Дайнити (или Дайнитибо) Нонин (大日房能忍, ? - 1194) – японский буддийский монах, живший в конце периода Хэйан – начале периода Камакура. Известен как основатель первой дзенской школы в Японии - «Нихон-Дарума-сю».
Название школы «Японская школа Дарума (Бодхидхармы)», включающее термин «японская», вошло в обиход в более поздние времена и не использовалось при Дайнити Нонин. Но именно при нём она фактически сформировалась как настоящая дзенская школа.
Основные дошедшие до нас биографические сведения о Дайнитибо Нонине содержатся в «Хонтё Косодэн».
Год рождения Нонина неизвестен. Родился он предположительно в Хаката, провинция Тикудзен (современный город Фукуока, префектура Фукуока). Согласно одной из теорий, он был сыном Фудзивара-но Кагэцуна, вассала клана Тайра. (Племянник Нонина – Фудзивара-но-Кагэкиё – возглавил позже клан Тайра).
В молодости Нонин посещал буддийские проповеди, где изучал сутры и шастры. Псевдоним «Дайнити», вероятно, указывает на то, что Нонин изучал в Тэндай «тайные» обряды по «Сутре о Великом Солнце», «Дайнити-кё».
По своей природе Дайнити был склонен к созерцанию и покою, ему был близок Дзен и, шлифуя неогранённый алмаз своего сознания, он много и усердно медитировал, в конце концов достигнув просветления.
Он основал монастырь Самбо-дзи (三宝寺) в провинции Сэццу, где он практиковал сам и обучал других Дзэн. К нему стекались монахи и миряне из района Кинки. Основанный Дайнити Нонин монастырь превратился в бэссё (священное место) для многих странствующих монахов (кидзири), которые ставили себя вне рамок господствующей школы тэндай и её учёных-монахов (гакусо). Монастырь Санбо-дзи стал убежищем и пристанищем не только для последователей дзен, но и для последователей школы миккё (эзотерического буддизма).
Рост популярности школы и самого Нонина породили нападки со стороны монахов школы Тэндай. Его объявили лже-учителем, поскольку он не является преемником Дхармы ни одной из линий чань-буддизма, и никто из мастеров чань не удостоверил факт его просветления в установленном традицией порядке.
По этой причине в 1189 году два его ученика, Рэнтю (練中) и Сёбэн (勝弁), отправились по просьбе учителя в Китай династии Сун в монастырь Аюваньшань-сы к знаменитому наставнику Чань по имени Чжоань Дэгуан 拙庵徳光 (1121-1203).
Рэнтю и Сёбэн доставили Дэгуану письмо, где Нонин сообщал о своем «просветлении», и просил разъяснить, была ли его практика правильной, а озарение истинным. Дэгуан подтвердил истинность сообщения и передал Нонин свое дозволение проповедовать учение Дзэн. Он подарил Нонин монашеское одеяние и изображение Бодхидхармы. Ученики Нонина нашли местного художника и заказали ему портрет Дэгуана. Сам наставник по их просьбе сделал на портрете надпись: «Этот монах, истинный Человек без лица, опрокинул небеса и повернул назад ось Земли. Мастер Жэнь [Нонин] преуспел в своем просветлении и пустил в бегство еретиков и демонов».
После того, как ученики Дайнити Нонина вернулись в Японию, слава о нём распространилась далеко и широко. Сёко из Тинзея посетил монастырь Нонина и вместе с ним изучал основы Цун-Цзин Лу. Лучший ученик Дайнити - Какуан - стал его преемником Дхармы и получил дозволение проповедовать Дзэн в Тономинэ, родовой усыпальнице Фудзивара (позже в Тономинэ проповедовали и другие наставники Дзэн). Коун Эдзё из Эйхэй-дзи долгое время были учениками Какуана…
В 1192 году Нонин основал монастырь Эниси-дзи в Судзука, Исэ (современный город Сузука, префектура Миэ). Затем он отправился в столицу, в надежде объединить свои усилия с Эйсаем, чтобы возвести первый дзенский монастырь в Киото. Эйсай встречался с Нонин несколько раз. Согласно уже более поздней «официальной версии» самого Эйсая – якобы для того, чтобы «спорить» с ним и указать на «ошибочность» его стиля дзен.
Даже если так и было, то критиков Дзэн из школы тэндай это не убедило. Наоборот, их очень обеспокоил возможный союз Нонина и Эйсая, и они добились издания императорского указа от 1194 года о запрете на распространение учения дзен в Японии.
За девять лет до этих событий, в 1185 году, недалеко от Данноура произошло решающее морское сражение между армиями кланов Тайра и Минамото. Флот Минамото одержал решительную победу, а клан Тайра потерпел окнчательное поражение в долго длившемся противостоянии двух родов. Все главные военначальники и предводители клана Тайра, или выступавшие на стороне Тайра, либо погибли в бою, либо совершили харакири. Но племянник Нонина - Фудзивара-но-Кагэкиё - уцелел и долгое время скрывался от преследования со стороны Минамото.
