Дзякусицу Гэнко (寂室元光, 1290 – 1367) – дзенский мастер школы Риндзай конца периода Камакуры и раннего Муромати. Настоящее имя мастера неизвестно. И «Дзякусицу», и «Гэнко» - его буддийские имена (дого), полученные от наставников Дзен. Гэнко – более раннее имя.
Гэнко родился в провинции Мимасака (в наши дни - префектура Окаяма) и принадлежал знатному роду Фудзивара.
В 1302 году, когда ему исполнилось двенадцать лет, его отдали в дзенский монастырь в Киото. Согласно одним источникам это был Тофуку-дзи, согласно другим – Сансё-дзи. Первым дзенским наставником Гэнко был Муи Соген (無為昭元, 1245-1311).
В те времена было обычной практикой среди аристократических и самурайских семей отдавать своих сыновей (кроме старших) на обучение в буддийские монастыри. Там юные послушники помимо чтения сутр и духовной практики получали прекрасное образование, изучая каллиграфию, поэзию и живопись.
В 1305 году, после нескольких лет пребывания в киотоском монастыре юный Гэнко подружился со странствующим монахом, который усердно практиковал дзен и пережил сатори. Одухотворённость и внутренняя чистота нового друга оказали на Гэнко сильнейшее впечатление и заставили его изменить своё отношение к дзен. Узнав, что его друг-монах собирается отправиться в Камакуру, чтобы обучаться у мастера Якуо Токкена (約翁徳倹, 1245-1320), Гэнко решил последовать за ним. Они вместе покинули Киото и через какое-то время прибыли в камакурский монастырь Тёсё-дзи (長勝寺), основанный мастером Токкеном. Накануне их появления у Якуо было видение: спускавшееся с неба сияние. Неизвестно, почему Токкен связал это видение с новым послушником, но он дал своему новому ученику имя Гэнко («Изначальный Свет»).
Гэнко вошел в число помощников настоятеля (дзися), и, вероятно, жил в монастыре Тёсё-дзи около десяти лет. Когда Якуо Токкен был назначен настоятелем столичного монастыря Кеннин-дзи, Гэнко отправился в Киото вместе с ним. В это время настоятелем другого дзенского монастыря в Киото, Нандзен-дзи, был известный чаньский мастер Ишань Инин (яп. Иссан Итиней).
Предположительно Токкен отправил Гэнко к Ишань Инину, чтобы углублять свое понимание и поучиться у китайских учителей дзэн, которые прибыли в Японию из покорённого монголами Китая. Сам Якуо был учеником знаменитого Ранкея Дорю (Ланьси Даолуна), 8 лет обучался в Китае династии Южная Сун и относился к чаньским наставникам с огромным почтением.
Известно, что в 1317 году Гэнко обучался в Нандзен-дзи у Ишань Инина, хотя так и не удостоился наследования у него Дхармы. После смерти Ишань Инина Гэнко остался в Киото, сначала предположительно в Кеннин-дзи, потом снова в Нандзен-дзи, когда Якуо Токкен был назначен его настоятелем в 1319 году.
В 1320 году Якуо Токкен умер, получив посмертный титул Буцо Дайко Кокуси. Перед смертью учителя Гэнко попросил учителя дать ему прощальное напутствие. Но вместо напутствия Токкен внезапно ударил ученика по лицу, вызвав у Гэнко первое переживание сатори.
После смерти Якуо Токкена Гэнко вместе с Као Содзеном (可翁宗然, ?-1345) отправился в Китай, где стал учеником знаменитого мастера чань Чжонфэна Минбэня (中峰明本, 1263-1323) в монастыре Шизциянь на горе Тяньму. Чжонфэн дал Гэнко новое буддийское имя - Дзякусицу («Тихая Обитель»). Впоследствии Дзякусицу, выражая огромное уважение и благодарность к этому китайскому мастеру, сказал, что «со времён Шакьямуни (Будды) был лишь один», обладавший таким же духом. В монастыре Шизциянь Дзякусицу не только практиковал дзен, но и постигал искусство стихосложения на китайском языке (канши).
После кончины Чжонфэна в 1323 году Дзякусицу много путешествовал по Китаю, запечатлев в поэзии его восхитительные пейзажи и посещая знаменитых чаньских мастеров, в том числе Гулиня Цинмао (古林清茂, 1262-1329) и Цинчжо Чжэнчена (清拙正澄, 1274-1339).
В 1326 году Дзякусицу вернулся в Японию. По преданию, сойдя с корабля на берег, он раздал все реликвии (сутры, живопись и т.д.), которые привёз с собой из Китая, и зашагал прочь с пустыми руками.
Через какое-то время Дзякусицу основал в провинции Бинго храм Эйтоку-дзи (永徳寺), потом был настоятелем в других провинциальных храмах и провел последние двацать шесть лет своей жизни вдали от крупных столичных монастырей. Дзякусицу неоднократно отказывался от официальных предложений стать настоятелем крупного монастыря, предпочитая вести скромную жизнь отшельника. Только в 1361 году он принял предложение Сасаки Удзиёри, даймё провинции Оми, и стал основателем и первым главным монахом монастыря Эйген-дзи к востоку от Киото.
По некоторым данным на склоне лет у Дзякусицу было более двух тысяч учеников. Из рукописного наследия сохранились два свитка его «Бесед Осё-Дзякусицу из Эйгендзи».
Умер Дзякусицу в 1367 году в возрасте 78 лет. Его Току-си-го (посмертное имя, данное императором) было Энно Дзендзи («Дзенский мастер Ян-Инь»), другое посмертное имя (си-го) - Сото-Кокуси («Мастер-Светильник Наставник Нации»).
Дзякусицу не был типичным монахом для традиции годзан: по своему характеру он слыл мягким и уступчивым; стремился соединять дзен с практикой амидаизма, следуя примеру своего китайского учителя Чжонфэна Минбэня, пиетет перед которым он сохранил на всю жизнь. Но хотя в поэзии Дзякусицу присутствуют гимны во славу Будды Амиды, он воспринимал его не как всесильного спасителя, обеспечивающего верующим возрождение в Чистой Земле, а как пребывающего в сердце дзенского монаха и помогающего тому достичь сатори.1
словно звонкие струны тихо перебирает.
Над далекой вершиной поднимается месяц—
жалюзи из бамбука затеняют окошко.
Чем заметнее старость, чем заметнее дряхлость,
тем отрадней мне праздность в этом горном приюте.
А умру — похоронят здесь, в горах, под утесом.
Я во прахе останусь так же чист и прозрачен...