Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Ли Чжаодао. Путешествие Минхуана в Шу

Кинпэки сансуй

Кинпэки сансуй (金碧山水, цзинби шаншуй), дословно - «сине-зелёно-золотой пейзаж», техника китайской живописи, использовавшаяся в сэйрёку сансуй, сине-зелёных пейзажах. Кинпэки сансуй считался в Китае декоративным придворным стилем живописи.

Путешествие императора Минхуана в ШуЛи Сысюнь. Путешествие императора Минхуана в Шу (фрагмент)Ли Сысюнь. «Путешествие императора Минхуана в Шу» (фрагмент)

Суть этой техники выражалась в применении золотой краски киндэй (金泥, кит. цзиньни) для создания контуров и текстурных (фактурных) штрихов (皴法, цуньфа) в изображениях скал, гор, деревьев и архитектурных сооружений. Причём вначале формы прорисовывались чёрной тушью, а затем обводились золотой краской для создания декоративного эффекта. Родоначальниками этой техники, как и самого стиля сэйрёку сансуй, были художники династии Тан Ли Сысунь (李思訓, 653-718) и его сын Ли Чжаодао (李昭道, начало 8 века).

Путешествие императора Минхуана в ШуЛи Чжаодао. Путешествие императора Минхуана в ШуЛи Чжаодао. «Путешествие императора Минхуана в Шу»

Выдающийся образец живописи в стиле «сине-зелёно-золотого пейзажа», свиток «Горы и воды на тысячу ли», был создан в 1113 году Ван Симэном, которому тогда было около 18 лет. Свиток размером около 12 метров в длину и более полуметра в ширину представляет собой одну из самых больших картин, созданных за всю историю китайской живописи. На ней художник изобразил грандиозную панораму гор и вод в соответствии со старинным стилем Генерала Ли.

Горы и воды на тысячу ли
Ван Симэн. Горы и воды на тысячу ли
Ван Симэн. «Горы и воды на тысячу ли»

Чуть позже, благодаря Чжао Боцзюю (趙伯駒, ок. 1120-62) и его брату, кинпэки сансуй обрёл вторую жизнь, и в последующем эту технику использовали несколько поколений китайских художников, создававших картины в древнекитайском стиле.

Осенние краски вокруг рек и гор
Чжао Боцзюй. Осенние краски вокруг рек и гор
Чжао Боцзюй. «Осенние краски вокруг рек и гор»

В Японии сине-зелёно-золотые пейзажи, кинпэки сансуй, сначала служили фоном в буддийских картинах. В этих картинах центральное место занимали изображения буддийских иерархов или сюжеты, связанные с буддийской тематикой, а не сам пейзаж. Прекрасным образцом служат сохранившиеся росписи с амидаисткой живописью на стенах и дверях в Зале Феникса (Хоодо, 鳳凰堂) в храме Бёдо-ин (平等院), датируемые 1053 годом.

Картины Райго в Бёдо-инКартины Райго на дверях в Бёдо-инКартины Райго на дверях в Бёдо-ин

Полагают, что в эпоху Хэйан кинпэки сансуй оказал сильное влияние на возникновение и развитие японского национального напраления живописи ямато-э (やまと絵). Несмотря на свои континентальные истоки, «ямато-э» стала исконно японской школой живописи за счёт использования отличительно национальных тем, сюжетов и предметов. Основные жанры и темы ямато-э: «сики-э» (四季絵), «цукинами-э» (月次絵) и «мэйсё-э» (名所絵).

ПейзажПейзаж. Период Хэйан. Роспись ширмы (бёбу)
«Пейзаж». Поздний период Хэйан