Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Энгаку-дзи. Камакура. Ворота Санмон

Ланьси Даолун

Ланьси Даолун, или Ланьси Даолон, (蘭渓道隆, яп. – Ранкей Дорю, 1213 - 1278) – известный в Японии чаньский мастер 13 века, один из многих торай-со (заграничных монахов), прибывших в Японию из Китая в период Камакура и ставших реальными родоначальниками чистого дзен в Японии. Как последователь чаньской школы Линь-цзи (яп. Риндзай), Ланьси стал фактическим родоначальником школы Риндзай в Японии в её чистом виде и монахом-основателем первого в Камакура полномасштабного дзенского монастыря школы Риндзай – Кэнтё-дзи.

Ланьси ДаолунЛаньси Даолон (Ранкей Дорю)
Ранние годы

Ран (светская фамилия мастера) Даолун родился в 1213 году в Китае, в селении Ланьси района Фуцзян, в провинции Сычуань. О его происхождении и о том, как он провёл детские годы, ничего не известно. Место своего рождения – Ланьси – он использовал в будущем в качестве псевдонима и вошёл в историю как Ланьси Даолун.

В 1226 году, в возрасте 13 лет, он отправился в монастырь Даци-сы (大慈寺) в Чэнду, который находился в центральной части Китая. Там он постигал азы монашеской жизни и буддийского учения, а в 1227 году принял монашеские обеты.

Позже он отправился в провинцию Чжэцзян, чтобы изучать Дзэн у Учжунь Шифаня в монастыре Ваньшоу-сы (万寿寺). После Учжунь Шифаня учителями Ланьси стали такие чаньские мастера, как Чицзуэ Даочун (癡絶道冲, 1169-1250) и Бэйцзянь Цзюцзянь (北礀居簡). Даолун упорно практиковал медитацию и изучал буддийские сутры. Вскоре он начал путешествовать через Хунань, Хубэй и Цзянси, наконец, поселившись в монастыре Цуйвэй на горе Яншань, где он продолжил практику чань под руководством Умин Хуэйсина (無明慧性, 1162-1237). Именно здесь он получил инка и стал преемником Дхармы Умин Хуэйсина, продолжателя линии мастера Сунъюань Чунъюэ (松源崇嶽) из школы Линьцзи (яп. Риндзай).

В Китае Ланьси Даолун познакомился с японским монахом Гецуо Тикё из монастыря Сенню-дзи (в Киото). Гецуо прибыл в Китай во время эры Рякунин (1238-39), чтобы изучать буддийскую школу Рицу, к которой он сам принадлежал. Гецуо достаточно долго находился в Китае и собирался уже возвращаться на родину. Именно он убедил Ланьси Даолуна отправиться в Японию вместе с ним.

Сенню-дзи (Киото)Сенню-дзи (Киото)

Осенью 1246 года, в возрасте 33 лет, Ланьси Даолун, Гецуо Тикё, и еще один китайский монах Ивэн Шаожэн (яп. Гиё Сёнин, 1217 – 1281) прибыли в Нинбо и временно остановились в монастыре Цзиндэ-сы на горе Тяньтун. Вскоре они сели на японский торговый корабль и отплыли в Японию.

Монастырь Тяньтун Цзиндэ-сы
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
 
В стране восходящего солнца

Высадившись на берег в портовом городе Хаката на острове Кюсю (провинция Тикудзэн), Ланьси прибыл в Дадзайфу. Там он познакомился с Фудзивара Митинобу, занимавшим пост тиндзэй бугё (тиндзэй сюго) – представителя камакурского бакуфу в регионе Кюсю. По совместительству Митинобу также занимал должность онхакасе, преподавателя в местном Бюро образования, и обучал студентов китайскому языку, китайской литературе и поэзии и истории конфуцианства.

До встречи с Ланьси Даолун Митинобу был последователем буддийской школы Тендай, но общение с Ланьси оказало на него такое сильное впечатление, что он стал убеждённым последователем Дзен.

