Камо-но-кэйба-дзу (賀茂競馬図, «картина фестиваля скачек») - тема «картин фестивалей» (сайрэй-дзу); а в более широком смысле - японской жанровой живописи фудзокуга («живопись обычаев и нравов»), посвящённая скачкам на лошадях в Cвятилище Камигамо (上賀茂神社, Камигамо Дзиндзя) в Киото. Альтернативное произношение праздника – «камо курабэ ума».
Этот популярный обычай зародился в далёкой древности и был ежегодным императорским мероприятием, которое проводилось 5 мая в Киютю Бутокудэн (宮中武徳殿), святилище на внутренней территории императорского двора, и знаменовало смену времён года, нэндзю гёдзи (年中行事). (В настоящее время праздник проводится 5 июня.) В 1093 году церемонию скачек было решено совместить с молебном о мире и спокойствии в стране («тэнка тайэй») и провести мероприятие в святилище Камигамо-Дзиндзя. В дальнейшем проведение фестиваля скачек в Камигамо Дзиндзя стало многовековой традицией.
Во второй половине 15 века из-за смуты годов Онин (1467-77 гг.) фестиваль не проводился несколько десятилетий (как и Фестиваль Гион), но после восстановления мира и при растущей поддержке самурайской элиты старинный обычай был возрождён. Популярность этого фестиваля была особенно велика в самурайской среде, где высоко ценились навыки верховой езды и конного боя.
В живописи периодов Муромати и Момояма картины с изображением лошадей также стали очень популярны, а Фестиваль скачек (Камо-но кеэйба) как тема живописи стал появляться на жанровых картинах (фудзокуга), а также на картинах сезонных событий к началу периода Эдо.
Композиции «картин фестиваля скачек» 17 века состояли, как правило, из сцен окрестностей святилища Камигамо и сцен самого мероприятия: воинов, скачущих на лошадях перед взволнованной толпой.
Нередко «картины камо кэйба» создавались в паре с картинами других известных фестивалей. Например, росписи пары ширм (бёобу-э) неизвестного автора «Фестиваль Хиэ Санно» и «Фестиваль Камо кэйба» из коллекции Нисимура (西村蔵).
Другой пример - росписи пары шестистворчатых ширм кисти Кусуми Морикаге (久隅守景, ? - 1642?) из коллекции Окура Сюкокан (大倉集古館) в Токио. Первая ширма посвящена «Сбору чая в Удзи», а вторая - «Фестивалю скачек в святилище Камигамо».
Более поздний пример - работа Йокояма Кадзана (横山華山, 1781-1837) «Фестиваль Ясурай» - «Фестиваль Камо кэйба» из коллекции Музея Университета Кокугакуин.
Иногда ширмы с «картиной фестиваля скачек» дополнялись «картинами преследования собак» (犬追物, «инуомоно»), ещё одного популярного развлечения среди самурайского сословия.