Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Энни (Бэнъэн)

Энни (Бэнъэн), яп. 円爾 (弁円), годы жизни: 1202-1280, известный также как Сёити Кокуси (聖一国師), - буддийский монах школы Риндзай периода Камакура, монах-основатель дзенского монастыря Тофуку-дзи. Его первое буддийское имя (хо-мё) – Бэнъэн. «Энни» - это тоже буддийское имя юного послушника (бо-го), но более позднее. Согласно традиции одновременное использование двух буддийских имён (Энни Бэнъэн) является некорректным, поэтому в дальнейшем мы будем использовать более позднее буддийское имя – Энни.

ЭнниМинтё Китидзан. Портрет Энни Минтё Китидзан. «Портрет Энни»

Энни родился в 1202 году в селении Тотидзава уезда Абэ в исторической провинции Суруга (совр. префектура Сидзуока). По некоторым сведениям он принадлежал к очень известному в средневековой Японии роду Тайра.

В пятилетнем возрасте мальчика отдали в буддийский монастырь Кюнодзан-Кюно-дзи (久能山 久能寺) школы Тэндай. Первым буддийским наставником Энни был Гёбэн (堯弁). А первым буддийским трактатом, который изучал юный послушник, был «Абидацума-кусярон» (автор - древнеиндийский теоретик буддизма Васубанду).

В возрасте 18 лет Энни стал токудо (официально зарегистрированным буддийским монахом) в храме Ондзё-дзи, принял заповеди (дзюкай) в храме Тодай-дзи (в городе Нара) и получил буддийское имя Бэнъэн.

Позднее он обратил свои взоры к Дзен и изучал основы дзенской школы Риндзай в монастырях Тёраку-дзи (長楽寺, провинция Кодзукэ) под руководством Сякуэна Эйтё (釈円栄朝, 1165-1247) и Дзюфуку-дзи (寿福寺) в Камакура под руководством Тайко Гиою (退耕行勇, 1163-1241). Существует легенда, что в Камакура к Энни во сне явился Тэндзин (Сугавара-но Митидзанэ) и велел ему отправиться в Китай, чтобы учиться у чаньских мастеров.

Тендзин в КитаеСэссю Тойо. Тендзин в КитаеСэссю Тойо
«Тендзин в Китае»

И в 1235 году Энни совместно с Синси Эйсон (神子栄尊, 1195-1273) отправился в Китай династии Сун. В Китае Энни посетил много известных чаньских мастеров, таких как Чицзуэ Даочун (癡絶道冲, 1169―1250), Сяовэн Мяокань (笑翁妙堪, 1176-1247), Шитянь Фасунь (石田法薫, 1171―1245). Наконец Энни стал учеником и преемником Дхармы чаньского мастера Учжунь Шифаня (無準師範, 1177-1249) в монастыре Синшэн Ваншосы на горе Цзиншань (провинция Чжэцзян). Получив инка (свидетельство об успешном завершении обучения), портрет своего мастера и каллиграфические свитки Учжуна, Энни в 1241 году вернулся в Японию. С собой он привёз две с половиной тысячи томов китайской премудрости, включая конфуцианские трактаты и литературные сочинения.

Учжун ШифаньНеизвестный художник. Портрет Учжун Шифаня. Портрет Учжун Шифаня

По возвращении в Японию Энни высадился в Хаката и жил монастыре Сёфуку-дзи, который основал Эйсай в 1195 году. Сёфуку-дзи официально считается первым японским монастырём, где буддийские монахи изучали Дзен наряду с учениями школ Тэндай и Сингон. Позднее император Го-Тоба даровал храму табличку «Первая дзенская обитель Фусо» (Фусо – дерево восходящего солнца в китайской мифологии).

Сёфуку-дзи в Хаката
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Санмон
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Зал Будды
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Зал Будды
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Зал Будды
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Кури
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Кури
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Колокольня
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Колокольня
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката
 

В 1242 году в Хаката был возведён монастырь Дзотэн-дзи, а Энни стал кайсаном, т.е. монахом-основателем Дзотэн-дзи. Энни рассчитывал обучать в этом монастыре монахов в классическом дзенском стиле. Но это начинание было враждебно встречено со стороны последователей школы Тэндай, которые в том же году сожгли построенный монастырь.

