Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Гулин Цинмао

Гулинь Цинмао

Краткая биография

Гулинь Цинмао (古林 清茂, яп. Курин Сеймо - 1262-1329) - чаньский мастер, живший в Китае в конце династии Южной Сун и в начале династии Юань. Его светская фамилия была Лин, его имина (настоящее имя) – Цин-Мао («Чистый Мао»), а его буддийские имена – Гу-Лин («Старый Лес»), Цзинган Чжон, Сюцзу Соу («Старик в отставке»). Обретя просветление и став Мастером Чань, получил имя Фосин («Природа Будды»).

ЭнсоЭнсо. Дзенский символ Сатори в стиле суми-э Энсо.
Дзэнский каллиграфический символ просветления

Родился в Вэнчжоу (провинция Чжецзян). В 10 лет он стал чаньским монахом. Его мастером был Эн-чжуан Ру-гон1 (横川如珙, Hengchuan Rugong, 1222-1289) из школы Соген. После смерти учителя Гулинь много странствовал и, как говорят, побывал в Японии. Последние годы жизни провел в монастыре Баонин-сы2(保寧寺) в Нанкине.

Вместе с Чжонфэн Минбэнем (кит. 中峰明本, англ. Zhongfeng Mingben, яп. Chūhō Myōhon, 1263-1323) он был известнейшим чаньским мастером в середине династии Юань. Чаньские монахи «обивали пороги» монастыря, стремясь учиться у такого высокообразованного мастера. Слава о нём докатилась и до Японии, и дзенские монахи отправлялись в Китай, чтобы постигать Дзен под его началом.

Среди его учеников - Ляоань Цинъюй4 (了庵 清欲, яп. Рёан Сейоку, 1288-1363), Жу-сян Фан-сян5 (竺仙梵僊, Дзикусен Бонсен, 1292-1348), Гецурин Доко6 (月林道皎, Юэ-Лин Дао-Цзяо [«Лунный Лес- Чистый Путь»], 1293 - 1351), Дзэнкю Сэсицу7 (石室善玖, 1294-1389), Бэцуген Энси8 (別源円旨,1294 – 1364), Тэссю Токусай9 (? – 1366) и другие.

Как чаньский мастер он оставил следующее литературное наследие: «Собрания бесед Гулинь Мао о Чань» и «Собрание постулатов учения Чань».

Гулинь (наряду с Фэн Шеном10 и Гецурином Доко) был мастером древнего стиля каллиграфии, который отличался элегантностью и был исполнен достоинства. Возвышенный стиль Гулиня считается лучшим образцом старинной каллиграфии и очень высоко ценится. Но каллиграфические свитки Гулинь Цинмао обладают не только художественной красотой, но и глубоким смыслом. Из дошедших до наших дней образцов его каллиграфии хорошо известны «Прощальные стихи к Бэцуген Энси [Farewell verse to Betsugen Enshi]» (Национальное достояние; Музей Гото в Токио) и «Прощальные стихи к Гецурин Доко» (Национальное достояние; Храм Тофуку-дзи в Киото).

В династии Юань чаньские монахи стали чаще, чем в династии Южной Сун, обращаться к различным видам искусств, в особенности к литературному жанру. Однако его содержание стало светским, и сами монахи стали уделять меньше внимания духовной практике, а стихи людей школы Да-Хуэй (одного из ответвлений Риндзай) были ассимилированы в светскую поэзию. Обладая глубокими познаниями в литературе, Гулинь Цинмао не приветствовал эту тенденцию и старался предотвратить этот «крен». Гулинь делал акцент на буддийских гимнах, полагая что любой вид искусства должен быть для чаньского монаха лишь способом духовного совершенствования и должен быть буддийским как по содержанию, так и по форме.

