Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Монастырь Аюваньшань-сы в Нинбо

Дайнити Нонин

Дайнити (или Дайнитибо) Нонин (大日房能忍, ? - 1194) – японский буддийский монах, живший в конце периода Хэйан – начале периода Камакура. Известен как основатель первой дзенской школы в Японии - «Нихон-Дарума-сю».

Название школы «Японская школа Дарума (Бодхидхармы)», включающее термин «японская», вошло в обиход в более поздние времена и не использовалось при Дайнити Нонин. Но именно при нём она фактически сформировалась как настоящая дзенская школа.

Основные дошедшие до нас биографические сведения о Дайнитибо Нонине содержатся в «Хонтё Косодэн».

Год рождения Нонина неизвестен. Родился он предположительно в Хаката, провинция Тикудзен (современный город Фукуока, префектура Фукуока). Согласно одной из теорий, он был сыном Фудзивара-но Кагэцуна, вассала клана Тайра. (Племянник Нонина – Фудзивара-но-Кагэкиё – возглавил позже клан Тайра).

В молодости Нонин посещал буддийские проповеди, где изучал сутры и шастры. Псевдоним «Дайнити», вероятно, указывает на то, что Нонин изучал в Тэндай «тайные» обряды по «Сутре о Великом Солнце», «Дайнити-кё».

Сутра о Великом солнцеСутра о Великом солнце» (фрагмент) Махавайрочана-сутра (Сутра о Великом солнце). Фрагмент

По своей природе Дайнити был склонен к созерцанию и покою, ему был близок Дзен и, шлифуя неогранённый алмаз своего сознания, он много и усердно медитировал, в конце концов достигнув просветления.

Энсо«Сутра о Великом солнце» (фрагмент) Каллиграфический символ Просветления

Он основал монастырь Самбо-дзи (三宝寺) в провинции Сэццу, где он практиковал сам и обучал других Дзэн. К нему стекались монахи и миряне из района Кинки. Основанный Дайнити Нонин монастырь превратился в бэссё (священное место) для многих странствующих монахов (кидзири), которые ставили себя вне рамок господствующей школы тэндай и её учёных-монахов (гакусо). Монастырь Санбо-дзи стал убежищем и пристанищем не только для последователей дзен, но и для последователей школы миккё (эзотерического буддизма).

Рост популярности школы и самого Нонина породили нападки со стороны монахов школы Тэндай. Его объявили лже-учителем, поскольку он не является преемником Дхармы ни одной из линий чань-буддизма, и никто из мастеров чань не удостоверил факт его просветления в установленном традицией порядке.

По этой причине в 1189 году два его ученика, Рэнтю (練中) и Сёбэн (勝弁), отправились по просьбе учителя в Китай династии Сун в монастырь Аюваньшань-сы к знаменитому наставнику Чань по имени Чжоань Дэгуан 拙庵徳光 (1121-1203).

Монастырь Аюваньшань-сы
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
 

Рэнтю и Сёбэн доставили Дэгуану письмо, где Нонин сообщал о своем «просветлении», и просил разъяснить, была ли его практика правильной, а озарение истинным. Дэгуан подтвердил истинность сообщения и передал Нонин свое дозволение проповедовать учение Дзэн. Он подарил Нонин монашеское одеяние и изображение Бодхидхармы. Ученики Нонина нашли местного художника и заказали ему портрет Дэгуана. Сам наставник по их просьбе сделал на портрете надпись: «Этот монах, истинный Человек без лица, опрокинул небеса и повернул назад ось Земли. Мастер Жэнь [Нонин] преуспел в своем просветлении и пустил в бегство еретиков и демонов».

После того, как ученики Дайнити Нонина вернулись в Японию, слава о нём распространилась далеко и широко. Сёко из Тинзея посетил монастырь Нонина и вместе с ним изучал основы Цун-Цзин Лу. Лучший ученик Дайнити - Какуан - стал его преемником Дхармы и получил дозволение проповедовать Дзэн в Тономинэ, родовой усыпальнице Фудзивара (позже в Тономинэ проповедовали и другие наставники Дзэн). Коун Эдзё из Эйхэй-дзи долгое время были учениками Какуана…

В 1192 году Нонин основал монастырь Эниси-дзи в Судзука, Исэ (современный город Сузука, префектура Миэ). Затем он отправился в столицу, в надежде объединить свои усилия с Эйсаем, чтобы возвести первый дзенский монастырь в Киото. Эйсай встречался с Нонин несколько раз. Согласно уже более поздней «официальной версии» самого Эйсая – якобы для того, чтобы «спорить» с ним и указать на «ошибочность» его стиля дзен.

Даже если так и было, то критиков Дзэн из школы тэндай это не убедило. Наоборот, их очень обеспокоил возможный союз Нонина и Эйсая, и они добились издания императорского указа от 1194 года о запрете на распространение учения дзен в Японии.

За девять лет до этих событий, в 1185 году, недалеко от Данноура произошло решающее морское сражение между армиями кланов Тайра и Минамото. Флот Минамото одержал решительную победу, а клан Тайра потерпел окнчательное поражение в долго длившемся противостоянии двух родов. Все главные военначальники и предводители клана Тайра, или выступавшие на стороне Тайра, либо погибли в бою, либо совершили харакири. Но племянник Нонина - Фудзивара-но-Кагэкиё - уцелел и долгое время скрывался от преследования со стороны Минамото.

