Гион-сайрэй-дзу (祇園祭礼図, «картины фестиваля Гион») - тема «картин фестивалей» (сайрэй-дзу); а в более широком смысле - японской жанровой живописи фудзокуга («живопись обычаев и нравов»), посвящённая ежегодному фестивалю в святилище Ясака (八坂神社, Ясака Дзиндзя) и в граничащих с ним районах Киото.
Ежегодный летний фестиваль Гион проводится в честь индийского божества доброго здоровья Годзу Тэнно (牛頭天王, санскрит.: Гавагрива), божества-покровителя монастыря Джетавана Гионшоуджа (祇園精舎) в Индии. Другое название этого фестиваля – «Церемония Гион для Святых Духов», что указывает на его религиозные корни.
Впервые фестиваль состоялся в Киото в 869 году нашей эры (в 11 год эры Дзёган по японскому календарю). В том году страшная эпидемия чумы обрушилась на новую столицу Японии. Атмосфера ужаса и страданий наполнила город. Люди решили, что это они своей неправедной жизнью навлекли на себя гнев богов. Для того, чтобы умиротворить разгневанных богов и положить конец эпидемии, Император приказал устроить церемониальное шествие-молебен, организатором которого выступили служители Святилища Гион, которое позднее стало именоваться Святилищем Ясака. Первая «Церемония Гион для Святых Духов» проводилась как «Горё-кай» - церемония умиротворения разгневанных и не нашедших успокоения духов умерших людей, который, как полагали, и были причиной бедствий и эпидемий. В тот год участники процессии пронесли по городу переносное святилище и шестьдесят шесть больших алебард (копий), хоко (鉾), представляющих все японские провинции. Процессия проследовала к святилищу Гион к юго-востоку от Императорского дворца, где все шестьдесят шесть копий были воткнуты в землю у стен святилища, а служители Гион вознесли молитвы об очищении и спасении города от чумы. Когда опасность миновала, у святилища было устроено торжественное шествие как знак благодарности богам, а 66 копий были погружены в пруд неподалёку от Святилища с благодарственными молитвами.
К концу 10 века фестиваль стал ежегодным мероприятием и проводился в 14-й день июня. Со временем копья хоко превратились в огромные колесницы в форме лодок с высокими копьями на крышах - «ямабоко» (山鉾, что переводится как «гора-копьё») – или носилки- паланкины - «яма» (山) - с переносными святилищами или изображениями известных исторических и легендарных личностей в натуральную величину. Организатором фестиваля всегда оставалось Святилище Ясака (бывшее Святилище Гион). Так продолжалось вплоть до Смуты годов Онин (1467-1477), прервавшей многовековую традицию на несколько десятилетий.
«В 1500 году фестиваль Гион был вновь возрожден на средства богатых горожан, и в течение всего XVI столетия пышность его нарастала. Высшей точкой праздника был день 17 июля, обычно и изображавшийся на ширмах. Огромные колесницы и носилки с ковчегами, где были помещены символы божества, двигались по улицам города в торжественных процессиях. Их несли на плечах или тянули за канаты десятки человек. Колесницы напоминали корабли с высокими мачтами из копий и алебард. Под исполняемую музыкантами характерную музыку гион баяси (祇園囃子), в сопровождении огромной толпы они проплывали по улицам сначала в одну сторону - от храма, а через несколько дней (24 июля) - обратно к храму. По обычаю колесницы и носилки богато украшались дорогими тканями. Для матисю 16 века это был случай продемонстрировать свое богатство, привезенные из дальних стран шелка, парчу и бархат. Крупнейший торговый дом Суминокура или имевший монополию на торговлю с Китаем дом Тая, владевший золотыми и серебряными рудниками дом Гото соперничали друг с другом в убранстве праздничных колесниц. Продолжительность праздника, сопричастность ему почти всего населения, от финансировавшего его богача до стоявшего в толпе нищего, использование всего городского пространства - все это делало праздник Гион одним из центральных событий общественной жизни города, подчинявшим себе весь ее распорядок и привлекавшим многочисленных паломников из других мест»1.
«Подобно тому как феодалы стремились из престижных соображений возводить пышно украшенные резиденции и устраивать многодневные приемы и церемонии, богатые горожане с такими же целями финансировали грандиозные празднества в святилище Гион, ставшие важным сюжетом жанровой живописи»2, строили и содержали «ямабоко», выражая тем самым гордость за свои районы и профессии и повышая их престиж.
Фестиваль Гион стал символом силы и жизнеспособности торгового класса, поэтому картины с изображением Фестиваля Гион стали необычайно популярны. В 16 веке Фестиваль Гион часто изображался на многостворчатых ширмах с «видами Киото и его окрестностей» (ракутю-ракугай-дзу, 洛中洛外図). «На ширмах из собрания Матида праздник Гион лишь один из эпизодов, а на ширмах, исполненных Кано Эйтоку, праздничное шествие разукрашенных повозок и паланкинов заполняет множество улиц и сюжетно объединяет ширмы в единое целое. На ширмах из собрания Национального музея возрастает в изображении этого праздника роль толпы, состоящей из множества групп, полных динамики и охваченных радостным возбуждением. Эмоциональный акцент перенесен тут с изображения изукрашенных повозок на людей и их реакцию.
