Ишань Инин (一山 一寧, яп. Иссан Итинэй, 1247 – 1317) – чаньский мастер школы Риндзай периода Камакура, прибывший в Японию из Китая в 1299 году и остававшийся там до конца своей жизни. Известен как мастер каллиграфии и родоначальник литературы «пяти монастырей» (годзан бунгаку) в Японии.
Жизнь в Китае
Ишань Ху (светская фамилия мастера) родился в уезде Линьхай провинции Тайчжоу (ныне город Линьхай, город Тайчжоу, провинция Чжэцзян). Инин – псевдоним Ишаня, который он взял себе во взрослом возрасте.
В юном возрасте его отдали в буддийский монастырь Хонфу-сы (鴻福寺), и он был там послушником в течение двух лет. Позже он изучал «Лотосовую сутру» у мастера Чжуциань в монастыре Пугуан-сы (普光寺), учение школы Лу (яп. Рицу) в монастыре Инчжэн-сы (応真寺), и учение школы Тяньтай (яп. Тэндай) в монастыре Янцин-сы (延慶寺).
В конце концов духовные искания привели Ишань Инина в школу чань. Он начал практиковать дзадзен в монастыре Тяньтун Цзиндэ-сы с мастером Тонвэн Цзин (筒翁敬). Потом он отправился в монастырь Аюваньшань-сы и продолжил обучение под руководством мастеров Цансо Шаньчжэнь (蔵叟善珍), Цзичуань Ючжао (寂窓有照) и Ваньцзи Синми (頑極行弥) и стал наследником Дхармы последнего.
Получив «Печать Сознания» от Ваньцзи Синми, Ишань Инин продолжил практику дзадзен под руководством известного мастера Хуанси Вэй-йи (環渓惟一, 1202-1281). Через три года после смерти мастера Хуанси, в 1284 году, Ишань Инин поселился в монастыре Симин-дзуин-сы и прожил там 10 лет.
В 1294 году он перебрался в монастырь Гуанинь-сы на острове Путошань к мастеру Юси и стал там через некоторое время главным монахом (настоятелем).
Жизнь в Японии
В 1274 году монгольские войска предприняли попытку завоевать Японию. Монгольский флот насчитывал около 900 кораблей, а численность монгольских войск приближалась к 40 000. Захватив острова Цусима и Ики, они вторглись в северную часть острова Кюсю. Первый день сражений показал полное превосходство военной тактики монголов. Понеся огромные потери, японцы отступили под защиту древних укреплений, построенных шестью веками ранее. Самураи укрылись за этой линией рвов и валов. Монголы же, опасясь возможной ночной атаки со стороны самураев, решили провести ночь на своих кораблях. И в этот момент сильнейший тайфун, который позже вошёл в историю Японии как «Камикадзе» или «Божественный ветер», разрушил и потопил вражеские корабли с бесчисленными воинами, находившимися на борту. Первое монгольское вторжение продлилось всего один день, и за этот день монголы потеряли 13 000 воинов, в том числе одного корейского генерала и 200 кораблей.
Уже после первого неудачного вторжения, Хубилай начал отправлять своих посланников к правителям Японии с требованием признать себя вассалами Хубилая и платить дань династии Юань. Вначале он отправил пятерых послов в 1275 году. Токимунэ ответил, отослав их на Кюсю и обезглавив. Их могилы сохранились до наших дней. В 1279 Хубилай отправил в Японию ещё пять послов, и Токимунэ вновь казнил их всех, на этот раз в Хакате.
После провалившегося второго вторжения (в 1281 году) Хубилай не успокоился, не оставляя надежды подчинить Японию угрозами. В то время в Японии начинался период расцвета дзенской школы Риндзай. Камакурские сиккены из клана Ходзё, Токиёри и его сын Токимунэ, были убеждёнными последователями Дзен, и их наставниками были выходцы из Китая, чаньские мастера Ланьси Даолун (яп. Ранкей Дорю) и Усюэ Цзуюань (яп. Мугаку Согэн). Поэтому Хубилай решил отправить на переговоры в Японию представителя школы Чань. Выбор пал на мастера Юси Ручжи, настоятеля монастыря Гуаньинь-сы на острове Путошань.