Он даже стал впоследствии монахом, и Ланьси Даолун дал ему буддийское имя Даору Шанзуо (道如上座, яп. Митидзё Дзёдза), что можно перевести с китайского так: «Сидение как Путь», где под «сиденьем» понимается дзадзен – сидячая медитация дзен.

Митинобу (или семья Митинобу после его смерти) переместил свой дворец (резиденцию) на территорию небольшого буддийского храма Энгаку-до (円覚堂) в Хаката, и превратил его в дзенский монастырь Энгаку-дзи.

Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
Храм Энгаку-дзи в Хаката
 

Считается, что Энгаку-дзи в Хаката был основан в промежуток времени между 1246 годом, когда Ланьси Даолун приехал в Японию и 1248 годом, когда по приглашению Ходзё Токиёри Ланьси переехал в Камакуру. Примечательно, что это произошло на тридцать лет раньше основания Энгаку-дзи в Камакура! Для Митинобу и для других монахов основанного в Хаката Энгаку-дзи Ланьси Даолун написал руководство «Священная практика Дзадзен» (坐禅仪).

Чайная Церемония в Энгаку-дзи (Хаката)Чайная Церемония в Энгаку-дзи (Хаката)

В 1247 году Ланьси отправился в Киото, в монастырь Сенню-дзи (泉涌寺). Там по возвращении из Японии жил Гецуо Тикё, пригласивший Ланьси в Японию. Сенню-дзи не был дзенским монастырём, это был монастырь буддийской школы Рицу. Ланьси поселился в одном из субхрамов этого монастыря – Райго-ин (来迎院) – и прожил там около года.

Субхрам Райго-ин. Киото

В 1248 году Ланьси переехал в Камакура. В Киото, где жил его друг Тикё, очень сильно ощущалось влияние старых буддийских школ, в особенности школы тэндай. К последователям дзен там относились очень прохладно, а порой даже неприязненно. Сам Тикё принадлежал к школе Рицу, как и монастырь Сенню-дзи, в котором проживал Ланьси. Так что возможности Ланьси проявить и реализовать себя в качестве чаньского мастера в Киото были сведены к минимуму.

Сенню-дзи. Киото

Перебравшись в Камакура, Ланьси сразу отправился в Дзюфуку-дзи, чтобы познакомиться с проживавшим там дзенским мастером Дайсэн Дзенси (大歇禅師). На короткое время Ланьси обосновался в Дзюфуку-дзи.

До этого в Камакуре была известна та эклектичная смесь дзена с тэндай и сингон, которую оставил основатель Дзюфуку-дзи и «родоначальник» Дзен в Японии – Мёан Эйсай. Это был стиль ёдзёрю – одно из многочисленных ответвлений таймицу, восходящих к школе тэндай. Несмотря на приписанную ему потом Сирэном славу «Родоначальника Дзен», Эйсай до конца своей жизни считал себя адептом школы Тэндай. «Чистый» стиль дзэн, такой, каким он существовал в Китае династии Сун, впервые принёс в столицу Японии (Камакура) именно Ланьси Даолун.

Узнав о прибытии Ланьси, сиккен Ходзё Токиёри назначил его на должность главного монаха (настоятеля) монастыря Дайсэн Дзораку-дзи (常楽寺). Согласно сохранившимся хроникам монастыря «Сто монахов Дзораку-дзи», в этот период времени у Ланьси было уже много учеников. Сам Токиёри стал постоянным гостем в Дзораку-дзи, посвящая своё свободное время обучению дзен под руководством Ланьси.

Дзораку-дзи в наши дни
Храм Дзораку-дзи в Камакура
Храм Дзораку-дзи в Камакура
Храм Дзораку-дзи в Камакура
Храм Дзораку-дзи в Камакура
Храм Дзораку-дзи в Камакура
Храм Дзораку-дзи в Камакура
Храм Дзораку-дзи в Камакура
Храм Дзораку-дзи в Камакура
Храм Дзораку-дзи в Камакура
 

Последователем Дзен Ходзё Токиёри стал еще до знакомства с Ланьси. Известно, что в 1247 году он пригласил в Камакура Эйхэй Догэна и предлагал ему стать кайсаном (монахом-основателяем) нового и исключительно дзенского монастыря.

