Бёобу-э (屏風絵) – картины на складных ширмах (屏風, бёобу или бёбу), или живопись на ширмах. Как вид живописи, бёобу-э входит в состав сёхэйга и хэкига.
Термин «пинфэн» впервые появился в записях из Китая династии Хань. В своей первоначальной форме, как полагают, пинфэн представлял собой свободно стоящий однопанельный экран, который в Японии называется цуйтатэ (衝立, кит. чунли), или цуйтатэ-сёдзи. Документальный источник, относящийся ко времени династии Хань, определяет «пинфэн» как предмет интерьера, который препятствует (пин, 屏) ветру (фэн, 風) дуть в комнату.
В «Нихон Сёки» (日本書紀, 720 г.), исторических хрониках периода Нара, упоминаются дары от корейского царства Силла, преподнесённые в 686 году. В списке этих даров есть и «бёобу». Это первое появление термина в японских документальных источниках. Но вероятнее всего речь в данном случае идёт об однопанельных ширмах, цуйтатэ-сёдзи.
Складные ширмы, состоящие из нескольких панелей, являются более поздним нововведением. «По китайскому образцу ширмы стали украшать живописью, каллиграфией, стихами (сначала китайскими, а затем японскими)». Живопись на многостворчатых ширмах была хорошо известна в Японии уже к 8 веку, о чём свидетельствует учётные ведомости храма Тодай-дзи, Кэнмоцутё (東大寺 献物帳). В них записано, что в 756 году храм получил в подарок сто расписанных ширм. Одна из этих ста ширм, «Дамы с птичьими перьями» (鳥毛立女図, «Торигерюдзё-но-дзу») из коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院), сохранилась до наших дней, разобранная на шесть отдельных панелей. Это самый ранний и наиболее ценный из сохранившихся образцов росписей на ширмах (бёобу-э).
В том же субхраме Сёсо-ин сохранились менее известные, хотя достаточно уникальные ширмы с изображением животных. Уникальность ширм заключается в том, что основой для росписи служит не шёлк, и не бумага, и не деревянная поверхность, а полотно из овечьей шерсти. Хотя эти ширмы с изображениями животных и «Дамы с птичьими перьями» считаются самыми ранними из сохранившихся японских образцов бёобу-э, они не относятся к японской живописи: ширмы были завезены из Китая, а следовательно, росписи были выполнены китайским художниками.
Картины на ширмах стали очень популярными в период Хэйан. В этот период ширмы обычно состояли из шести покрытых шёлком панелей, соединённых между собой кожаными или шёлковыми шнурами. Картина на каждой панели индивидуально обрамлялась шёлковой парчой, а сама панель помещалась в деревянную рамку. Хотя до нашего времени дошёл лишь один образец японских росписей на ширмах периода Хэйан («Дамы с птичьими перьями» созданы китайскими художниками), упоминания о них содержатся в документальных источниках той эпохи, в т.ч. поэтических антологиях и литературных трудах (моногатари). Кроме того, изображения ширм с картинами часто встречаются в иллюстрированных свитках, эмакимоно, периода Хэйан и Камакура, например, в «Гэндзи-моногатари-эмаки» (源氏物語絵巻).
Росписи ширм этого периода делятся на две категории: кара-э-бёобу, или росписи ширм с китайской тематикой, кара-э, которые часто использовались в буддийских церемониях; и ямато-э-бёобу, или картины с японской тематикой, ямато-э, украшавшие интерьеры дворцов и аристократических резиденций. В ямато-э-бёобу, как и в ранней японской поэзии, преобладали картины чередующихся времён года (жанр сики-э), картины прославленных своей красотой мест Японии (жанр мэйсё-э), и картины, изображавшие обычаи и праздники, характерные для каждого месяца года (жанр цукинами-э).