Первая дипломатическая миссия в Японию, состоявшая из чаньских монахов, отплыла от берегов Китая в 1282 году. Но из-за сильного шторма корабли были вынуждены вернуться обратно. Возможно, этот шторм тоже был «Божественным» и спас жизнь мастеру Юси Ручжи.
Повторная попытка состоялась в 1284 году. Миссию возглавлял уже не Юси Ручжи, а Ваньцзи Вэн. Корабли достигли Цусима, но моряки подняли бунт, отказываясь высаживаться на берег и убили официального посланника. В это время Хубилай начал готовиться к третьей интервенции и отдал приказ на постройку 500 новых кораблей. Но китайцы и советники хана были против таких расходов, и в 1286 году хан был вынужден отказаться от этой идеи. Отправка посланников в Японию тоже приостановилась.
После смерти основателя династии Юань хана Хубилая на трон взошёл его внук Тэмур (Чэнцзун). Тэмур предпринял очередную попытку покорить Японию языком дипломатии, решив снова отправить на переговоры Юси Ручжи из монастыря Гуаньинь-сы. Но Юси отказался, сославшись на преклонный возраст, и предложил вместо себя кандидатуру Ишань Инина, который к тому времени уже занимал пост настоятеля монастыря.
Тэмур даровал Ишань Инину почетное буддийское имя (Дайси-го) «Мяосы Хонцзи Дайси» - «Великий Мастер Чудесная Милость» - и назначил его главой дипломатической миссии. В 1299 году Ишань Инин отплыл в Японию, его сопровождали два ученика - его племянник Шилиян Ренон (石梁仁恭) и Сицзиань Житань (西礀子曇). У Сицзиань Житаня был опыт пребывания в Японии в течение 8 лет, с 1271 по 1278 годы, и у него осталось много знакомых среди дзенских монахов в Камакура.
Прибыв в Японию, Ишань Инин высадился на острове Кюсю, в Хаката (провинции Тикудзэн) и остановился в Сёфуку-дзи, который считается первым дзенским монастырём Японии.
Обратившись в местное правительственное учреждение (в Дайдза-фу), он передал регенту Садатоки Ходзё послание от императора Тэмура. Но камакурское бакуфу (японское феодальное правительство во главе с сёгуном), опасавшееся очередного вторжения монголов, заподозрило прибывших посланников в шпионаже и заключило их под стражу в монастыре Сюдзен-дзи в Идзу.
Ишань Инин, возможно, не знал, что бакуфу казнило всех посланников Хубилая, которые пребывали в Японию до него. Его жизнь висела на волоске, но то обстоятельство, что Ишань Инин был высокопоставленным чаньским монахом, обладавшим титулом Дайси, остановило японских правителей. Согласно некоторым источникам, он был спасен от смерти также благодаря тому, что его сопровождал молодой ученик, который раньше жил в Японии и которого знали дзенские монахи в Камакура.
Ишань Инин проводил свои дни в Сюдзен-дзи, практикуя сам и обучая других Дзен. Среди окружавших были и те, кто извинялся перед мастером за то, как с ним поступили правители Камакура. Вскоре Ходзё Садатоки освободил Ишань Инина и переселил его в соан (небольшую обитель с соломенной крышей) близ Камакура. Обстоятельства заточения чаньского мастера в Сюдзен-дзи сделали его известной личностью, и соломенную хижину Ишань Инина ежедневно посещали дзенские монахи и простые люди.
Узнав об этом, Садатоки окончательно избавился от своих сомнений и, восстановив Кэнтё-дзи (разрушенный землетрясением в 1293 году), пригласил Ишань Инина стать 10-м настоятелем этого дзенского монастыря.
