Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Сосна в японской живописи

Настоящая публикация служит иллюстрированным дополнением к заметке «Сосна как символ [в восточной культуре]». Здесь представлены работы японских художников с изображением сосен, в основном пейзажного (сансуй, «горы и воды») жанра, относящиеся к разным эпохам, начиная с периода Хэйан и заканчивая периодом Сёва (20 век).

Период Хэйан (794—1185)

Как и многие другие японские темы, мотивы и предметы живописи, тема сосен, была заимствована из китайской традиции. И одними из ранних сохранившихся в Японии образцов живописи с изображением сосен могут служить работы китайских художников - декоративные росписи ширм в стиле кара-э из коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院) в монастыре Тодай-дзи (東大寺) в Нара (картины с изображением женщин под деревьями).

Ширма из храма Сёсо-инШирма из храма Сёсо-ин Ширма из храма Сёсо-ин
VIII век

Сосны были любимым мотивом в живописи ямато-э (やまと絵) периода Хэйан. Для художников ямато-э было характерно стилизованное изображение сосен, как и других элементов пейзажа в целом. Наиболее ранний из сохранившихся пейзажей того периода - «Сансуй Бёбу» (山水屏風) из коллекции Национального музея Киото, ранее принадлежавшей киотоскому храму Тодзи (東寺). На многостворчатой ширме изображён популярный поэт китайской династии Тан в своем любимом горном убежище. Пейзаж состоит из невысоких, покатых холмов и широкого водного пространства, которые напоминают пейзажи из района Киото.

ПейзажПейзаж. Период Хэйан. Роспись ширмы (бёбу)
«Пейзаж». Поздний период Хэйан

Исторические документы свидетельствуют о том, что на «картинах с известными видами» (名所絵, мэйсё-э) периода Хэйан иногда изображался морской берег с соснами (см. «Песчаный берег и сосны», хамамацу-дзу, 浜松図), например, побережье Суминоэ (住之江, Осака), Исэ (伊勢, префектура Миэ) или Сэтцу (摂津, префектура Хёго). Представляется вероятным, что в прибрежных пейзажах, изображённых на этих хэйанских картинах с известными видами, было мало отличий, потому что ни одна из них не была написана с натуры.

Период Камакура (1185—1333)
Фрагмент свитка «Легенды храма Дзинъо-дзи»Легенды храма Дзинъо-дзи (фрагмент) «Легенды храма Дзинъо-дзи». (фрагмент)

Представленная выше картина относится к заключительной части двух рукописных свитков (эмакимоно) четырнадцатого века, повествующих о легендах храма Дзинъо-дзи. Согласно преданию, японский горный отшельник Эн-но Гёдзя отправился в Корею просить божество Хосё Гонген приехать в Японию, чтобы защитить место будущего Дзинъо-дзи. Хосё Гонген согласился, и храм был основан в 684. Дзинъо-дзи, расположенный в городке Кисивада (современная префектура Осака), в настоящее время представляет собой небольшой храм, принадлежащий школе японского буддизма Тэндай. Сцена из свитка изображает паломников, очищающих себя в реке перед входом в храм. На берегу реки, под двумя деревьями, связанными вместе священной верёвкой сименава, синтоистский священник использует гохэй (ритуальный деревянный посох с бумажными полосками) для очищения буддийского монаха.

Период Муромати (1336-1573)
Сосновая рощаТоса Мицунобу. Сосновая рощаТоса Мицунобу (1434-1525). «Сосновая роща»
Песчаный берег и сосныНеизвестный автор. Песчаный берег и сосныНеизвестный автор. Песчаный берег и сосныНеизвестный автор. «Песчаный берег и сосны»
конец 15 века

В творчестве художников, работавших в стиле «кара-э» или «канга», изображения сосен были более натуралистичными и часто следовали манере Ма Юаня и Ся Гуя и южнокитайской школы живописи.

Пейзаж в стиле Ся ГуяСюбун. Копии пейзажей Ся ГуяСюбун. Копии пейзажей Ся Гуя Сюбун Тэнсё. «Пейзаж в стиле Ся Гуя»
Четыре сезонаЧетыре сезона. Осень. Сэссю ТойоЧетыре сезона. Зима. Сэссю Тойо Сэссю. «Четыре сезона: Осень, Зима»
Четыре сезонаЧетыре сезона. Осень. Сэссю ТойоЧетыре сезона. Зима. Сэссю Тойо Сэссю. «Четыре сезона: Осень, Зима»
Длинный свиток пейзажейСэссю Тойо. Длинный свиток пейзажейСэссю Тойо. «Длинный свиток пейзажей» (фрагмент)
Длинный свиток пейзажейСэссю Тойо. Длинный свиток пейзажейСэссю Тойо. «Длинный свиток пейзажей» (фрагмент)
Пейзажи с соснамиКано Мотонобу. Пейзажи с соснамиКано Мотонобу. Пейзажи с соснамиКано Мотонобу. Пейзажи с соснами
Япония, период Муромати
Период Адзути-Момояма (1573—1603)

В период Адзути-Момояма были созданы знаменитые ширмы Хасэгава Тохаку «Cосновый лес», которые сейчас находятся в собрании Токийского национального музея и причислены к Национальным сокровищам Японии.

