Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Асикага Ёсимицу

«Годзан» и власть

Создание разветвленной иерархической монастырской системы позволяло сёгунскому правительству не только непосредственно контролировать деятельность дзэнских храмов и монастырей, но и вмешиваться в их дела. Первоначально функции контроля возлагались на провинциальных наместников, но после окончательного формирования системы «годзан-дзиссэцу-сёдзан» и установления тесных, дружеских связей между монастырским духовенством и правительственными кругами бакуфу передало контроль за деятельностью монастырей в руки самих монахов.

Еще в первые годы существования сёгуната Асикага было создано специальное правительственное учреждение — дзэнрин-цугата (отдел по наблюдению за деятельностью монастырей школ дзэн и рицу), во главе которого стоял тонин (наблюдатель), а помогал ему бугё (управляющий). Обычно на пост тонин назначали достаточно образованных самураев, пост бугё занимали чиновники бакуфу более низкого ранга. Тонин и бугё выступали в роли посредников между бакуфу и монастырями «годзан». Они вели судебные дела, связанные с монастырями, следили за точностью соблюдения монастырских уставов, выбирали кандидатов на пост настоятеля, определяли порядок присвоения монастырских должностей, занимались сбором податей с монастырей, цензурировали внутренние монастырские уставы.

В 1379 г. Есимицу создал специальное учреждение — сороку (регистратура монахов), в задачи которого входило представлять интересы сёгуната во всех храмах и монастырях «годзан», одновременно осуществляя над ними контроль. Во главе его был поставлен дзэнский монах Сюноку Меха (1311 — 1388), которому был присвоен титул «тэнка сороку» («ответственный за регистрацию всех монахов»).

Идея создания подобного учреждения была позаимствована из Китая. Еще при династии Тан, в 807 г., император Сянь-дзун создал управление сэнлу, во главе которого стояли монахи. Их деятельность контролировалась светскими властями. В начале правления династии Мин сэнлу было расширено и реорганизовано; в таком виде оно и послужило прообразом японского сороку. В сэнлу имелся большой штат, который занимался всеми административными вопросами всей буддийской общины. В Японии же штат сороку был немногочисленным (один старший монах, несколько помощников и писарь — кумон буге, занимавшийся ведением официальных бумаг), и оно ведало делами только монастырей системы «годзан», находившимися под правительственным контролем.

Инициатива создания сороку, вероятно, исходила от самого Сюноку (он был хорошо знаком с минской административной системой), а также от покровительствовавшего ему феодала Сиба Есимаса (1350—1410), который в 1379 г. сменил Хосокава Ериюки (1329—1392) на посту регента.

Хосокава был весьма непопулярен среди монахов «годзан» в Киото, и прежде всего из-за того, что, пытаясь приостановить стремление дзэнских монахов к роскошной жизни и секуляристские тенденции в монастырях «годзан», издал ряд запретительных декретов, например об обмене дорогими подарками между настоятелями монастырей и чиновниками бакуфу. Особое недовольство среди монахов «годзан» вызвало его поведение во время «инцидента с воротами монастыря Нандзен-дзи».

При новом регенте Сюноку стал настоятелем главного дзэнского монастыря страны — Нандзен-дзи — и одновременно занял должность сороку. Находясь на этом посту, он сумел провести некоторые реформы в монастырской практике и пресечь «пагубные тенденции», наблюдавшиеся в среде дзэнского духовенства. Это ему позволила сделать почти неограниченная власть сороку над всеми монастырями системы «годзан». В функции сороку входило назначение и перемещение настоятелей и прочих высших монастырских чиновников, получение от монастырей всевозможных выплат и налогов, пожалование земельных наделов и контроль за внутренним порядком в монастырях. Кроме того, сороку лично обучали сёгунов и членов их семей учению дзен и медитации, организовывали проведение буддийских церемоний и были посредниками в отношениях бакуфу с провинциальными даймё.

На склоне лет сёгун Есимицу приказал построить на территории монастыря Сёкоку-дзи храм Рокуон-ин, а главным монахом в нем назначил Дзэккай Тюсина (1330—1405). Именно в этом небольшом сооружении и разместилось сороку. В правление сёгуна Ёсинори (1428—1441) на пост сороку в Рокуон-ин стали назначать монахов — выходцев из аристократических семей (чаще всего из дома Фудзивара); со временем занимаемая ими должность превратилась в фикцию. Реальные полномочия перешли к фусороку (помощнику сороку), который проживал в маленьком помещении Инрёк-ан, прилегающем к храму Рокуон-ин. Первоначально это была личная обитель сёгуна Ёсимоти, а монах из Инрёк-ан — Тюхо Тюсё был его личным советником и посредником в отношениях с сороку. Занимаемая нм должность называлась «инрёсёку». Обычно она являлась привилегией для последователей линии Мусо Сосэки, и скоро монахи из Инрёк-ан установили дружеские отношения с сёгуном, став его поверенными во всех делах, связанных с «годзан»1.

1 Отрывок из статьи «Формирование системы годзан и бюрократизация дзэн-буддизма» выдающегося советского и российского востоковеда Кабанова А.М.