Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Цветы, птицы и плакучая ива на речном берегу

Бёобу-э, или бёбу-э

Бёобу-э (屏風絵) – картины на складных ширмах (屏風, бёобу или бёбу), или живопись на ширмах. Как вид живописи, бёобу-э входит в состав сёхэйга и хэкига.

Пейзаж в стиле Ся ГуяСюбун Тэнсё. Пейзаж в стиле Ся ГуяСюбун Тэнсё. Пейзаж в стиле Ся Гуя Сюбун Тэнсё. «Пейзаж в стиле Ся Гуя»
Музей искусств Метрополитэн

Термин «пинфэн» впервые появился в записях из Китая династии Хань. В своей первоначальной форме, как полагают, пинфэн представлял собой свободно стоящий однопанельный экран, который в Японии называется цуйтатэ (衝立, кит. чунли), или цуйтатэ-сёдзи. Документальный источник, относящийся ко времени династии Хань, определяет «пинфэн» как предмет интерьера, который препятствует (пин, 屏) ветру (фэн, 風) дуть в комнату.

Пейзаж четырёх сезоновСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезонов. Зима и ВеснаСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезонов. Зима и Весна. ФрагментСюбун Тэнсё. Пейзаж четырёх сезонов. Зима и Весна. ФрагментСюбун Тэнсё. «Пейзаж четырёх сезонов. Зима и Весна»
Музей искусств Кливленда

В «Нихон Сёки» (日本書紀, 720 г.), исторических хрониках периода Нара, упоминаются дары от корейского царства Силла, преподнесённые в 686 году. В списке этих даров есть и «бёобу». Это первое появление термина в японских документальных источниках. Но вероятнее всего речь в данном случае идёт об однопанельных ширмах, цуйтатэ-сёдзи.

Цветы и птицы четырех времен годаЦветы и птицы. Сэссю ТойоЦветы и птицы. Сэссю Тойо Сэссю. «Цветы и птицы Четырех времен года: Лето и Зима»
Национальный музей Киото

Складные ширмы, состоящие из нескольких панелей, являются более поздним нововведением. «По китайскому образцу ширмы стали украшать живописью, каллиграфией, стихами (сначала китайскими, а затем японскими)». Живопись на многостворчатых ширмах была хорошо известна в Японии уже к 8 веку, о чём свидетельствует учётные ведомости храма Тодай-дзи, Кэнмоцутё (東大寺 献物帳). В них записано, что в 756 году храм получил в подарок сто расписанных ширм. Одна из этих ста ширм, «Дамы с птичьими перьями» (鳥毛立女図, «Торигерюдзё-но-дзу») из коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院), сохранилась до наших дней, разобранная на шесть отдельных панелей. Это самый ранний и наиболее ценный из сохранившихся образцов росписей на ширмах (бёобу-э).

Дамы с птичьими перьямиДамы с птичьими перьями. Роспись ширмы. 8 век. Храм Тодай-дзи. Субхрам Сёсо-ин. НараДамы с птичьими перьями. Роспись ширмы. 8 век. Храм Тодай-дзи. Субхрам Сёсо-ин. Нара«Дамы с птичьими перьями». Роспись ширмы. 8 век
Храм Тодай-дзи. Субхрам Сёсо-ин. Нара

В том же субхраме Сёсо-ин сохранились менее известные, хотя достаточно уникальные ширмы с изображением животных. Уникальность ширм заключается в том, что основой для росписи служит не шёлк, и не бумага, и не деревянная поверхность, а полотно из овечьей шерсти. Хотя эти ширмы с изображениями животных и «Дамы с птичьими перьями» считаются самыми ранними из сохранившихся японских образцов бёобу-э, они не относятся к японской живописи: ширмы были завезены из Китая, а следовательно, росписи были выполнены китайским художниками.

Картины животныхКартины животных. Роспись ширмы. 8 век. Храм Тодай-дзи. Субхрам Сёсо-ин. Нара«Картины животных». Роспись ширмы. 8 век
Храм Тодай-дзи. Субхрам Сёсо-ин. Нара

Картины на ширмах стали очень популярными в период Хэйан. В этот период ширмы обычно состояли из шести покрытых шёлком панелей, соединённых между собой кожаными или шёлковыми шнурами. Картина на каждой панели индивидуально обрамлялась шёлковой парчой, а сама панель помещалась в деревянную рамку. Хотя до нашего времени дошёл лишь один образец японских росписей на ширмах периода Хэйан («Дамы с птичьими перьями» созданы китайскими художниками), упоминания о них содержатся в документальных источниках той эпохи, в т.ч. поэтических антологиях и литературных трудах (моногатари). Кроме того, изображения ширм с картинами часто встречаются в иллюстрированных свитках, эмакимоно, периода Хэйан и Камакура, например, в «Гэндзи-моногатари-эмаки» (源氏物語絵巻).

