Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Храм Сёкоку-дзи в Киото

Сёкоку-дзи

Сёкоку-дзи (яп. 天龍寺) - дзенский храм школы Риндзай в Киото, основанный в 1382 году сёгуном Асикага Ёсимицу. Сёкоку-дзи был одним из важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив второй ранг (после Тэнрю-дзи) в сформировавшейся к концу 14 века системе годзан («Пять Гор») Киото.

Сёкоку-дзи в наши дни
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
 

Сёкоку-дзи был одним из красивейших храмов того периода. В начале 15-го века на территории храмового комплекса располагалась Академия художеств, основанная Дзёсэцу Тайко. После смерти Дзёсэцу Академию возглавил его ученик Сюбун Тэнсё, воспитавший многих известных художников периода Муромати. Среди них преемник Сюбуна – Огури Сотан и всемирно известный Сэссю Тойо.

Сан-го (букв. «Имя Горы») этого храма – Маннэн-дзан. А дзи-го (букв. «название храма»), то есть полное название - Храм Сёкоку Дзотэн-дзи. Учредитель и покровитель – сёгун Асикага Ёсимицу, кайсан (основатель и первый по счету главный монах) – Мусо Сосэки (посмертно), а фактически – Сюноку Мёха.

Сёкоку-дзи глазами туристов

Широкая сеть дзенских монастырей, которую начал активно развивать и укреплять еще император Го-Дайго, а после него Асикакга Такаудззи, играла важную роль в укреплении власти сёгуната Муромати. Третий по счету сёгун рода Асикага, Ёсимицу, находился в тесном контакте с видными представителями дзен того времени. Его учителем и наставником Дзен был прославленный Сюноку Мёха, а позже и Гидо Сюсин. Оба они пользовались огромным доверием Ёсимицу и во многом повлияли на его образ мыслей, и сёгун нередко обращался к ним за советами даже по разным политическим вопросам. Источники свидетельствуют, что в 1382 году Сюсин Гидо убедил Ёсимицу в несомненном превосходстве дзен над конфуцианством.

Именно в этот период, твёрдо утвердившись на посту сёгуна, Ёсимицу решил посвятить себя развитию и дальнейшему укреплению школы Дзен в Японии. Он мечтал по примеру Такаудзи основать крупный храм Дзен, который был бы связан с его, Ёсимицу, именем и который стал бы выражением доктрины Дзен его мастера Сюноку Мёха.

3D-тур по Сёкоку-дзи

В 1382 году, когда в храме Сангай-ин закончилась поминальная церемония, посвященная Мусо Кокуси, Ёсимицу пригласил к себе Сюноку Мёха и Гидо Сюсина и сказал им: «Я хотел бы построить Храм и поселить в нём 50 или 100 высокодуховных («сильных духом») монахов, и я хотел бы носить свою собственную кеса (монашескую одежду) и практиковать дзадзен со всеми вами».

Через месяц он снова пригласил их к себе, чтобы обсудить вопрос о получении разрешения Императора на возведение храма и попросить их совета касательно названия будущего храма.

Сюноку Мёха ответил сёгуну: «Вы занимаете при императорском дворе пост Садайдзина (яп. 左大臣). В Китае аналогичная должность называется «Сёкоку». Почему бы не дать будущему храму название Сёкоку-дзи?»

Со своей стороны Сюсин Гидо дал следующий совет: «В Китае очень много храмов, называющихся Дао-Сёкокудзи. В Японии «Дао» часто переводится как «Чистое Небо» («Дзо-Тэн»). Если Вы получите разрешение императора, давайте назовём храм Дзотэн Сёкоку-дзи».

В то время Ёсимицу проживал во «Дворце Цветов» («Хан-но-Госо») сегуната Муромати. Новый храм было решено построить рядом с этим Дворцом. Для постройки было выбрано место возле Храма Ансэй-дзи (яп. 安聖寺 ), с восточной стороны от Дворца Цветов, и началась «расчистка территории».

На выбранном месте находились дома придворной аристократии, служившей в Императорском дворце, но они были перемещены в другие места. И сделано это было явно против воли владельцев этих домов.

Субхрам Дзисо-ин

В этом же 1382 году Сюноку Мёха взял на себя руководство процессом возведения храмовых построек, и в скором времени был возведён Ходо (Зал Дхармы) и начаты работы по возведению Буцудо (Зала Будды). Сам Ёсимицу лично осуществлял контроль над ходом строительных работ.