В 1302 году Ишань Инин был назначен 7-м настоятелем монастыря Энгаку-дзи. После Энгаку-дзи он снова вернулся в Кэнтё-дзи, где жил в основанном им субхраме Гёкун-ан. Вскоре однако ему пришлось покинуть Гёкун-ан, чтобы возглавить еще один дзенский монастырь Камакура - Дзёти-дзи. А в 1313 году он отправился в Киото по приглашению оставившего трон императора Го-Уда и стал 3-м настоятелем монастыря Нандзен-дзи после смерти предыдущего настоятеля - Киан Соэна (規庵祖円, 1261-1313).
Император Го-Уда проникся огромным уважением и нескрываемым почтением к Ишань Инину. Ишань не только получил тёплый прием у императора-отшельника, но и стал первым дзэнским монахом, пользовавшимся симпатиями придворных аристократов — кугэ. Его литературный талант признавали даже те, кто относились к дзэн без особой симпатии.
В последние годы жизни Ишань Инин посвятил себя развитию и распространению дзенской школы Риндзай, став кайсаном (монахом-основателем) монастырей Киицу-дзи в Мацудзаки (совр. префектура Сидзуока), Дзиун-дзи в Сува-мати (совр. префектура Нагано) и Тайсин-дзи в Накано (совр. префектура Синсю).
Он был выдающимся учёным, знатоком буддизма, даосизма и конфуцианства. Он познакомил японцев с трудами Чжу Си и положил начало развитию сусингаку (неоконфуцианства) в Японии. Ишань привез с собой из Китая много книг, в том числе и сочинений нерелигиозного содержания, а потом всячески поощрял литературные увлечения своих японских учеников. Его считают родоначальником литературы «пяти монастырей» (годзан бунгаку) в Японии, создававшейся дзэнскими монахами в течение нескольких веков.
Он воспитал многих известных литераторов и мастеров каллиграфии. Среди его учеников, помимо искренне почитавшего его императора-отшельника Го-Уда, были такие влиятельные представители Дзенрин (Роща Дзен), как Мусо Сосэки, Сэссон Юбай (雪村友梅), Мудзияку Рёэн (無著良縁) и Кокан Сирэн (虎関師錬). Сам Ишань Инин известен как мастер каллиграфии (бокусэки), и многие его работы обозначены как важные культурные ценности. В музейных коллекциях хранятся картины японских и китайских художников с хвалебными комментариями Ишань Инина. Среди них - самая первая из известных картин «Восьми видов рек Сяо и Сян» японских художников, «Дикие гуси, спускающиеся на песчаный берег». Автором картины является некто Ситан (Сикан), очевидно дзенский монах-художник.
Ишань заслужил уважение широкого круга людей независимо от их общественного положения. Его часто называли «Гора Нин-И». Но несмотря на уважение, признание и почести, Ишань Инин так и остался пленником на чужбине. Камакурское правительство не позволило ему вернуться на родину, даже когда он был уже в преклонных годах и сильно болел. Находясь уже на посту настоятеля Нандзен-дзи, он пытался бежать из Киото, но был возвращён обратно. И, говорят, пережить эту боль ему помогли лишь искреннее и безграничное сочувствие и поддержка экс-императора Го-Уда, лично посетившего Ишань Инина в Нандзен-дзи. Вскоре после посещения Го-Уда Ишань Инин написал предсмертную гатху, обращенную к поддержавшему его другу, и умер.
Го-Уда даровал своему учителю посмертное имя «Иссан Кокуси» («Иссан, Наставник государства») и возвёл в память об Ишань Инине субхрам Дайкун-ан (大雲庵) на территории Нандзен-дзи, рядом с мавзолеем императора Камэяма, и пагоду в субхраме Гёкун-ан (玉雲庵) на территории Кэнтё-дзи. Ученики Ишаня издали «Собрание изречений Иссана Кокуси».