Любование осенними клёнами на горе ТакаоКано Хидэёри. Любование осенними клёнами на горе ТакаоКано Хидэёри. «Любование осенними клёнами на горе Такао»
Токийский национальный музей

Росписи ширм этого периода делятся на две категории: кара-э-бёобу, или росписи ширм с китайской тематикой, кара-э, которые часто использовались в буддийских церемониях; и ямато-э-бёобу, или картины с японской тематикой, ямато-э, украшавшие интерьеры дворцов и аристократических резиденций. В ямато-э-бёобу, как и в ранней японской поэзии, преобладали картины чередующихся времён года (жанр сики-э), картины прославленных своей красотой мест Японии (жанр мэйсё-э), и картины, изображавшие обычаи и праздники, характерные для каждого месяца года (жанр цукинами-э).

Горы Ёсино и Река ТацутаКано Цунэнобу. Горы Ёсино и Река ТацутаКано Цунэнобу. Горы Ёсино и Река Тацута Кано Цунэнобу. «Горы Ёсино и Река Тацута»
Городской музей Итиносэки

Существовала традиция прикреплять к верхним частям ширм квадратные листы из плотной цветной бумаги, называемые «сикиси» или «сикисигата». На этих «сикиси» помещалась японская поэзия Вака или обычные аннотации к картинам. Содержание поэзии было напрямую связано с картинами, к которым они были прикреплены. Многие из таких «сикиси» сохранились и дают нам представление о названиях и сюжетах живописных композиций.

Пейзаж четырёх времён года: Осень и ЗимаПейзаж четырёх времён года: Осень и Зима«Пейзаж четырёх времён года: Осень и Зима»
Институт искусств Миннеаполиса

Наиболее ранним и хорошо известным образцом живописи на ширмах, сохранившимся с конца 11 века, является пейзажная картина «Сэндзуй бёобу» или «Сансуй бёбу» (山水屏風) из киотосского храма Тодзи (東寺), находящаяся в наши дни в коллекции Национального музея Киото.

Ширма с пейзажемШирма с пейзажем из храма Тодзи. Период Хэйан«Ширма с пейзажем» («Сэндзуй бёобу») из храма Тодзи. 11 век
Национальный музей Киото

«Пейзажные ширмы из Тодзи, написанные на шёлке, - один из наиболее интересных памятников, по которому можно судить о раннем стиле японской живописи. Существует предположение, что на ширмах изображён уединившийся на лоне природы знаменитый китайский поэт Бо Цзюйи и прибывший к нему гость. Хотя Иэнага Сабуро в своей книге о живописи ямато-э утверждает, что фигуры здесь написаны в китайской манере, а пейзаж в чисто японской, в обоих случаях скорее надо видеть сочетание того и другого. Как известно, метод живописи тушью и красками на шёлке был воспринят из Китая еще в 7 веке, и стилевые признаки китайской живописи периода Тан сохранялись в течение длительного времени. Несмотря на плохую сохранность ширмы, особенно той части панелей, где изображены фигуры, можно составить довольно определенное представление о пространственном построении картины, приемах использования линии, цвета, и т. п.»1.

Ширма с пейзажемШирма с пейзажем из храма Тодзи. Период Хэйан. Фрагмент«Ширма с пейзажем» («Сэндзуй бёобу») из храма Тодзи (фрагмент). 11 век
Национальный музей Киото

Ширмы из Тодзи демонстрируют также новый технический способ соединения створок ширмы между собой: с помощью монетообразных металлических шарниров - дзэнигата (銭形). Такие ширмы получили название дзенигата-бёобу. Хотя композиция картины на ширме из Тодзи развёртывается от одной панели к другой, в большей части других дзенигата-бёобу каждая створка (панель) была украшена отдельной картиной без какой-либо взаимосвязи и композиционной последовательности.