Взгляды Гулиня Цинмао на взаимоотношения дзен и искусства оказали сильное влияние на многих представителей японской годзан бунгаку («литературы Пяти гор»). На него равнялись Рюсан Токкен (龍山徳見, 1284-1358), Сэсицу Дзенкю (石室善玖, 1294-1389), Дзикусен Бонсен (竺仙梵僊, Жу-сян Фан-сян, 1292-1348) и Гидо Сюсин.

Прощальные стихи к Гецурину Доко

«Лунный Лес - Чистый Путь, 月林道号» – образец каллиграфии чаньского мастера Гулинь Цинмао. Своё название свиток получил по имени его ученика – японского дзенского монаха Гецурина Доко («Лунный Лес - Чистый Путь»). Это буддийское имя (до-го), которое Гулинь Цинмао дал своему ученику, когда тот постигал Дзен под его руководством.

«Лунный Лес-Чистый Путь»Гулин Цинмао. Каллиграфический свиток Гулинь Цинмао. «Лунный Лес - Чистый Путь»

По окончании обучения Гулинь Цинмао, следуя традиции, вручил ученику прощальное поэтическое напутствие в стиле ситигон-дзекку11. На свитке указан го (псевдоним) Мастера и год, когда было начертано это напутствие – 1327. В наши дни свиток хранится в монастыре Тофуку-дзи и отнесён к Национальному достоянию Японии.

Прощальные стихи к Бэцуген Энси

В 1325 году, Гулинь Цинмао написал гатху (короткое стихотворение) для своего ученика Бэцугена Энси, которого он признал своим хацу-су (хоси). Это произошло за 5 лет до возвращения Бэцугена в Японию.

Прощальные стихи к Бетсуген ЭнсиГулин Цинмао. Каллиграфический свиток Гулинь Цинмао
Прощальные стихи к Бетсуген Энси

По форме это традиционная «Прощальная поэма», но содержание имеет тот же смысл, что и Инка12. «Прощальные стихи к Бэцуген Энси» - прекрасный образец чаньской каллиграфии. Долгое время свиток хранился в личной коллекции у Ода Нобунага. В настоящее время находится в Музее Гото (Токио) и признан Национальным достоянием Японии.

Гимн Юдзен Дзину

«Гимн Юдзен Дзину» (送幽禅人偈頌) – это гатха, которую Гулинь Цинмао в 1326 году написал для ученика по имени Юдзен Дзин.

Говорят, что Юдзен Дзин - японский монах по имени Ююань, но его биография неизвестна. В 1322 году другой чаньский мастер Лин-ши Ру-цзы (1246-1322) также посвятил прощальную поэму Юдзэн Дзину.

Свиток хранится в городском художественном музее Фукуоки и обозначен как важная культурная собственность.

Прощальные стихи к Тензен Сингуну

Еще одна прощальная гатха, которую Гулинь Цинмао написал для японского монаха Тензен Сингуна (кит. Тяньран Синюнь, 天然興運, «Природная Удача»), датируется 1321 годом.

Прощальные стихи к Тензен СингунуГулин Цинмао. Каллиграфический свиток Гулинь Цинмао
Прощальные стихи к Тензен Сингуну

Свиток был написан Мастером, когда ему было шестьдесят лет. В то время Гулинь Цинмао жил в храме у озера Данху в провинции Хунань.

Считается, что Нитто Юньцзинь, которого Гулинь Цинмао назвал отличным и приятным человеком, это японский монах Тензен Сингун.