В 1194 году Фудзивара-но-Кагэкиё под покровом ночи явился к проживавшему в Киото дяде, Дайнити-бо Нонину, и попросил укрыть его. Нонин, радуясь неожиданной встрече с племянником, отправил одного из своих учеников в лавку, чтобы купить вино. Но Кагэкиё решил, что дядя отправил посланника, чтобы выдать своего племянника клану Минамото. В припадке ярости Кагэкиё выхватил меч и убил мастера Нонина.
Правда, в последнее время ряд исследователей подвергают сомнению мелодраматичную версию смерти Нонина от руки племянника, изложенную в «Хонтё Косодэн». И теория о том, что он умер из-за болезни, становится все более общепринятой.
Основанная им «Нихон Дарума-сю» была образована как самостоятельная школа после возвращения учеников Нонина из Китая в 1189 году. Согласно некоторым источникам, Нонин был приглашен в императорский дворец, и его школе было отдано предпочтение перед «восемью буддийскими школами». Тот факт, что школа быстро приобрела большое количество последователей, можно заключить из комментариев, сделанных различными авторами, такими как Мёэ и Камо-но-Тёмэй.
Школа Нихон-Дарума принадлежала к направлению так называемого «созерцания, глядящего на беседы» (看話禅, каннадзэн); и имела мало общего с Эйсаем. Во-первых, хотя китайский наставник Эйсая, Сюйань Хуанчан, как и Дэгуан (учитель Нонина) принадлежал к линии Хуан-лун (школа Золотого Дракона) из школы Линьцзи (яп. Риндзай), сам Эйсай до конца жизни считал и называл себя последователем школы Тэндай. Во-вторых, последователи Дайнити Нонина не без гордости указывали на то, что Эйсай вернулся из Китая на три года позже учеников Нонина. Славу «родоначальника» японской школы Риндзай Эйсаю приписал в 14 веке Кокан Сирэн по идеологическим соображениям, далёким от объективности.
Нихон-Дарума-сю уделяла больше внимания работе с коанами, нежели «сидячему созерцанию». Двумя источниками ее учения были ранняя «северная» традиция Чань, представленная в Японии школой Тэндай, и более поздняя «южная» школа Линьцзи, к которой принадлежал Дэгуан. Учение Нонин известно в основном по его критике у Эйсай и у более поздних мыслителей периода Камакура.
Соперничество между Эйсаем и Нониным стало достоянием общественности, когда распространение учения дзен Эйсая, которого ассоциировали со школой «Дарума-сю», было запрещено императорским указом в 1194 году.
Эйсай написал «Трактат о распространении дзэн для защиты государства» главным образом для того, чтобы дистанцироваться от школы «Дарума-Сю». Полемика между ним и Нонин повторяется в отрывке из его биографии в Гэнко Сякусё (1322 г.):
«Услышав о популярности школы (Чань) в империи Сун (Китае), некий Нонин послал туда своих учеников, чтобы получить одобрение мастера дхьяны Фо-Тяо (Дэ-гуана) из Аю-Ван-шань-сы. Впечатленный верой этих чужеземцев, Фо-Тяо сжалился над ними и предложил им одежду Дхармы и изображение Бодхидхармы. Нонин, хвастаясь этими дарами вежливости, начал распространять учение Чань. Но поскольку у него не было прямой передачи от мастера, а его ученики игнорировали дисциплинарный кодекс, жители столицы презирали его». [Под жителями столицы тут явно подразумеваются монахи тэндай с горы Хиэй.]
Цитировавший Эйсая историограф дзэн Кокан Сирэн, 1278-1348 гг., автор «Гэнко Сякусё», был явно предубежден против Нонина, и это побудило его назвать Эйсая родоначальником дзэн в Японии. На эту предвзятость обратил внимание более поздний буддийский историограф Манген Сибан, 1626-1710. Сибан первым добавил приведенные выше биографические сведения о Дайнити Нонин в свой главный труд - «Хонтё Косодэн».
Хотя Нонин, по-видимому, был удостоен императором посмертного титула «Синпо Дзендзи» (深法禅師), его имя и его школа вскоре стали символами неортодоксальности (или в западной терминологии – еретизма). Труд мастера Кегона Гёнеэна (1240-1321) «Хассю Койо», который сыграл важную роль в буддийской историографии, упоминает Эйсая, но умалчивает о Нонине, и даже не упоминает школу «Дарума-сю» среди двадцати четырех направлений в японском Дзэн. Так что Кокан Сирэн был не одинок в своем предубеждении к «Дарума-сю», и кульминацией враждебного отношения к этой школе стало разрушение монастыря Самбо-дзи, основанного Дайнити Нонин.
Несмотря на столь печальную судьбу, учение этой школы оказало большое влияние на позднейшие школы Дзэн, в особенности на школу Сото, вторую по значимости дзенскую школу Японии после Риндзай. Кроме того, существует предположение, что Нонину принадлежит авторство Комментариев к «Какияма кэйсаку». Если это так, то первая книга с изложением учения Дзен, которая была опубликована в Японии, обязана своим появлением Нонину Дайнити.