэн-но Рикю

Тем не менее Дзёо сохранял определенную дистанцию в отношениях с Миёси: он никогда не был ни штатным учителем, ни платным советником в семье феодалов, так как, очевидно, дорожил своей независимостью, столь характерной для городского населения Сакаи. Такой жизненной позиции и авторитету как чайного мастера, безусловно, способствовали личные качества Дзео. Такахаси Гэнтан, также выходец из Сакаи, писал о них в сочинении «Правила пития чая» («Кисса каппо») в самых апологетических тонах: «Когда Дзёо был молодым, [он] пошел в обучение к преподобному Дайрину. [Дзёо] не довольствовался одной услышанной фразой, а хорошо усваивал самые разнообразные [вещи]. Хотя [он] и был богат, но не вел роскошной жизни, был благороден, сострадал людям, сердце имел не самовлюбленное. Современники чувствовали, что это был действительно мастер, в котором воплотился [высший] принцип Неба».

В 1536-1537 гг. в Киото происходили ожесточенные вооруженные столкновения между монахами школ Тэндай и Нитирэн. Последние потерпели поражение, и храмы школы были сожжены. Местные власти, однако, не разрешили нитирэнистам восстановить их культовые учреждения. Разгром приверженцев Нитирэн-сю породил массовый исход монахи Нитирэн-сю из Киото. И предположительно в конце 30-х годов 16-го столетия Дзёо возвращается в Киото.

Не исключено, что это произошло вслед за назначением Дайрина Сото на должность настоятеля Дайтоку-дзи. И Дзёо отправился в Киото вслед за своим учителем. Ряд источников свидетельствует, что Такэно Дзёо стал преемником Дхармы Дайрина и в 1550 г. получил от дзенского мастера еще одно буддийское имя - Иккан Кодзи. А после преждевременной смерти Дзёо в 1555 году, Дайрин Сото посвятил своему бывшему ученику стихотворение, в котором были слова, ставшие впоследствии крылатой фразой: «Чай и Дзен - один вкус» (茶禅一味, «Тя дзен ити-ми»).

茶禅一味 | У Чая и Дзен один вкусУ Чая и Дзен один вкус

Некоторые историки чайной церемонии полагают, что в чайной церемонии Дзёо резко повысилась функциональная роль Дзен. Как правило, сторонники этой точки зрения ссылаются на свидетельства современников чайного мастера и прежде всего на «Записки Яманоуэ Содзи». Содзи пишет, что Дзёо «исправил стиль Дзюко», и «чайная церемония полностью стала дзэнской». И далее: «О конце жизни Дзёо говорят: “[Он] знал, что вкус чая передает вкус дзэна”». В подтверждение дзэнского характера чаепитий Дзёо цитируют стихотворение Дайрина, написанное по случаю смерти чайного мастера, из которого Яманоуэ Содзи взял приведенные выше строки о вкусе дзэна и чая.

В сборнике «Устные свидетельства о ценителях [чая] из Сакаи» (яп. «Сакаи сукимоно кодзицу»), в котором говорится, что Дзёо и Дотин, обучаясь у одного и того же наставника, т. е. Дайрина, постигли «единство двух чудесных [вещей]» (яп. нимё-итти). Первая «чудесная» вещь - бокусэки, вторая «чудесная» вещь - цветок, которым заменялся бокусэки во время перерыва в церемонии, когда гости выходили из чайной комнаты в сад. Действительно, бокусэки, которые во время чайной церемонии вешали в нишу-токонома, чаще всего писались дзэнскими монахами, иероглифы, как правило, обозначали буддийские понятия и имели сакральное значение. Цветок олицетворял для буддистов «непостоянство» вещей в бренном мире и, кроме того, мог ассоциироваться с цветком лотоса, символизирующим «чистоту» буддийского учения. Однако, несмотря на приведенные свидетельства, говорить о резком усилении дзэнского подтекста в чайной церемонии Дзёо по сравнению с чаепитиями Дзюко нет достаточных оснований, тем более, что использование бокусэки и цветка в качестве функциональных компонентов интерьера чайной комнаты отнюдь не было нововведением Такэно Дзёо.

