Краткая биография
Гулинь Цинмао (古林 清茂, яп. Курин Сеймо - 1262-1329) - чаньский мастер, живший в Китае в конце династии Южной Сун и в начале династии Юань. Его светская фамилия была Лин, его имина (настоящее имя) – Цин-Мао («Чистый Мао»), а его буддийские имена – Гу-Лин («Старый Лес»), Цзинган Чжон, Сюцзу Соу («Старик в отставке»). Обретя просветление и став Мастером Чань, получил имя Фосин («Природа Будды»).
Родился в Вэнчжоу (провинция Чжецзян). В 10 лет он стал чаньским монахом. Его мастером был Эн-чжуан Ру-гон1 (横川如珙, Hengchuan Rugong, 1222-1289) из школы Соген. После смерти учителя Гулинь много странствовал и, как говорят, побывал в Японии. Последние годы жизни провел в монастыре Баонин-сы2(保寧寺) в Нанкине.
Вместе с Чжонфэн Минбэнем (кит. 中峰明本, англ. Zhongfeng Mingben, яп. Chūhō Myōhon, 1263-1323) он был известнейшим чаньским мастером в середине династии Юань. Чаньские монахи «обивали пороги» монастыря, стремясь учиться у такого высокообразованного мастера. Слава о нём докатилась и до Японии, и дзенские монахи отправлялись в Китай, чтобы постигать Дзен под его началом.
Среди его учеников - Ляоань Цинъюй4 (了庵 清欲, яп. Рёан Сейоку, 1288-1363), Жу-сян Фан-сян5 (竺仙梵僊, Дзикусен Бонсен, 1292-1348), Гецурин Доко6 (月林道皎, Юэ-Лин Дао-Цзяо [«Лунный Лес- Чистый Путь»], 1293 - 1351), Дзэнкю Сэсицу7 (石室善玖, 1294-1389), Бэцуген Энси8 (別源円旨,1294 – 1364), Тэссю Токусай9 (? – 1366) и другие.
Как чаньский мастер он оставил следующее литературное наследие: «Собрания бесед Гулинь Мао о Чань» и «Собрание постулатов учения Чань».
Гулинь (наряду с Фэн Шеном10 и Гецурином Доко) был мастером древнего стиля каллиграфии, который отличался элегантностью и был исполнен достоинства. Возвышенный стиль Гулиня считается лучшим образцом старинной каллиграфии и очень высоко ценится. Но каллиграфические свитки Гулинь Цинмао обладают не только художественной красотой, но и глубоким смыслом. Из дошедших до наших дней образцов его каллиграфии хорошо известны «Прощальные стихи к Бэцуген Энси [Farewell verse to Betsugen Enshi]» (Национальное достояние; Музей Гото в Токио) и «Прощальные стихи к Гецурин Доко» (Национальное достояние; Храм Тофуку-дзи в Киото).
В династии Юань чаньские монахи стали чаще, чем в династии Южной Сун, обращаться к различным видам искусств, в особенности к литературному жанру. Однако его содержание стало светским, и сами монахи стали уделять меньше внимания духовной практике, а стихи людей школы Да-Хуэй (одного из ответвлений Риндзай) были ассимилированы в светскую поэзию. Обладая глубокими познаниями в литературе, Гулинь Цинмао не приветствовал эту тенденцию и старался предотвратить этот «крен». Гулинь делал акцент на буддийских гимнах, полагая что любой вид искусства должен быть для чаньского монаха лишь способом духовного совершенствования и должен быть буддийским как по содержанию, так и по форме.
Взгляды Гулиня Цинмао на взаимоотношения дзен и искусства оказали сильное влияние на многих представителей японской годзан бунгаку («литературы Пяти гор»). На него равнялись Рюсан Токкен (龍山徳見, 1284-1358), Сэсицу Дзенкю (石室善玖, 1294-1389), Дзикусен Бонсен (竺仙梵僊, Жу-сян Фан-сян, 1292-1348) и Гидо Сюсин.
Прощальные стихи к Гецурину Доко
«Лунный Лес - Чистый Путь, 月林道号» – образец каллиграфии чаньского мастера Гулинь Цинмао. Своё название свиток получил по имени его ученика – японского дзенского монаха Гецурина Доко («Лунный Лес - Чистый Путь»). Это буддийское имя (до-го), которое Гулинь Цинмао дал своему ученику, когда тот постигал Дзен под его руководством.
По окончании обучения Гулинь Цинмао, следуя традиции, вручил ученику прощальное поэтическое напутствие в стиле ситигон-дзекку11. На свитке указан го (псевдоним) Мастера и год, когда было начертано это напутствие – 1327. В наши дни свиток хранится в монастыре Тофуку-дзи и отнесён к Национальному достоянию Японии.
Прощальные стихи к Бэцуген Энси
В 1325 году, Гулинь Цинмао написал гатху (короткое стихотворение) для своего ученика Бэцугена Энси, которого он признал своим хацу-су (хоси). Это произошло за 5 лет до возвращения Бэцугена в Японию.
По форме это традиционная «Прощальная поэма», но содержание имеет тот же смысл, что и Инка12. «Прощальные стихи к Бэцуген Энси» - прекрасный образец чаньской каллиграфии. Долгое время свиток хранился в личной коллекции у Ода Нобунага. В настоящее время находится в Музее Гото (Токио) и признан Национальным достоянием Японии.
