Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

В этом разделе размещены небольшие пояснительные тексты и статьи, посвящённые видам, стилям, жанрам, популярным темам и сюжетам китайской и японской живописи, а также различным школам (направлениям) японской живописи и отличительным техникам живописи, которые использовались внутри того или иного стиля.

Начиная с периода Хэйан, картины на китайские темы относились к направлению «кара-э», а картины на специфически японские, национальные темы – к «ямато-э». По цветовой гамме работы мастеров кисти разделяют на «сайсикига» (彩色画, полихромная живопись) и «суйбокуга» (水墨画, монохромная живопись тушью).

В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения или по характеру интерпретации этого предмета. Так, развитие ямато-э в Японии в период Хэйан неразрывно связано с жанром мэйсё-э (картины известных мест) и сезонными темами, «цукинами-э» (картины сменяющихся месяцев) и «сики-э» (картины четырёх сезонов). В рамках дзенской живописи преобладающими жанрами были досякуга (даосско-буддийская живопись), катёга («цветы и птицы»), тиндзо (портреты дзенских мастеров) и сансуйга (идеализированные пейзажи). Вышеперечисленные жанры были заимствованы из китайской живописи и пользовались популярностью среди художников, работавших в основном в стиле суйбокуга (кара-э).

Сэссон Сюкэй. Пейзаж в лунном свете

Сансуйга (山水画, кит. шаньшуйхуа, дословно «живопись гор и вод») - жанр китайской и японской живописи, изображающей идеализированную природу. Хотя обычно «сансуйга» переводится как «пейзажная живопись», этот перевод не совсем точен. Для обозначения «пейзажа» в том смысле, как он понимается в западной пейзажной живописи, более подходит термин «фукэйга» (風景画).

Сассибон, или сассубон (冊子本, буквально «небольшая книга», «небольшой том») - традиционные японские сброшюрованные рукописные книги небольшого объёма (буклеты), в которых сложенные листы бумаги с текстом или живописью склеивались или прошивались. Сассибон имели прямоугольную форму, в которой высота листа была больше, чем ширина.

Иллюстрированный буклет с Сутрой Лотоса. 12 век

Сасси-э (冊子絵) - картины (или иногда печатные иллюстрации) в формате буклета (см. сассибон), иллюстрирующие повести (моногатари-э), поэзию Вака (ута-э) или сутры. Термин «сасси-э» в первую очередь относится к изображениям в традиции ямато-э в отличие от картин кара-э, переплетённых в альбомы, которые называются гадзё (画帖) или гасацу (画冊).

Сёдзи-э (障子絵, лит. «картины на перегородках») – устаревший термин, использовавшийся в период Хэйан в отношении картин на сёдзи (перегородка). Сам термин сёдзи в современной архитектуре японского стиля относится к деревянной раме, оклеенной тонкой просвечивающей бумагой, но первоначально, в период Хэйан, под сёдзи понимались любые перегородки, как стационарные, так и переносные (складные). Это были двери, шторы, жалюзи, цуйтатэ (однопанельные напольные ширмы), бёобу (складные многостворчатые ширмы) и фусума (раздвижные перегородки). Но чаще всего термином «сёдзи» обозначали фусума (раздвижные перегородки) и цуйтатэ (напольная одностворчатая ширма).

Сёхэйга (障屏画) - собирательный термин, обозначающий всю интерьерную живопись на лёгких стенах и перегородках, включая одностворчатые ширмы (цуйтатэ) и многостворчатые складные ширмы (бёобу). При этом сёхэйга является составной частью «хэкига» (включающей также настенные росписи по штукатурке и глине).

Сёхэкига (障壁画) – живопись на перегородках (障, «сё») и стенах (壁, «хэки») интерьера. Собирательный термин, обозначающий сразу несколько видов монументально-декоративной живописи, и в то же время являющийся составным элементов ещё более общего понятия – «хэкига».

Сигадзику (詩画軸, дословно «поэтико-живописный свиток» или «свиток поэзии и живописи») – современный термин для обозначения одной из форм японской монохромной живописи тушью (суйбокуга или суми-э), представляющей собой настенный (висячий) свиток с живописью (в нижней части свитка) и поэтическими комментариями к этому художественному изображению (в верхней части свитка).

Нобутада Коноэ. «Гэндзи-моногатари: поэзия вака»

Сикиси, или ирогами, (色紙, буквально «цветная бумага») - прямоугольные листы из плотной цветной бумаги, с давних времён используемые в качестве основы для каллиграфии и живописи, наравне с тандзаку-гата. Существовали два стандартных размера сикиси: большой - 19,4 х 17 см, и поменьше - 18,2 х 16 см.

Сики-э (四季絵) - буквально «картина четырёх сезонов» или «картина четырёх времён года», популярная тема японской живописи, представленная разными стилями и жанрами. Картины «четырёх сезонов» изображают японские пейзажи, флору, фауну и людей, занятых типичными видами деятельности, в различные времена года, обычно чередующиеся от весны к зиме.

Сицунай-юраку-дзу (室内遊楽図) – «картины развлечений в заведениях», разновидность (поджанр) «картин развлечений» (юраку-дзу), а в более широком смысле - «живописи нравов и обычаев» (фудзокуга). Чаще всего на этих картинах изображались определённые заведения для отдыха, такие как «агэя» – дома развлечений, куда обеспеченные клиенты приглашали девушек провести вместе время, или «чайные дома» (茶屋, тяя или хикитэ-тяя), где рекламировали «товар», то есть куртизанок, и где позднее, когда агэя прекратили своё существование, куртизанки обслуживали своих клиентов.

Настоящая публикация служит иллюстрированным дополнением к заметке «Сосна как символ [в восточной культуре]». Здесь представлены работы художников с изображением сосен, в основном пейзажного («горы и воды») жанра, относящиеся к разным эпохам, начиная с династии Тан и заканчивая современностью.

Настоящая публикация служит иллюстрированным дополнением к заметке «Сосна как символ [в восточной культуре]». Здесь представлены работы японских художников с изображением сосен, в основном пейзажного (сансуй, «горы и воды») жанра, относящиеся к разным эпохам, начиная с периода Хэйан и заканчивая периодом Сёва (20 век).

Хара Дзайсэй. Фазан и пионы. Резиденция Симогамо клана Мицуи. Киото

Сугидо-э, или сугито-э (杉戸絵, буквально «картины на кедровых дверях») - картины, выполненные непосредственно на деревянных раздвижных дверях. Сами сугидо выполнялись из массива японского кедра (криптомерии, 杉) и использовались в дворцах и резиденциях, построенных в стиле сёин-дзукури, в качестве входов и выходов из помещения, например на веранды (террасы).

Ван Симэн. Горы и воды на тысячу ли.

Сэйрёку сансуй (青緑山水, кит. цинлу шаньшуй, дословно «сине-зелёные горы и воды») – сине-зелёный пейзаж, реалистический стиль китайской пейзажной живописи, использующий яркие минеральные краски, особенно синюю краску, изготовленную из измельчённого азурита, и зелёную краску, изготовленную из порошкообразного малахита.