Дело в том, что основанные более полувека назад Мёаном Эйсаем столичные монастыри Кэннин-дзи (Киото) и Дзюфуку-дзи (Камакура) были смешанными монастырями. Практика дзен там мирно сосуществовала с глубоким изучением доктрин тэндай и сингон, поскольку сам Эсай, как уже было сказано выше, до конца своей жизни считал себя адептом школы Тэндай. Он лишь предлагал «оживить» школу тэндай, взяв на вооружение некоторые элементы чань-буддизма. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Тофуку-дзи, который основал Энни в 1236 году. Тофуку-дзи был задуман и впоследствии построен как монастырь нескольких буддийских школ: Тэндай, Сингон, Санрон-сю и Дзэн.

Осень в Тофуку-дзи

Ходзё Токиёри вознамерился построить в Камакура полномасштабный дзенский монастырь по китайскому образцу. Получив отказ от Догэна, Токиёри стал обсуждать эту идею с Ланьси Даолуном, к которому проникся уважением, доверием и симпатией. Очевидно, Ланьси поддержал эту идею и согласился стать кайсаном (монахом-основателем) будущего монастыря. Говорят, что в 1249 году, планируя строительство Кэнтё-дзи, Ланьси Даолун ездил в Киото, чтобы посоветоваться с Энни. В результате Ланьси Даолун решил воссоздать в Камакура точную копию ситидо гаран (семь основных зданий монастыря) китайского монастыря Цзиншань Ваньшу-сы (имевшего первый ранг в системе ушань, «пяти гор», Китая).

Датой основания Кэнтё-дзи считается 1251 год, т.к. согласно «Адзума Кагами» («Зеркало востока»), которое является официальным отчетом бакуфу, строительство монастыря было начато в 3-й год эры Кэнтё, то есть в 1251 году. Хотя другие источники свидетельствуют о том, что уже в 1-й год эры Кэнтё, то есть в 1249 году, был подготовлен план строительных работ и было выбрано место для возведения монастыря. От названия эры Кэнтё монастырь и получил своё сокращенное название – Кэнтё-дзи.

Монастырь Кэнтё-дзи. Камакура
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Санмон
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Общий вид
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Зал Будды
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Зал Дхармы
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Карамон (Китайские ворота)
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Дракон в Зале Дхармы
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Колокольня
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
 

На должность кайсана Кэнтё-дзи Ланьси был официально назначен в 1253 году, когда было завершено возведение основного здания - Зала Будды. На церемонию кайдо (открытие Зала Будды) собралось огромное количество учеников Ланьси со всего региона Канто. В Камакура «родился» первый полномасштабный дзенский монастырь, основанный на чистом стиле чань династии Сун, и во многом это было заслугой китайского мастера Ланьси.

Согласно «Адзума Кагами» в этом же году там была проведена первая сегаки – буддийская поминальная церемония для успокоения страдающих душ погибших самураев. Кэнтё-дзи известен отличительной формой проведения этой церемонии, называемой «Санмон Кадзивара Сегаки». Ежегодно, ранним утром 15 июля («Фестиваль мертвых»), все буддийские храмы проводят под воротами Санмон поминальную церемонию по погибшим воинам. И только в Кэнтё-дзи эта церемония проводится дважды, второй раз - специально для души Кадзивара Кагетоки, самурая периода Камакура, который умер во время политических беспорядков, последовавших за смертью Минамото Санэтомо. Происхождение церемонии, как говорят, восходит ко временам Ланьси Даолун. Легенда гласит, что однажды, сразу после окончания сегаки, появился призрак погибшего самурая. Обнаружив, что сегаки уже закончился, воин казался таким печальным, что монах-основатель повторил церемонию специально для него. После этого призрак рассказал, что является душой погибшего Кадзивара Кагетоки.