Бокусэки и цветы в нише-токономаБокусэки в нише-токонома

Жившие в то время в Симогё Мурата Содзю, Фудзита Сори и другие ученики и последователи Дзюко, начали возводить в своих усадьбах небольшие Обители, наподобие монашеских, для проведения чайных церемоний. И Дзёо по примеру своих старших наставников тоже построил на территории своей резиденции обитель (сёан), служившую ему чайным павильоном. Свою городскую обитель Дзёо назвал Обитель Великого Черного [Божества] – Дайкоку-ан. Дайкоку (досл. Великое Черное) - божество удачи и богатства, одно из семи божеств счастья, чрезвычайно популярных среди японцев. Данное название усадьбы Дзёо возникло по ассоциации с расположенным поблизости от дома Дзёо святилищем в честь божества Эбису, также божества удачи, входящего в число семи божеств счастья. Именование своего жилища [Обителью] Великого Черного [Божества] - Дайкоку, покровительствовавшего торговцам, указывает, по мнению ряда исследователей, на гордость за принадлежность к купеческому сословию.

Тясицу (Чайные домики)
Тясицу. Чайный домик
Тясицу. Чайный домик
Тясицу. Чайный домик
Тясицу. Чайный домик
Тясицу. Чайный домик
Тясицу. Чайный домик
Тясицу. Чайный домик
Тясицу. Чайный домик
Тясицу. Чайный домик
Тясицу. Чайный домик
Тясицу. Чайный домик

Такэно Дзёо умер в 1555 г. и был похоронен в Сакаи, в храме Нансо-ан (впоследствии – монастырь Нансю-дзи). Существует легенда, что мастер отказался стать личным наставником по чайной церемонии у Ода Нобунага, за что якобы был отравлен. Согласно другому преданию, Дзёо был убит из-за непримиримой оппозиции к деятельности Нобунага, лишившего позднее Сакаи самоуправления. Однако обе эти версии были отвергнуты современными исследователями из-за хронологических несоответствий. Если у Ода Нобунанга и были разногласия с Такэно, то не с Такэно Дзёо, а с его сыном Такэно Сога. Сога был последователем школы Икко, которая подверглась гонениям со стороны Нобунанга; и имел такое же прозвище, как и его отец – Сингоро. Считается, что это сходство в именах (оба были Такэно Сингоро) привело к путанице и рождению подобных мифов в отношении Такэно Дзёо.

Могила Такэно Дзёо в Нансю-дзиМогила Такэно Дзёо в Нансю-дзи

У Такэно Дзёо было немало учеников: его сын Coгa, зять - Имаи Сокю (今井宗久, 1520 - 1593), Цуда Сотацу (津田宗達, 1504 - 1566), Цуда Согю (津田宗及, ? - 1591), Сому Ямаока (山岡宗無, ? - 1595), Тэннодзия Досицу, Тэннодзия Рёун и др. Некоторые из них стали впоследствии известными по всей стране чайными мастерами. Искусству чайной церемонии обучался у Дзёо и Сэн Рикю. Став известным чайным мастером, Рикю любил повторять, что «Путь чая – это Дзюко, а Искусство чая - это Дзёо».

Мурата Дзюко и Такэно Дзёо внесли в чайное действо новый дух. При жизни Дзёо и тем более Дзюко чаепития, воплощавшие этот «новый дух», конечно, не определяли лицо «чайного дела», но с середины XVI в. их популярность неуклонно росла. Этому способствовало закрепление в творчестве чайных мастеров строго определенных правил чайного действа, запрещавших «хозяину» и «гостям» отвлекаться от чаепития. Через несколько десятилетий чайная церемония, обретшая законченную форму благодаря Сэн Рикю, развивавшему традиции «нового духа», стала доминирующим видом чаепитий в Японии.