Cосновый лесХасэгава Тохаку. Cосновый лесХасэгава Тохаку. Cосновый лесХасэгава Тохаку. «Cосновый лес». Период Адзути-Момояма
Токийский национальный музей
Период Эдо (1603-1868)
Цветы и птицы четырёх сезоновШкола Тоса. Цветы и птицы четырёх сезоновШкола Тоса. Цветы и птицы четырёх сезоновШкола Тоса. «Цветы и птицы четырёх сезонов»
Пара шестистворчатых ширм. Япония, период Эдо, 17 век
Сосны четырёх сезоновКано Танъю. Сосны четырёх сезоновКано Танъю. Сосны четырёх сезоновКано Танъю. «Сосны четырёх сезонов», стиль ямато-э
Япония, период Эдо
Учёный муж, созерцающий озероКано Танъю. ПейзажКано Танъю. «Учёный муж, созерцающий озеро», стиль канга
Япония, период Эдо
Птица на соснеНеизвестный автор. Птица на соснеНеизвестный автор. «Птица на сосне»
Три друга зимы и птицыНеизвестный автор. Три друга зимы и птицыНеизвестный автор. «Три друга зимы и птицы»
Сосна на берегуНеизвестный автор. Сосна на берегуНеизвестный автор. «Сосна на берегу»
Дикие гуси и заснеженные сосныОгата Корин. Дикие гуси и заснеженные сосныОгата Корин. «Дикие гуси и заснеженные сосны»
Сосна, цветы и травы четырёх сезоновОгата Корин. Сосна, цветы и травы четырёх сезоновОгата Корин. Сосна, цветы и травы четырёх сезоновОгата Корин. «Сосна, цветы и травы четырёх сезонов»
Заснеженная ветка сосныОгата Кэндзан. Заснеженная ветка сосныОгата Кэндзан (1663—1743). «Заснеженная ветка сосны»

Особого внимания заслуживают «золотые» ширмы Маруяма Окё «Заснеженные сосны», причисленные в наше время к Национальным сокровищам Японии. Считается, что Окё одним из первых японских художников стал сдвигаться от глубины и символизма восточной живописи в сторону натурализма западной живописи.

Заснеженные сосныМаруяма Окё. Заснеженные сосны Маруяма Окё. Заснеженные сосныМаруяма Окё. «Заснеженные сосны»
Период Мэйдзи (1868-1912)
Две сосныСудзуки Сонэн. Две сосны Судзуки Сонэн. Две сосныСудзуки Сонэн (1848-1918). «Две сосны»
Река ХодзуТакэути Сэйхо. Река ХодзуТакэути Сэйхо (1864-1942) . «Река Ходзу». 1888 г.
СосныУэнака Тёкусай. Сосны Уэнака Тёкусай. СосныУэнака Тёкусай (1885-1977). «Сосны». 1910 г.
Заснеженные сосныЯмамото Сюнкё. Заснеженные сосны Ямамото Сюнкё. Заснеженные сосныЯмамото Сюнкё. Заснеженные сосны Ямамото Сюнкё. Заснеженные сосныЯмамото Сюнкё (1872-1933). «Заснеженные сосны». 1908 г.
Дух ястребов на заснеженных соснахЯмамото Сюнкё. Дух ястребов на заснеженных соснах Ямамото Сюнкё. Дух ястребов на заснеженных соснахЯмамото Сюнкё (1872-1933). «Дух ястребов на заснеженных соснах». 1912 г.
Весна в горах | Сосны под снегомЯмамото Сюнкё. Весна в горах Ямамото Сюнкё. Сосны под снегомЯмамото Сюнкё (1872-1933). «Весна в горах» (слева)
Ямамото Сюнкё (1872-1933). «Сосны под снегом» (справа)
Период Тайсё (1912-1926)
Сосна и восходящее солнцеХироси Ёсида (Хокурю). Сосна и восходящее солнцеХироси Ёсида (1876-1950). «Сосна и восходящее солнце»
Период Сёва (1926-1989)
Сосны и поэзияФукуда Кододзин. Сосны и поэзия Фукуда Кододзин. Сосны и поэзияФукуда Кододзин (1865 - 1944). «Сосны и поэзия». 1932 г.
Луна и сосна | Утёсы и сосна | Солнце и соснаФукуда Кододзин. Луна и соснаФукуда Кододзин. Утёсы, сосна и восходящее солнцеФукуда Кододзин. Солнце и соснаФукуда Кододзин (1865 - 1944)
«Луна и сосна» (слева)
«Утёсы, сосна и восходящее солнце» (в центре)
«Солнце и сосна» (справа)