К началу 16 века относятся парные ширмы (из собрания музея Идэмицу), целиком занятые изображением праздника Гион, так что этот основной сюжет разворачивается на всех двенадцати створках обеих ширм»3. На этой картине фестивальная процессия движется спокойно, поражая скорее торжественностью ритуала, чем накалом праздника. Правильное и достоверное изображение улиц Киото и тщательно прорисованные портреты демонстрируют превосходные навыки художников школы Кано периода Момояма, таких как Таканобу (1571-1618).
«То, что наряду с календарными праздниками все большее значение приобретало изображение праздника Гион, связанного с историческим событием, было как раз проявлением новых тенденций, постепенным вытеснением природного времени совершенно иным, эмпирическим, хотя полностью это не было реализовано»4.
«Пышные процессии праздника Гион и сами по себе были привлекательным сюжетом для художника. Но, кроме того, они давали возможность воссоздания облика города и городской жизни в момент всеобщего подъема, веселья, радостного возбуждения»5. Начиная с 17 века, картин на ширмах и свитках эмакимоно, посвящённых исключительно фестивалю Гион – гион-сайрэй-дзу (祇園祭礼図, «картины фестиваля Гион»), - появилось большое множество. Их заказчиками всё чаще выступали представители зажиточного купеческого сословия и богатые горожане. Во время проведения фестиваля было принято выставлять на всеобщее обозрение свои гион-сайрэй-дзу перед домами и торговыми лавками.
«Если для наместников провинций, крупных даймё и аристократических семей ширмы исполнялись ведущими художниками школ Кано и Тоса, то для основной массы зажиточных горожан - ремесленников и торговцев - трудились многочисленные мати-эси (町絵師, городские художники), объединявшиеся в корпорации и обычно подражавшие стилю известных мастеров живописи, а то и просто многократно повторявшие в копиях их прославленные произведения. Этим объясняется существование сходных образцов ширм (на разные сюжеты) весьма среднего ремесленного уровня исполнения, явно восходящих по своей композиционной схеме к работам крупных живописцев.
Большое количество ширм и их разный качественный уровень свидетельствуют о широком потребительском спросе на них в различных социальных слоях общества. Ширмы, возможно, писались не только по заказу, но и на продажу, то есть были одним из видов ремесленной продукции, поставлявшейся на рынок»6. Такие работы никогда не подписывались, их авторы оставались неизвестными.
А вот «картины фестиваля Гион», созданные художниками ведущих японских школ живописи, можно пересчитать по пальцам… В первую очередь это работы сыновей двух известных мастеров той эпохи. В коллекции Художественного музея префектуры Исикава хранится работа Хасэгава Кюдзо (長谷川久蔵, 1568–1593) «Картина Собрания Гион» (祇園会図, «Гион-кай-дзу»), признанная важным культурным достоянием. Работа выполнена в формате эмакимоно (настольного свитка). Хасэгава Кюдзо был сыном Хасэгава Тохаку (長谷川等伯, 1539-1610), основателя художественной школы Хасэгава.
В коллекции Общества сохранения Хатиманьяма (八幡山保存会) сохранилась роспись ширмы «Картина фестиваля Гион», созданная Кайхо Юсэцу (海北友雪, 1598-1677) в 1655-58 гг. Вполне вероятно, что первоначально это была композиция из двух ширм на тему «картины фестивалей» (сайрэй-дзу), так как до наших дней дошла ещё одна ширма кисти Юсэцу с картиной Фестиваля Хиэ Санно. Кайхо Юсэцу был сыном другого именитого художника периода Момояма - Кайхо Юсё (海北友松, 1533 - 1615), основателя художественной школы Кайхо. На картине Юсэцу отсутствуют восторженные изображения толпы, характерные для более ранних гион-сайрэй-дзу, а основное внимание уделено изображениям колесниц-ямабоко и переносных святынь.
«Изображение праздника Гион на ширмах еще раз подчеркивает его повышенное значение именно для городской культуры, поскольку, в отличие от большинства других праздников, восходивших к ритуалам земледельческих культов, Гион был праздником «истории города», знаком победившего невзгоды человека, что было особенно близко мироощущению горожан 16 века»7.
2 Николаева Н.С. «Художественная культура Японии XVI столетия», Искусство, Москва, 1986 г. стр. 183
3 Николаева Н.С. «Художественная культура Японии XVI столетия», Искусство, Москва, 1986 г. стр. 183
4 Николаева Н.С. «Художественная культура Японии XVI столетия», Искусство, Москва, 1986 г. стр. 187
5 Николаева Н.С. «Художественная культура Японии XVI столетия», Искусство, Москва, 1986 г. стр. 186
6 Николаева Н.С. «Художественная культура Японии XVI столетия», Искусство, Москва, 1986 г. стр. 179-182
7 Николаева Н.С. «Художественная культура Японии XVI столетия», Искусство, Москва, 1986 г. стр. 186