Ланьси Даолун был носителем оригинального стиля чань, сурового и аскетичного. До наших дней дошло сочинение мастера «Правило Дхармы», написанное для первых монахов Кэнтё-дзи и служившее основой распорядка и обучения в монастыре. «Правило Дхармы» причислено в наши дни к Национальному достоянию Японии.

Ланьси Даолун. Правило ДхармыЛаньси Даолон. Правило Дхармы. Кэнтё-дзи. Камакура

Прожив 13 лет в Камакура, Ланьси был приглашён императором Камэяма на должность настоятеля Кэннин-дзи и в 1262 году переехал в Киото. Лишь при нём Кэннин-дзи освободился от «наследия» Эйсая и стал чисто дзенским монастырём.

Кэннин-дзи
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
Храм Кеннин-дзи в Киото
 

После отъезда Ланьси в Киото вторым настоятелем Кэнтё-дзи был назначен другой чаньский мастер из Китая Готтан Фунэй (兀庵普寧, кит. Вуан Пунин, 1197-1276). Но по каким-то причинам в 1265 году он решил вернуться на родину, в Китай. В связи с этим Ланьси снова приехал в Камакуру и занял должность настоятеля основанного им Кэнтё-дзи.

При Ланьси Даолуне в Кэнтё-дзи не только ситидо гаран был устроен в китайском стиле, но и сам китайский язык использовался в монастыре как основной язык общения. Настоятелями монастыря были выходцы из Китая. В буддийских хрониках и повествованиях того периода, например, в «Сясэки сию» и в «Дзотан сию», Кэнтё-дзи описывавется как миниатюрный Китай в сердце Японии. Всё это сослужило плохую службу мастеру Ланьси.

В 1274 году, после неудавшейся попытки вторжения монгольских войск в Японию, тэндайские монахи с горы Хиэй нашли очередной повод выразить свою нескрываемую ненависть к школе дзен. Они объявили Ланьси китайским шпионом и добились его высылки в провинцию.

Какое-то время Ланьси находился под стражей в монастыре Сюдзен-дзи в провинции Идзу. Когда ситуация успокоилась, Ходзё Токимуне (сын Ходзё Токиёри) разрешил Ланьси вернуться в Камакуру. Как и во время своего первого приезда, Ланьси остановился в Дзюфуку-дзи, но в этот раз в роли настоятеля этого монастыря. Потом по просьбе Токимунэ он возглавил монастырь Дзенко-дзи.

Вскоре под давлением монахов школы Тэндай он был повторно выслан из столицы, на этот раз в провинцию Кай. Находясь в ссылке, Ланьси жил в городах Кёсю, Синсю и Ёсю. Не теряя времени даром, он основал за это время более 20 монастырей.

Лишь в 1278 году Токимунэ вновь разрешил Ланьси вернуться и назначил его настоятелем Кэнтё-дзи.

После кровопролитных боёв с монгольскими завоевателями Токимуне дал обет построить монастырь, чтобы монахи в нём молились за души погибших воинов, защитников страны в «Войне Бунэй» (так называли монгольское нашествие, которое произошло в эру Бунэй). Очевидно, стремления Токимунэ были подержаны его наставником Ланьси Даолун. По замыслу Токимунэ именно Ланьси Даолун должен был стать кайсаном (монахом-основателем) нового монастыря. Но Ланьси успел лишь выбрать место для строительства будущего Энгаку-дзи. В этом же году он написал предсмертную гатху и оставил этот мир в возрасте 66 лет.

Монастырь Энгаку-дзи. Камакура
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Санмон
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Каллиграфия императора Фусими
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Зал Будды
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Сембуцудо
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Дом настоятеля
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Сяридэн
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Карамон (Китайские ворота)
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Карамон
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Колокол Оганэ
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Пруд Миокоти
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Кэнзирин
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Кайсан-до
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Кайсан-до
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Пруд Белой Цапли
 

Император присвоил Ланьси посмертно буддийский титул «Дайгаку Дзенси» («Дзенский Мастер Великое Пробуждение»). Ланьси был первым в Японии, кто был удостоен титула Дзенси («Дзенский мастер»).