Ширма с пейзажемШирма с пейзажем из храма Тодзи. Период Хэйан. Фрагмент«Ширма с пейзажем» («Сэндзуй бёобу») из храма Тодзи (фрагмент). 11 век
Национальный музей Киото

Ещё один ранний образец бёобу датируется периодом Камакура (конец 12 – начало 13 века). Картина с аналогичным названием «Сэндзуй бёобу» или «Сансуй бёбу» (山水屏風) сохранилась в коллекции храма Дзинго-дзи (神護寺) в Киото. Ширма первоначально украшала интерьер резиденции придворного аристократа, а позднее была передана в храм Дзинго-дзи эзотерической школы буддизма Сингон, где использовалась в качестве фона для ритуалов, называемых «кандзё» (灌頂).

Ширма с пейзажемШирма с пейзажем из храма Дзинго-дзи. Период КамакураШирма с пейзажем из храма Дзинго-дзи. Период Камакура«Ширма с пейзажем» («Сэндзуй бёобу») из храма Дзинго-дзи. 12-13 век
Храм Дзинго-дзи. Киото

В отличие от пейзажной ширмы из Тодзи, росписи ширмы из Дзинго-дзи тематически безусловно относятся к жанру ямато-э. На них изображены осенний горный пейзаж и повседневная деятельность придворных аристократов и простых людей среди пологих горных хребтов. Что касается аристократов, изображенных на картине, в последние годы появилась теория, что это художники, создававшие иллюстрации к нескольким главам «Гэндзи Моногатари эмаки» и осенние пейзажи, такие как Танабата. «Сэндзуй бёобу» из Дзинго-дзи - старейшая из сохранившихся ширм с росписью в японском стиле ямато-э.

Ширма с пейзажемШирма с пейзажем из храма Дзинго-дзи. Фрагмент. Период Камакура«Ширма с пейзажем» («Сэндзуй бёобу») из храма Дзинго-дзи (фрагмент). 12-13 век
Храм Дзинго-дзи. Киото

Росписи двух шестистворчатых ширм «Коя сэндзуй-бёобу» (高野山水屏風) изначально принадлежали субхраму Конго-Санмай-ин (三昧院), а сейчас находятся в коллекции Национального музея Киото. На картинах изображён панорамный вид монастырского комплекса буддийской школы Сингон на горе Коя, труд священников и мирян и сменяющиеся природные пейзажи разных времён года.

Ширмы с пейзажем горы КояШирма с пейзажем горы Коя. Период КамакураШирма с пейзажем горы Коя. Период Камакура«Ширмы с пейзажем горы Коя» («Коя сэндзуй бёобу») из храма Конго-Санмай-ин. 13 век
Национальный музей Киото

Несмотря на большой масштаб изображения, манера письма тщательна, что позволяет предположить, что она была сделана ведущим художником того времени. И по историческим деталям храмовых построек, и по стилистическим особенностям росписи работу можно датировать концом 13 века.

Цветы и птицы четырёх времен годаСэссю Тойо. Цветы и птицы четырёх времен годаСэссю Тойо. Цветы и птицы четырёх времен годааСэссю Тойо. «Цветы и птицы четырёх времен года: Лето и Весна» (вверху)
Сэссю Тойо. «Цветы и птицы четырёх времен года: Зима и Осень» (внизу)
Галерея искусств Фрир. Вашингтон
Цветы и птицы четырёх времен годаЦветы и птицы четырёх времен года. Сэссю ТойоЦветы и птицы четырёх времен года. Сэссю Тойо Сэссю Тойо. «Цветы и птицы четырёх времен года: Лето и Весна» (вверху)
Сэссю Тойо. «Цветы и птицы четырёх времен года: Зима и Осень» (внизу)
Токийский национальный музей

Особую популярность складные ширмы приобрели в период Муромати, а наиболее распространённым форматом была некоторое время двухпанельная ширма. В этот период художники обычно украшали ширмы монохромными пейзажами в стиле суйбокуга и слегка подкрашенными картинами в жанре «цветы и птицы» в стиле канга.

Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. «Пейзаж с птицами»
Институт искусств Миннеаполиса

Среди наиболее интересных и известных образцов живописи на ширмах этого периода – «Пейзаж в стиле Ся Гуя» и «Пейзажи четырёх времён года», приписываемые кисти Тэнсё Сюбуна; «Цветы и птицы четырёх сезонов» кисти Сэссю Тойо; «Цветы и птицы четырёх сезонов» кисти Ноами; «Цветы и птицы четырёх сезонов» и «Четыре благородных искусства» кисти Кано Мотонобу; «Восемь видов рек Сяо и Сян» кисти Соами и работы в стиле «ямато-э» одного из основоположников школы Тоса – Тоса Мицунобу – «Бамбук четырёх сезонов» и «Сосновый лес».

Цветы и птицы четырёх сезоновКано Мотонобу. Цветы и птицы четырёх сезоновКано Мотонобу. «Цветы и птицы четырёх сезонов»
Художественный музей Нэдзу. Токио

Из технических нововведений следует отметить появление «бумажных петель»: панели ширмы соединялись перекрывающимися листами плотной бумаги, наклеенными поверх стыков. Каждая «бумажная петля» была укреплена дополнительными полосками бумаги. Этот метод соединения панелей имел определённое преимущество: ширмы становились легче по весу и легче складывались и раскладывались. В развёрнутом виде этот формат создавал масштабную поверхность для росписи, что давало художникам возможности создавать непрерывную художественную композицию во всю ширину ширмы. Это резонировало с общим направлением развития живописи в периоды Момояма и раннего Эдо в сторону монументальности.

Цветы и птицы четырёх сезоновКано Мотонобу. Цветы и птицы четырёх сезоновКано Мотонобу. Цветы и птицы четырёх сезоновКано Мотонобу. «Цветы и птицы четырёх сезонов»
Музей изящных искусств Хакуцуру. Кобэ. Префектура Хёго
Сосновый лесТоса Мицунобу. Сосновый лесТоса Мицунобу. «Сосновый лес». 16 век
Токийский национальный музей
Бамбук четырёх сезоновТоса Мицунобу. Бамбук четырёх сезоновТоса Мицунобу. Бамбук четырёх сезоновТоса Мицунобу. «Бамбук четырёх сезонов». 15-16 век
Музей искусств Метрополитэн

16 век называют золотым веком сёхэйга (障屏画), росписей на ширмах, стенах и раздвижных перегородках. Художники выполняли их густыми яркими красками на золотом фоне. Этот стиль получил название кинпэкига. Монументально-декоративная живопись кинпэкига использовалась для украшения замков и резиденций влиятельных даймё. Помимо традиционных жанров сансуйга (идеализированный пейзаж) и катёга («цветы и птицы»), на ширмах стали появляться, с одной стороны, новые жанровые темы, такие как фудзокуга (風俗画), «живопись нравов и обычаев», с другой стороны, популярные темы старояпонских жанров живописи «ямато-э» и «моногатари-э»: картины живописных мест, традиции двенадцати месяцев, сцены «Повести о Гэндзи», «Повести из Исэ» и т.д.

Тигр и ДраконСэссон Сюкэй. ТигрСэссон Сюкэй. ДраконСэссон Сюкэй. «Тигр и Дракон»
Музей искусств Кливленда
Охотящиеся ястребыСэссон Сюкэй. Охотящиеся ястребыСэссон Сюкэй. Охотящиеся ястребыСэссон Сюкэй. «Охотящиеся ястребы»
Частная коллекция

В конце периода Муромати и период Адзути-Момояма сокровищница живописи на ширмах пополнилась новыми прекрасными образцами. Это и работы Сэссон Сюкэя «Тигр и Дракон», «Пейзаж четырёх времён года», «Охотящиеся ястребы» и «Монастырь Цзиньшань»; и приписываемые Кано Эйтоку работы «Цветы и птицы четырёх сезонов», «Кипарисовое дерево», «Китайские львы», «Виды Киото и его окрестностей», «Мост через Удзи» и «Сагано»; и работа Кано Хидэёри «Любование осенними клёнами на горе Такао»; и работы Ункоку Тогана «Пейзажи», «Цветение сакуры», «Ястребиная охота», и знаменитые росписи ширм «Сосновый лес» кисти Хасэгава Тохаку.