2 Монастырь был закрыт (упразднен) в период династии Мин, и в настоящее время от него ничего не осталось.
4 Ляоань Цинъюй (у японцев - Рёан Сейоку, 1288-1363) - чаньский мастер, который жил во времена династии Юань. Он был учеником и преемником известного чаньского мастера Гулинь Цинмао.
5 Дзикусен Бонсен (竺仙梵僊, Жу-сян Фан-сян, 1292-1348) – чаньский монах школы Риндзай. который прибыл в Японию из Китая в конце периода Камакура. Его светская фамилия была Сюй. Дзикусен – его буддийское имя (до-го). Бонсен - посмертное буддийское имя (си-го). Его (псевдоним) был Дзенси Курай. Родился в Минчжоу. Стал учеником и Хоси мастера Гулинь Цинмао. В 1329 году он прибыл в Японию по просьбе Садамуне Отомо, даймё провинции Бунго на острове Кюсю, согласно акикогокусосюну. В 1330 году он получил посвящение Такаудзи Асикаги и Тадаеси в Камакуре. После этого он возглавил два основных монастыря системы годзан Нандзен-дзи в Киото и Кэнтё-дзи в Камакура. Одновременно был настоятелем храмов Дзёмё-дзи и Дзути-дзи. Он перенял систему обучения от Иссана Итинея и обучал множество учеников в каждом из храмов. Он заслужил уважение и получил поддержку у императорского двора и военных правителей (сёгунов) и заложил фундамент для развития гозан-бунгаку - литературы Годзан. Принимал активное участие в строительстве малого храма Гагёй-ин (楞伽院) в системе храмов Дзоти-дзи.
6 Гецурин Доко (Getsurin Dokou/Dokyo) (1293 - 1351) - буддийский монах ветви Мацугэн школы Риндзай позднего периода Камакура – раннего Муромати (периода Северного и Южного дворов).
7 Дзэнкю Сэсицу (石室善玖, 1294-1389)был монахом секты Риндзай с конца периода Камакуры до периода Северного и Южного дворов (раннего Муромати). Он также известен как Конго Хатасимо. Родился в провинции Тикузен. Путешествовал в Китай династии Юань (1318 – 1326 г.г.) и учился у Гулинь Цинмао в монастыре Баонин-сы в Нанкине. В 1326 году вернулся в Японию. После возвращения в Японию он служил настоятелем монастыря Тэнрю-дзи в Киото, монастырей Энгаку-дзи и Кэнтё-дзи в Камакура. В 1375 году он стал Кайсаном (монахом-основателем) храма Мусаси Хэйрин-дзи. Он также был приглашен в качестве основателя храма Кай кайсандо-дзи и храма Бидзэн Котоку-дзи. Он писал стихи и заложил основы литературы Гозан.
8 Бэцуген Энси (別源円旨, 1294 – 1364) – японский дзенский монах из школы Риндзай. Пробыл 10 лет в Китае (с 1320 по 1330 годы).
9 Тэссю Токусай (? [конец 13-го века] – 1366), известный также как Энцу Даиси, Энбу – японский дзенский монах и мастер суйбокуга (дзенрин-га-со), живший в конце периода Камакуры и в период Северного и Южного дворов (ранний период Муромати).
10 Фенг Шен (馮子振,яп. Fū Shishin, 1257-1327) – китайский каллиграф. Родился в провинции Юй (Хунань). Фенг Шен не был буддийским монахом, но был близким другом Гулинь Цинмао и Чжонфэн Минбэна.
11 Shichigon-Zekku (ситигон-зекку), или кит. Циянцзеюэ-цзу, - одно из репрезентативных стихотворений в Каньши (Китайская поэзия). Состоит из 4 фраз. Переводится с китайского как «Совершенство семи слов».
12 Инка Сёмэй (印可証明, кор.: inga) - термин, используемый в дзэн-буддизме для обозначения удостоверения высокого уровня, и буквально означает «законная печать ясно предоставленного доказательства». В древние времена Инка обычно приходила в виде реального документа. Некоторые полагают, что Инка Сёмэй - своего рода Диплом или «Сертификат о просветлении». В дзэнской школе Риндзай Инка является официальным показателем мастерства и обозначает человека, который успешно завершил изучение коана и получил ранг Роси. Мастер Дзэн дарует Инку только своим ученикам, которые проявили себя как духовные лидеры и способны обучать других и осуществлять передачу Дхармы.