На территории современного Кэнтё-дзи находится каменная пагода-ступа (мухото) над могилой монаха-основателя Ланьси Даолун («Дайгаку Дзенси»).

Правило Дхармы и Надгробная ступаЛаньси Даолон. Правило Дхармы. Кэнтё-дзи. КамакураНадгробная ступа (мухото) в Кэнтё-дзи. Камакура

Сохранились три тома «Изречений Дакаку Дзенси» или «Дайкаку Дзенси дзадзен рон».

Наследие Ланьси Даолуна

Прожив в Японии более 30 лет, Ланьси Даолун оказал большое влияние на японскую культуру. Он был первым, кто «посеял» чистый Дзен династии Сун в Японии. Кроме того, Ланьси Даолун также принес в Японию характерную культуру династии Сун, например, неоконфуцианство, литературу и искусство, архитектурную эстетику и повседневные обычаи. Ассимилируя их в японскую культуру, он ускорил формирование японского дзен.

Поскольку Ланьси Даолун имел сильную поддержку со стороны японских правителей, особенно со стороны сёгуната Камакура, он проложил путь для развития дзэн в Японии и помог ему занять лидирующую позицию среди многообразия школ японского буддизма. Дзэн оказал большое влияние на формирование Бусидо и национального характера Японии.

За время своего тридцатитрехлетнего пребывания в Японии он основал 49 храмов, и теперь эти храмы стали известными образцами буддийской архитектуры.

Статуя Ланьси ДаолунаСтатуя Ланьси Даолона

Как мастер каллиграфии Ланьси Даолун следовал стилю Хуан Тинцзяня, Чжан Джизи и Чу Суйляна. Ланьси не только усвоил характерные черты их работ, но и развил их, сформировав свой собственный стиль. Его каллиграфия имеет элегантный узор. Сила его письма была мощной и искусной. Весь стиль был простым и прямым.

Каллиграфия Ланьси ДаолунаКаллиграфия Ланьси Даолона

В каллиграфических кругах японского буддийского сообщества Ланьси Даолун был равен Рон Си. Однако сегодня сохранилось лишь несколько образцов его каллиграфии. Два свитка «Правила Дхармы» и три свитка «Правила чтения китайских иероглифов» в настоящее время хранятся в Кэнтё-дзи и отнесены к Национальным сокровищам Японии. Еще один образец каллиграфии – «Алмазная сутра» - хранится в Киото.

Письмо Ланьси Даолуна к ЭнниПисьмо Ланьси Даолона к Энни Бэнъэну

Ланьси Даолун внёс определённый вклад и в развитие японской литературы.

Во-первых, в своих работах Ланьси Даолун часто и много цитировал поэтов династии Тан и династии Сун. В своих проповедях и беседах с учениками он часто использовал образы и аллюзии, введенные в оборот китайскими поэтами. Благодаря Ланьси китайская поэзия широко распространилась среди дзенских монахов Кэнтё-дзи, Кэннин-дзи и других монастырей, где жил Ланьси Даолун.

Во-вторых, Ланьси Даолун сам оставил немалое поэтическое наследие (на китайском языке). Поэзия Ланьси полна изящества и очарования и оказала большое влияние на «Литературу пяти гор» (годзан бунгаку).

Чайная церемонияСэнгай Гибон. Чайная церемония Сэнгай Гибон. «Чайная церемония»

Поскольку чаепитие было распространено в буддийских храмах и провинциях Цзянсу, Чжэцзян и Сычуань, где раньше жил Ланьси Даолун, он требовал от своих учеников строго следовать правилам и культуре чаепития, принятым в династии Южной Сун. Таким образом, Ланьси Даолун внес свой вклад в формирование и распространение японской чайной церемонии.