Существовала традиция прикреплять к верхним частям ширм квадратные листы из плотной цветной бумаги, называемые «сикиси» или «сикисигата». На этих «сикиси» помещалась японская поэзия Вака или обычные аннотации к картинам. Содержание поэзии было напрямую связано с картинами, к которым они были прикреплены. Многие из таких «сикиси» сохранились и дают нам представление о названиях и сюжетах живописных композиций.
Наиболее ранним и хорошо известным образцом живописи на ширмах, сохранившимся с конца 11 века, является пейзажная картина «Сэндзуй бёобу» или «Сансуй бёбу» (山水屏風) из киотосского храма Тодзи (東寺), находящаяся в наши дни в коллекции Национального музея Киото.
«Пейзажные ширмы из Тодзи, написанные на шёлке, - один из наиболее интересных памятников, по которому можно судить о раннем стиле японской живописи. Существует предположение, что на ширмах изображён уединившийся на лоне природы знаменитый китайский поэт Бо Цзюйи и прибывший к нему гость. Хотя Иэнага Сабуро в своей книге о живописи ямато-э утверждает, что фигуры здесь написаны в китайской манере, а пейзаж в чисто японской, в обоих случаях скорее надо видеть сочетание того и другого. Как известно, метод живописи тушью и красками на шёлке был воспринят из Китая еще в 7 веке, и стилевые признаки китайской живописи периода Тан сохранялись в течение длительного времени. Несмотря на плохую сохранность ширмы, особенно той части панелей, где изображены фигуры, можно составить довольно определенное представление о пространственном построении картины, приемах использования линии, цвета, и т. п.»1.
Ширмы из Тодзи демонстрируют также новый технический способ соединения створок ширмы между собой: с помощью монетообразных металлических шарниров - дзэнигата (銭形). Такие ширмы получили название дзенигата-бёобу. Хотя композиция картины на ширме из Тодзи развёртывается от одной панели к другой, в большей части других дзенигата-бёобу каждая створка (панель) была украшена отдельной картиной без какой-либо взаимосвязи и композиционной последовательности.
Ещё один ранний образец бёобу датируется периодом Камакура (конец 12 – начало 13 века). Картина с аналогичным названием «Сэндзуй бёобу» или «Сансуй бёбу» (山水屏風) сохранилась в коллекции храма Дзинго-дзи (神護寺) в Киото. Ширма первоначально украшала интерьер резиденции придворного аристократа, а позднее была передана в храм Дзинго-дзи эзотерической школы буддизма Сингон, где использовалась в качестве фона для ритуалов, называемых «кандзё» (灌頂).
В отличие от пейзажной ширмы из Тодзи, росписи ширмы из Дзинго-дзи тематически безусловно относятся к жанру ямато-э. На них изображены осенний горный пейзаж и повседневная деятельность придворных аристократов и простых людей среди пологих горных хребтов. Что касается аристократов, изображенных на картине, в последние годы появилась теория, что это художники, создававшие иллюстрации к нескольким главам «Гэндзи Моногатари эмаки» и осенние пейзажи, такие как Танабата. «Сэндзуй бёобу» из Дзинго-дзи - старейшая из сохранившихся ширм с росписью в японском стиле ямато-э.
Росписи двух шестистворчатых ширм «Коя сэндзуй-бёобу» (高野山水屏風) изначально принадлежали субхраму Конго-Санмай-ин (三昧院), а сейчас находятся в коллекции Национального музея Киото. На картинах изображён панорамный вид монастырского комплекса буддийской школы Сингон на горе Коя, труд священников и мирян и сменяющиеся природные пейзажи разных времён года.
Несмотря на большой масштаб изображения, манера письма тщательна, что позволяет предположить, что она была сделана ведущим художником того времени. И по историческим деталям храмовых построек, и по стилистическим особенностям росписи работу можно датировать концом 13 века.
Особую популярность складные ширмы приобрели в период Муромати, а наиболее распространённым форматом была некоторое время двухпанельная ширма. В этот период художники обычно украшали ширмы монохромными пейзажами в стиле суйбокуга и слегка подкрашенными картинами в жанре «цветы и птицы» в стиле канга.