В 1243 году Фудзивара (Кудзё) Митиэ пригласил Энни стать монахом-основателем монастыря Тофуку-дзи. Энни принял предложение и перебрался в Киото. Тофуку-дзи был задуман и впоследствии построен как монастырь нескольких буддийских школ: Тэндай, Сингон, Санрон-сю и Дзэн. Лишь в конце 14-го века Тофуку-дзи стал исключительно дзенским храмом.

Осень в Тофуку-дзи

Представители господствовавшей на тот момент в Японии буддийской школы Тэндай относились к Дзен неприязненно, а порой даже агрессивно. Энни, как и Мёан Эйсай, был вынужден приспосабливаться к реальной обстановке. Он не объявлял Дзен самостоятельным учением или школой, а лишь ратовал за укрепление и развитие школы Тэндай. Медитационные практики и коаны рассматривались им как составная часть обучения тэндайских монахов. Благодаря этому, Энни не подвергался обструкции как Дайнити Нонин, завоевал авторитет при Императорском дворе и был буддийским наставником нескольких императоров Японии, за что впоследствии и получил посмертный титул Сёити Кокуси («Священное Единство, Наставник государства»).

Дзенские сады в Тофуку-дзи

Помимо поддержки императорского двора, Энни пользовался также доверием и уважением со стороны сиккена Ходзё Токиёри из Камакура, обладавшего реальной политической властью в стране. Энни стал часто бывать в Камакура и познакомился там с приехавшим из Китая чаньским монахом Ланьси Даолун. Между ними установились тёплые дружеские отношения. Говорят, что в 1249 году, планируя строительство Кэнтё-дзи, Ланьси Даолон ездил в Киото, чтобы посоветоваться с Энни.

Монастырь Кэнтё-дзи. Камакура
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Санмон
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Общий вид
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Зал Будды
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Зал Дхармы
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Карамон (Китайские ворота)
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Дракон в Зале Дхармы
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Колокольня
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
 

Сам Энни вскоре оставил пост настоятеля Тофуку-дзи и перебрался в Камакуру, став настоятелем основанного Эйсаем монастыря Дзюфуку-дзи.

В 1258 году Энни был назначен настоятелем Кэннин-дзи в Киото и занимался восстановлением и перестройкой монастыря, который сильно пострадал от пожара.

Кэннин-дзи
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
 

В 1269 году получил от камакурского сёгуната новое назначение, став Дайкандзином храма Тодай-дзи в Нара.

В более поздние годы Энни вернулся в свою родную провинцию Суруга и основал субхрам Иодзан Кайсюн-ин (王王山回春院) в Вараби, недалеко от дома своей матери, чтобы распространять учение дзенской школы Риндзай.

На территории храма Энии посадил и выращивал чайные кусты, семена которых он привёз с собой из Китая. Санго («имя горы») субхрама, основанного Энни на склоне лет, - «Иодзан» - можно перевести как «Гора Царь-доктор», а поэтическое название самого субхрама «Кайсюн-ин», ставшего местом захоронения Энни, переводится с китайского как «Возвращение к Весне», что является аллегорией «Возвращения к молодости». Считается, что этим самым Энни подчеркнул своё почтение к чаю, который он выращивал на территории храма. По мнению Энни, чай обладает чудесными целебными свойствами, является эликсиром долголетия и, согласно древней даосской традиции, даже эликсиром бессмертия.

Выращиваемый Энни сорт чая получил название «Чай Сидзуока» и культивируется по сей день, пользуясь популярностью среди японцев. Ежегодно в день рождения Энни в городе Судзуока проходит праздник, посвященный Чаю Судзуока.

После смерти Энни в 1280 году ему был дарован императорский титул Сёити Кокуси, и были изданы «Изречения Сёити Кокуси» и «Учение Дхармы Сёити Кокуси», дошедшие до наших дней. Текст «Учения Дхармы Сёити Кокуси» также известен как «Дзадзэн Рон» (Трактат о сидячей медитации). Это краткий текст, состоящий из 24 вопросов и ответов.

Среди учеников Энни – основатель Нандзен-дзи Мукан Фумон (無関普門, 1212-1292), основатель Мандзю-дзи Тодзан Тансё (東山湛照, 1231-1291), Хакун Эгё (白雲慧暁, 1223-1298) и Мудзю Догё (無住道暁), игравшие важную роль в становлении и развитии системы годзан («пять гор») Японии.