Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Картины фестивалей, сайрэй-дзу

Сайрэй-дзу (祭礼図, буквально «картина фестиваля») - тема живописи, восходящая к народным верованиям и синтоистским ритуалам синдзи (神事), в основном связанным с сельским хозяйством, плодородием и процветанием человека. Популярные фестивали стали частью ежегодного цикла мероприятий, нэндзю гёдзи (年中行事), и, начиная с 8-го века, изображались на картинах знаменитых мест (мэйсё-э) и картинах, посвященных японским традициям, обычаям и праздникам, характерным для каждого месяца года (цукинами-э).

Картина фестиваля Хиэ СанноКайхо Юсэцу. Картина фестиваля Хиэ СанноКайхо Юсэцу. Картина фестиваля Хиэ СанноКайхо Юсэцу. «Картина фестиваля Хиэ Санно»
Фонд Сэнъоку Хакукокан

Фестивали были популярной темой в «картинах нравов и обычаев» (фудзокуга, 風俗画), создававшихся по заказам самураев и зажиточных горожан в 16 - 17 веках. Такие картины выполнялись, как правило, в крупных форматах, чаще всего на многостворчатых ширмах (бёобу). «Картины нравов и обычаев» отличались тщательной проработкой мельчайших деталей изображения (людей и зданий) и красочно расписывались толстыми слоями минеральных красок в стиле «кинпэкига» (или «дами-э», 濃絵). С большим количеством деталей они запечатлели множество людей и мероприятий внутри и вокруг святилищ и храмов во время фестивалей.

Картина фестивалей Хиэ Санно и ГионШкола Тоса. Картина фестиваля Хиэ СанноШкола Тоса. Картина фестиваля ГионШкола Тоса. «Картина фестиваля Хиэ Санно» (вверху)
Школа Тоса. «Картина фестиваля Гион» (внизу)
16 век. Музей искусств Сантори. Токио

Крупные, как правило, ежегодные фестивали Киото, такие как Фестиваль Гион (祇園祭, Гион Мацури), Фестиваль Хиэ Санно (日吉山王祭, Хиэ Санно Мацури), а также скачки на лошадях в святилище Камигамо (賀茂競馬, Камо-но-кейба) становились предметом сайрэй-дзу на протяжении всего периода Эдо. Причём тема фестиваля Гион появлялась на картинах «Видов Киото и его окрестностей» (ракутю-ракугай-дзу) ещё в периоды Муромати и Момояма (16 век).

Фестиваль Камо кэйба
Хэйдзи-но ран моногатари эмаки
«Фестиваль Камо кэйба»
Галерея искусств Фрир. Вашингтон

Также существуют картины, изображающие особые разовые мероприятия, например, Тоёкунисай (豊国祭). Хококу-сай, или Тоёкуни-сай, – торжественная многолюдная церемония, посвященная годовщине смерти Тоётоми Хидэёси (豊臣秀吉, 1536-1598). Проводилась с 12-го по 15 августа 1604 года в Святилище Хококу (豊国神社, Хококу Дзиндзя).

Картина фестиваля ХококуИваса Матабей. Картина фестиваля Хококу. Хококусай-дзу. 17 векИваса Матабей. Картина фестиваля Хококу. Хококусай-дзу. 17 векИваса Матабей. «Картина фестиваля Хококу». Начало 17 века
Художественный музей Токугава. Нагоя
Фестиваль Ясурай | Фестиваль Камо кэйбаЙокояма Кадзан. Картина фестиваля ЯсурайЙокояма Кадзан. Картина фестиваля Камо КэйбаЙокояма Кадзан. «Фестиваль Ясурай» (вверху)
Йокояма Кадзан. «Фестиваль Камо кэйба» (внизу)
Музей Университета Кокугакуин. Токио

Известны художественные композиции провинциальных фестивалей, таких как «Цусима Тэнно Мацури» (Британский музей или частная коллекция Цусима). Цусима Тэнно Мацури - это фестиваль, посвящённый божеству Годзу Тэнно. Он проводится ежегодно в июле в Цусима, Аити. Изюминкой двухдневного мероприятия является вечерний фестиваль, на котором дюжина лодок, каждая из которых украшена почти 400 бумажными фонарями, плывет по реке Тэнно. Имея почти 600-летнюю традицию, фестиваль Овари Цусима Тэнно известен как один из трех крупнейших речных фестивалей Японии.

Цусима Тэнно МацуриЦусима Тэнно МацуриЦусима Тэнно Мацури«Цусима Тэнно Мацури»
Британский Музей

Другой пример картин провинциальных фестивалей – картины Фестиваля Сумиёси в Осака. Сумиёси-мацури проводится ежегодно с 30 июля по 1 августа в Святилище Сумиёси Тайся. В этот период проводится церемония Сэнрэйсай, во время которой переносной алтарь выносят из основного храма, ритуал очищения Нагоси-но-Харай и костюмированное шествие с уличными музыкантами и микоси (переносными святилищами).

Сумиёси МацуриСумиёси МацуриСумиёси Мацури«Цусима Тэнно Мацури»
Музей азиатских искусств Сан-Франциско

Многие сайрэй-дзу по стилю и композиционным элементам имеют сильное сходство с картинами паломничества периода Муромати или Эдо, такими как cанпай-дзу (参拝図) в Исэ (伊勢) или Кумано (熊野).

Паломничество в ИсэСумиёси Мацури«Паломничество в Исэ». 17 век
Городской музей Нагоя