Гимн Юдзен Дзину
«Гимн Юдзен Дзину» (送幽禅人偈頌) – это гатха, которую Гулинь Цинмао в 1326 году написал для ученика по имени Юдзен Дзин.
Говорят, что Юдзен Дзин - японский монах по имени Ююань, но его биография неизвестна. В 1322 году другой чаньский мастер Лин-ши Ру-цзы (1246-1322) также посвятил прощальную поэму Юдзэн Дзину.
Свиток хранится в городском художественном музее Фукуоки и обозначен как важная культурная собственность.
Прощальные стихи к Тензен Сингуну
Еще одна прощальная гатха, которую Гулинь Цинмао написал для японского монаха Тензен Сингуна (кит. Тяньран Синюнь, 天然興運, «Природная Удача»), датируется 1321 годом.
Свиток был написан Мастером, когда ему было шестьдесят лет. В то время Гулинь Цинмао жил в храме у озера Данху в провинции Хунань.
Считается, что Нитто Юньцзинь, которого Гулинь Цинмао назвал отличным и приятным человеком, это японский монах Тензен Сингун.
4 Ляоань Цинъюй (у японцев - Рёан Сейоку, 1288-1363) - чаньский мастер, который жил во времена династии Юань. Он был учеником и преемником известного чаньского мастера Гулинь Цинмао.
5 Дзикусен Бонсен (竺仙梵僊, Жу-сян Фан-сян, 1292-1348) – чаньский монах школы Риндзай. который прибыл в Японию из Китая в конце периода Камакура. Его светская фамилия была Сюй. Дзикусен – его буддийское имя (до-го). Бонсен - посмертное буддийское имя (си-го). Его (псевдоним) был Дзенси Курай. Родился в Минчжоу. Стал учеником и Хоси мастера Гулинь Цинмао. В 1329 году он прибыл в Японию по просьбе Садамуне Отомо, даймё провинции Бунго на острове Кюсю, согласно акикогокусосюну. В 1330 году он получил посвящение Такаудзи Асикаги и Тадаеси в Камакуре. После этого он возглавил два основных монастыря системы годзан Нандзен-дзи в Киото и Кэнтё-дзи в Камакура. Одновременно был настоятелем храмов Дзёмё-дзи и Дзути-дзи. Он перенял систему обучения от Иссана Итинея и обучал множество учеников в каждом из храмов. Он заслужил уважение и получил поддержку у императорского двора и военных правителей (сёгунов) и заложил фундамент для развития гозан-бунгаку - литературы Годзан. Принимал активное участие в строительстве малого храма Гагёй-ин (楞伽院) в системе храмов Дзоти-дзи.
6 Гецурин Доко (Getsurin Dokou/Dokyo) (1293 - 1351) - буддийский монах ветви Мацугэн школы Риндзай позднего периода Камакура – раннего Муромати (периода Северного и Южного дворов).
7 Дзэнкю Сэсицу (石室善玖, 1294-1389)был монахом секты Риндзай с конца периода Камакуры до периода Северного и Южного дворов (раннего Муромати). Он также известен как Конго Хатасимо. Родился в провинции Тикузен. Путешествовал в Китай династии Юань (1318 – 1326 г.г.) и учился у Гулинь Цинмао в монастыре Баонин-сы в Нанкине. В 1326 году вернулся в Японию. После возвращения в Японию он служил настоятелем монастыря Тэнрю-дзи в Киото, монастырей Энгаку-дзи и Кэнтё-дзи в Камакура. В 1375 году он стал Кайсаном (монахом-основателем) храма Мусаси Хэйрин-дзи. Он также был приглашен в качестве основателя храма Кай кайсандо-дзи и храма Бидзэн Котоку-дзи. Он писал стихи и заложил основы литературы Гозан.
8 Бэцуген Энси (別源円旨, 1294 – 1364) – японский дзенский монах из школы Риндзай. Пробыл 10 лет в Китае (с 1320 по 1330 годы).
9 Тэссю Токусай (? [конец 13-го века] – 1366), известный также как Энцу Даиси, Энбу – японский дзенский монах и мастер суйбокуга (дзенрин-га-со), живший в конце периода Камакуры и в период Северного и Южного дворов (ранний период Муромати).
10 Фенг Шен (馮子振,яп. Fū Shishin, 1257-1327) – китайский каллиграф. Родился в провинции Юй (Хунань). Фенг Шен не был буддийским монахом, но был близким другом Гулинь Цинмао и Чжонфэн Минбэна.
11 Shichigon-Zekku (ситигон-зекку), или кит. Циянцзеюэ-цзу, - одно из репрезентативных стихотворений в Каньши (Китайская поэзия). Состоит из 4 фраз. Переводится с китайского как «Совершенство семи слов».
12 Инка Сёмэй (印可証明, кор.: inga) - термин, используемый в дзэн-буддизме для обозначения удостоверения высокого уровня, и буквально означает «законная печать ясно предоставленного доказательства». В древние времена Инка обычно приходила в виде реального документа. Некоторые полагают, что Инка Сёмэй - своего рода Диплом или «Сертификат о просветлении». В дзэнской школе Риндзай Инка является официальным показателем мастерства и обозначает человека, который успешно завершил изучение коана и получил ранг Роси. Мастер Дзэн дарует Инку только своим ученикам, которые проявили себя как духовные лидеры и способны обучать других и осуществлять передачу Дхармы.