В конце того же года Ёсимицу назначил Сюноку Мёха кайсаном (монахом-основателем) храма, однако Мёха настоял на том, чтобы эта официальная честь была посмертно предоставлена его собственному учителю Мусо Сосэки. Официальное решение предоставить эту посмертную честь Мусо было объявлено в 1385 году.

В 1384 году был достроен Зал Будды, и утверждено официальное название храма (дзи-го) - Храм Сёкоку Дзотэн-дзи на горе Маннендзан. В 1386 году началось возведение главных ворот храма (Самон).

В 1388 году фактический монах-основатель храма, прославленный мастер дзен Сюноку Мёха ушёл из жизни в возрасте 76 лет, и строительство храмового комплекса продолжилось без него.

Лишь в 1392 году Храм Сёкоку-дзи был окончательно завершен. В Зале Будды была проведена утверждённая императорским эдиктом Великая буддийская мемориальная служба в честь Мусо Сосэки и Сюноку Мёха. Позже Ёсимицу организовал большой банкет, на котором присутствовали все высшие сановники императорского двора и военачальники того времени. Пышность и торжественность этого события, как говорили, равнялись императорским торжествам.

Шестой по счету главный монах (настоятель) храма Сёкоку-дзи, Дзэккай Тюсин, приступил к строительству семиярусной пагоды. Но не прошло и двух лет после завершения строительства храма, как вспыхнувший на территории монастыря пожар уничтожил все храмовые постройки. Это случилось в 1394 году. Дзэккай Тюсин, который в то время уже ушел с поста главного монаха, призвал Ёсимицу «возродить» храм. В следующем, 1395 году, году были восстановлены Буцу-до (Зал Будды) и зал Кайсан-до (Зал Основателя), а в 1396 году был заново отстроен Хо-до (Хатто, Зал Дхармы).

Семиярусная пагода была завершена в 1399 году (6-й год эры Оэй), говорят, что она была высотой 109 метров, грандиозное сооружение для своего времени, хотя возможно эти сведения слегка преувеличены… Однако простояла она недолго: в 1403 году пагода сгорела от удара молнией.

Лишь в 1407 храм Сёкоку-дзи был восстановлен до первоначального вида. А на следующий год его основатель сёгун Ёсимицу Асикага оставил этот мир.

После этого храм неоднократно страдал от пожаров и разрушений, в 1425 году, в 1467 (война годов Онин), в 1549 (война годов Тенбун), но впоследствии восстанавливался.

После периода Муромати Сёкоку-дзи поддерживали несколько правителей Японии, таких как Тоётоми Хидэеси, его сын Тоётоми Хидэёри и Токугава Иэясу, которые помогли финансировать различные проекты по восстановлению (реконструкции) храма.

Хидеёри финансировал реконструкцию Хатто (Зала Дхармы) в 1605 году; и это сооружение, обозначенное как важная культурная ценность, в настоящее время является самым старым зданием своего типа в Японии.

Иэясу пожертвовал средства на восстановление Санмон (главные ворота) в 1609 году.

Император Го-Мидзуно пожертвовал здание императорского дворца в качестве Кайсан-до (Зала основателя).

Другие здания также были реконструированы в период Эдо, но, за исключением возведенного в 17-м веке Хатто (Зала Дхармы), храмовый комплекс был в значительной степени разрушен во время пожара 1788 года.

Серебряный Павильон (Гинкаку-дзи)

Начался очередной этап реставрации. В восстановлении монастыря активно участвовали 103-й настоятель Кендзо Байсо (梅荘顕常, 1719-1801) и 105-й настоятель Йукэй Имиёси (維明周奎). В 1807 году храму был передан бывший дворец императрицы Кёурай Монин (恭礼門院, 1743-1796), супруги бывшего императора Момодзоно. И дворец был реконструирован в Кайсан-до (Зал основателя). В этом же году были восстановлены Ходзё (Дом настоятеля) и кури (постройки, где проживали монахи).

Таким образом, все дошедшие до наших дней храмовые постройки (за исключением Зала Дхармы, датируются концом 18-го – началом 19-го века.

В наши дни Сёкоку-дзи является головным храмом одноимённой ветви школы Риндзай Дзэн, с более чем девяноста дочерних храмов, в том числе знаменитого Золотого павильона и Серебряного павильона в Киото.

Золотой Павильон (Кинкаку-дзи) в снегу

Храм окружен сосновым лесом, а его величественное строение обозначено как важное культурное достояние. На территории храма расположен Музей Дзотэнкаку.