Среди наиболее интересных и известных образцов живописи на ширмах этого периода – «Пейзаж в стиле Ся Гуя» и «Пейзажи четырёх времён года», приписываемые кисти Тэнсё Сюбуна; «Цветы и птицы четырёх сезонов» кисти Сэссю Тойо; «Цветы и птицы четырёх сезонов» кисти Ноами; «Цветы и птицы четырёх сезонов» и «Четыре благородных искусства» кисти Кано Мотонобу; «Восемь видов рек Сяо и Сян» кисти Соами и работы в стиле «ямато-э» одного из основоположников школы Тоса – Тоса Мицунобу – «Бамбук четырёх сезонов» и «Сосновый лес».
Из технических нововведений следует отметить появление «бумажных петель»: панели ширмы соединялись перекрывающимися листами плотной бумаги, наклеенными поверх стыков. Каждая «бумажная петля» была укреплена дополнительными полосками бумаги. Этот метод соединения панелей имел определённое преимущество: ширмы становились легче по весу и легче складывались и раскладывались. В развёрнутом виде этот формат создавал масштабную поверхность для росписи, что давало художникам возможности создавать непрерывную художественную композицию во всю ширину ширмы. Это резонировало с общим направлением развития живописи в периоды Момояма и раннего Эдо в сторону монументальности.
16 век называют золотым веком сёхэйга (障屏画), росписей на ширмах, стенах и раздвижных перегородках. Художники выполняли их густыми яркими красками на золотом фоне. Этот стиль получил название кинпэкига. Монументально-декоративная живопись кинпэкига использовалась для украшения замков и резиденций влиятельных даймё. Помимо традиционных жанров сансуйга (идеализированный пейзаж) и катёга («цветы и птицы»), на ширмах стали появляться, с одной стороны, новые жанровые темы, такие как фудзокуга (風俗画), «живопись нравов и обычаев», с другой стороны, популярные темы старояпонских жанров живописи «ямато-э» и «моногатари-э»: картины живописных мест, традиции двенадцати месяцев, сцены «Повести о Гэндзи», «Повести из Исэ» и т.д.
В конце периода Муромати и период Адзути-Момояма сокровищница живописи на ширмах пополнилась новыми прекрасными образцами. Это и работы Сэссон Сюкэя «Тигр и Дракон», «Пейзаж четырёх времён года», «Охотящиеся ястребы» и «Монастырь Цзиньшань»; и приписываемые Кано Эйтоку работы «Цветы и птицы четырёх сезонов», «Кипарисовое дерево», «Китайские львы», «Виды Киото и его окрестностей», «Мост через Удзи» и «Сагано»; и работа Кано Хидэёри «Любование осенними клёнами на горе Такао»; и работы Ункоку Тогана «Пейзажи», «Цветение сакуры», «Ястребиная охота», и знаменитые росписи ширм «Сосновый лес» кисти Хасэгава Тохаку.
В дополнение к ширмам, панели которых делались из бумаги, стали появляться ширмы из плетёного бамбука, кипарисового дерева или тростника. Их тоже часто расписывали картинами.
Спрос на ширмы с картинами значительно вырос после того, как в 1620 году был введён запрет на строительство замков, прервав триумфальное шествие таких видов живописи, как харицукэ-э (настенные росписи), фусума-э (картины на раздвижных дверях) и тэндзёга (потолочные росписи).
В ранний период Эдо росписи на ширмах создавали такие мастера кисти, как Кайхо Юсё, Таварая Сотацу, Кано Санраку, Кано Танъю, Кано Сансэцу и другие мастера школы Кано.
Росписи на ширмах оставались популярными в течение всего периода Эдо, и бёобу-э в различных стилях создавались художниками различных художественных школ: Кано, Римпа, Кайхо, Унуоку, Тохаку, Нанга, Маруяма-сидзё, нихонга и многих других.