Настоящая публикация служит иллюстрированным дополнением к заметке «Сосна как символ [в восточной культуре]». Здесь представлены работы японских художников с изображением сосен, в основном пейзажного (сансуй, «горы и воды») жанра, относящиеся к разным эпохам, начиная с периода Хэйан и заканчивая периодом Сёва (20 век).
Период Хэйан (794—1185)
Как и многие другие японские темы, мотивы и предметы живописи, тема сосен, была заимствована из китайской традиции. И одними из ранних сохранившихся в Японии образцов живописи с изображением сосен могут служить работы китайских художников - декоративные росписи ширм в стиле кара-э из коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院) в монастыре Тодай-дзи (東大寺) в Нара (картины с изображением женщин под деревьями).
Сосны были любимым мотивом в живописи ямато-э (やまと絵) периода Хэйан. Для художников ямато-э было характерно стилизованное изображение сосен, как и других элементов пейзажа в целом. Наиболее ранний из сохранившихся пейзажей того периода - «Сансуй Бёбу» (山水屏風) из коллекции Национального музея Киото, ранее принадлежавшей киотоскому храму Тодзи (東寺). На многостворчатой ширме изображён популярный поэт китайской династии Тан в своем любимом горном убежище. Пейзаж состоит из невысоких, покатых холмов и широкого водного пространства, которые напоминают пейзажи из района Киото.
Исторические документы свидетельствуют о том, что на «картинах с известными видами» (名所絵, мэйсё-э) периода Хэйан иногда изображался морской берег с соснами (см. «Песчаный берег и сосны», хамамацу-дзу, 浜松図), например, побережье Суминоэ (住之江, Осака), Исэ (伊勢, префектура Миэ) или Сэтцу (摂津, префектура Хёго). Представляется вероятным, что в прибрежных пейзажах, изображённых на этих хэйанских картинах с известными видами, было мало отличий, потому что ни одна из них не была написана с натуры.
Период Камакура (1185—1333)
Представленная выше картина относится к заключительной части двух рукописных свитков (эмакимоно) четырнадцатого века, повествующих о легендах храма Дзинъо-дзи. Согласно преданию, японский горный отшельник Эн-но Гёдзя отправился в Корею просить божество Хосё Гонген приехать в Японию, чтобы защитить место будущего Дзинъо-дзи. Хосё Гонген согласился, и храм был основан в 684. Дзинъо-дзи, расположенный в городке Кисивада (современная префектура Осака), в настоящее время представляет собой небольшой храм, принадлежащий школе японского буддизма Тэндай. Сцена из свитка изображает паломников, очищающих себя в реке перед входом в храм. На берегу реки, под двумя деревьями, связанными вместе священной верёвкой сименава, синтоистский священник использует гохэй (ритуальный деревянный посох с бумажными полосками) для очищения буддийского монаха.
Период Муромати (1336-1573)
В творчестве художников, работавших в стиле «кара-э» или «канга», изображения сосен были более натуралистичными и часто следовали манере Ма Юаня и Ся Гуя и южнокитайской школы живописи.
Период Адзути-Момояма (1573—1603)
В период Адзути-Момояма были созданы знаменитые ширмы Хасэгава Тохаку «Cосновый лес», которые сейчас находятся в собрании Токийского национального музея и причислены к Национальным сокровищам Японии.
Период Эдо (1603-1868)
Особого внимания заслуживают «золотые» ширмы Маруяма Окё «Заснеженные сосны», причисленные в наше время к Национальным сокровищам Японии. Считается, что Окё одним из первых японских художников стал сдвигаться от глубины и символизма восточной живописи в сторону натурализма западной живописи.