Цветы и птицы четырёх сезоновКано Эйтоку. Цветы и птицы четырёх сезоновКано Эйтоку. Цветы и птицы четырёх сезоновКано Эйтоку. «Цветы и птицы четырёх сезонов»
Музей изящных искусств Хакуцуру. Кобэ. Префектура Хёго
Кипарисовое деревоКано Эйтоку. Кипарисовое деревоКано Эйтоку. «Кипарисовое дерево»
Агенство Императорского двора
Китайские львыКано Эйтоку. Китайские львыКано Эйтоку. «Китайские львы»
Агенство Императорского двора

В дополнение к ширмам, панели которых делались из бумаги, стали появляться ширмы из плетёного бамбука, кипарисового дерева или тростника. Их тоже часто расписывали картинами.

Монастырь в горах | Пейзаж с ПавильономКайхо Юсё. Монастырь в горахКайхо Юсо. Пейзаж с Павильоном Кайхо Юсё. «Монастырь в горах» (вверху)
Кайхо Юсё. «Пейзаж с Павильоном» (внизу)
Художественный музей МОА. Атами
Сосна и Слива в лунном светеКайхо Юсё. Сосна и Слива в лунном светеКайхо Юсо. Сосна и Слива в лунном свете Кайхо Юсё. «Сосна и Слива в лунном свете»
Художественный музей Нельсона-Аткинса
Цветы и деревьяКайхо Юсё. Цветы и деревьяКайхо Юсо. Цветы и деревья Кайхо Юсё. «Цветы и деревья»
Монастырь Мёсин-дзи. Киото

Спрос на ширмы с картинами значительно вырос после того, как в 1620 году был введён запрет на строительство замков, прервав триумфальное шествие таких видов живописи, как харицукэ-э (настенные росписи), фусума-э (картины на раздвижных дверях) и тэндзёга (потолочные росписи).

Тигр и ДраконКано Санраку. ДраконКано Санраку. ТигрКано Санраку. «Тигр и Дракон»
Монастырь Мёсин-дзи. Киото
Заснеженный берег и водоплавающие птицыКано Сансэцу. Заснеженный берег и водоплавающие птицыКано Сансэцу. Заснеженный берег и водоплавающие птицыКано Сансэцу. «Заснеженный берег и водоплавающие птицы»
Частная коллекция

В ранний период Эдо росписи на ширмах создавали такие мастера кисти, как Кайхо Юсё, Таварая Сотацу, Кано Санраку, Кано Танъю, Кано Сансэцу и другие мастера школы Кано.

Феникс и павлиныКано Танъю. Феникс и павлиныКано Танъю. Феникс и павлиныКано Танъю. «Феникс и павлины»
Художественный музей Сантори
Сосны четырёх времён годаКано Танъю. Сосны четырёх времён годаКано Танъю. Сосны четырёх времён годаКано Танъю. «Сосны четырёх времён года»
Коллекция монастыря Дайтокудзи. Киото
Пейзаж четырёх сезоновКано Танъю. Пейзаж четырёх сезоновКано Танъю. Пейзаж четырёх сезоновКано Танъю. «Пейзаж четырёх сезонов»
Музей искусств Метрополитэн

Росписи на ширмах оставались популярными в течение всего периода Эдо, и бёобу-э в различных стилях создавались художниками различных художественных школ: Кано, Римпа, Кайхо, Унуоку, Тохаку, Нанга, Маруяма-сидзё, нихонга и многих других.

Осенние цветы и травыТаварая Сотацу. Осенние цветы и травы Таварая Сотацу. Осенние цветы и травыТаварая Сотацу. «Осенние цветы и травы». 17 век
Токийский Национальный музей
Бабочки и цветыТаварая Сотацу. Бабочки и цветы Таварая Сотацу. Бабочки и цветыТаварая Сотацу. «Бабочки и цветы». 17 век
Музей искусств Индианаполиса
Журавли, бамбук и сосныОгата Корин. Журавли, бамбук и сосны Огата Корин. Журавли, бамбук и сосныОгата Корин. «Журавли, бамбук и сосны». 18 век
Музей искусств Метрополитэн
Пейзаж с павильономИкэ-но Тайга. Пейзаж с павильоном Икэ-но Тайга. Пейзаж с павильономИкэ-но Тайга. «Пейзаж с павильоном»
Токийский национальный музей
Заснеженные сосныМаруяма Окё. Заснеженные сосны Маруяма Окё. Заснеженные сосныМаруяма Окё. «Заснеженные сосны»
Мемориальный музей Мицуи
1 Николаева Н.С. «Декоративные росписи Японии 16-18 веков», изд. Изобразительное искусство, Москва, 1989 г. стр. 19-20