Битва при ДанноураБитва при Данноура (XVII век) Битва при Данноура. XVII век

В 1194 году Фудзивара-но-Кагэкиё под покровом ночи явился к проживавшему в Киото дяде, Дайнити-бо Нонину, и попросил укрыть его. Нонин, радуясь неожиданной встрече с племянником, отправил одного из своих учеников в лавку, чтобы купить вино. Но Кагэкиё решил, что дядя отправил посланника, чтобы выдать своего племянника клану Минамото. В припадке ярости Кагэкиё выхватил меч и убил мастера Нонина.

КагэкиёВечерний колокол в Тодай-дзи. Кагэкиё. Утагава Каниёси. «Кагэкиё»

Правда, в последнее время ряд исследователей подвергают сомнению мелодраматичную версию смерти Нонина от руки племянника, изложенную в «Хонтё Косодэн». И теория о том, что он умер из-за болезни, становится все более общепринятой.

Основанная им «Нихон Дарума-сю» была образована как самостоятельная школа после возвращения учеников Нонина из Китая в 1189 году. Согласно некоторым источникам, Нонин был приглашен в императорский дворец, и его школе было отдано предпочтение перед «восемью буддийскими школами». Тот факт, что школа быстро приобрела большое количество последователей, можно заключить из комментариев, сделанных различными авторами, такими как Мёэ и Камо-но-Тёмэй.

Школа Нихон-Дарума принадлежала к направлению так называемого «созерцания, глядящего на беседы» (看話禅, каннадзэн); и имела мало общего с Эйсаем. Во-первых, хотя китайский наставник Эйсая, Сюйань Хуанчан, как и Дэгуан (учитель Нонина) принадлежал к линии Хуан-лун (школа Золотого Дракона) из школы Линьцзи (яп. Риндзай), сам Эйсай до конца жизни считал и называл себя последователем школы Тэндай. Во-вторых, последователи Дайнити Нонина не без гордости указывали на то, что Эйсай вернулся из Китая на три года позже учеников Нонина. Славу «родоначальника» японской школы Риндзай Эйсаю приписал в 14 веке Кокан Сирэн по идеологическим соображениям, далёким от объективности.

Нихон-Дарума-сю уделяла больше внимания работе с коанами, нежели «сидячему созерцанию». Двумя источниками ее учения были ранняя «северная» традиция Чань, представленная в Японии школой Тэндай, и более поздняя «южная» школа Линьцзи, к которой принадлежал Дэгуан. Учение Нонин известно в основном по его критике у Эйсай и у более поздних мыслителей периода Камакура.

Соперничество между Эйсаем и Нониным стало достоянием общественности, когда распространение учения дзен Эйсая, которого ассоциировали со школой «Дарума-сю», было запрещено императорским указом в 1194 году.

Эйсай написал «Трактат о распространении дзэн для защиты государства» главным образом для того, чтобы дистанцироваться от школы «Дарума-Сю». Полемика между ним и Нонин повторяется в отрывке из его биографии в Гэнко Сякусё (1322 г.):

«Услышав о популярности школы (Чань) в империи Сун (Китае), некий Нонин послал туда своих учеников, чтобы получить одобрение мастера дхьяны Фо-Тяо (Дэ-гуана) из Аю-Ван-шань-сы. Впечатленный верой этих чужеземцев, Фо-Тяо сжалился над ними и предложил им одежду Дхармы и изображение Бодхидхармы. Нонин, хвастаясь этими дарами вежливости, начал распространять учение Чань. Но поскольку у него не было прямой передачи от мастера, а его ученики игнорировали дисциплинарный кодекс, жители столицы презирали его». [Под жителями столицы тут явно подразумеваются монахи тэндай с горы Хиэй.]

Энряку-дзи на горе Хиэй
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи. Гора Хиэй-дзан
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
 

Цитировавший Эйсая историограф дзэн Кокан Сирэн, 1278-1348 гг., автор «Гэнко Сякусё», был явно предубежден против Нонина, и это побудило его назвать Эйсая родоначальником дзэн в Японии. На эту предвзятость обратил внимание более поздний буддийский историограф Манген Сибан, 1626-1710. Сибан первым добавил приведенные выше биографические сведения о Дайнити Нонин в свой главный труд - «Хонтё Косодэн».

Хотя Нонин, по-видимому, был удостоен императором посмертного титула «Синпо Дзендзи» (深法禅師), его имя и его школа вскоре стали символами неортодоксальности (или в западной терминологии – еретизма). Труд мастера Кегона Гёнеэна (1240-1321) «Хассю Койо», который сыграл важную роль в буддийской историографии, упоминает Эйсая, но умалчивает о Нонине, и даже не упоминает школу «Дарума-сю» среди двадцати четырех направлений в японском Дзэн. Так что Кокан Сирэн был не одинок в своем предубеждении к «Дарума-сю», и кульминацией враждебного отношения к этой школе стало разрушение монастыря Самбо-дзи, основанного Дайнити Нонин.

Несмотря на столь печальную судьбу, учение этой школы оказало большое влияние на позднейшие школы Дзэн, в особенности на школу Сото, вторую по значимости дзенскую школу Японии после Риндзай. Кроме того, существует предположение, что Нонину принадлежит авторство Комментариев к «Какияма кэйсаку». Если это так, то первая книга с изложением учения Дзен, которая была опубликована в Японии, обязана своим появлением Нонину Дайнити.