Мугаку Согэн (無学祖元, кит. Усюэ Цзуюань), также известный как Букко Кокуси (1226 –1286) был выдающимся дзенским мастером школы Риндзай в Японии, эмигрантом из Китая династии Сун. Он был советником самого могущественного правителя Японии того времени, регента сёгуна (сиккена) Ходзё Токимуне. Стал монахом-основателем дзэнского храма Энгаку-дзи в Камакуре, один из пяти самых важных дзэнских храмов Японии.
В Китае
Согэн родился в Китае (династия Южная Сун), в селении Цинъюань, рядом с городом Минчжоу в провинции Чжэцзян. Принадлежал к благородному дому китайских чиновников.
Согэн – настоящее имя (имина) мастера. Мугаку («необразованный», «необученный», «незнающий») – это го (творческий псевдоним).
В 1237 году, в 11 летнем возрасте, по приказу своего старшего брата Чжонцзу Хуайдэ он ушёл в буддийский монастырь Цзинци-сы в Ханчжоу и стал учеником Бэйцзянь Цзуйцзяня (北礀居簡, 1164-1246). В 13 лет, в 1239 году (или в 1240), он принял монашеский обет и отправился в монастырь на горе Цзиншань (径山), чтобы стать учеником Учжунь Шифаня (無準師範), и позже стал его Хоси (преемником Дхармы).
Покинув Учжуня, он посетил многие монастыри: Чжэнру-сы в Тайчжоу, Байюань-ан на Восточном Озере, Яньшань Нэнрэнь-сы в Вэньчжоу и т.д.
Его наставниками были известнейшие чаньские мастера того времени Шиси Синьюэ (石渓心月, «Сердце Луны»), Уань Пунин (兀庵普寧, яп. Готтан Фунэй), Учу Дагуань (物初大観, 1201-1268), Ляожань Фамин (了然法明, ? - 1308), Сюйтан Чжию (虚堂智愚, яп. Кидо Тигу, «Иллюзорная мудрость») и Энни.
В 1275 году он проживал в монастыре Нэнрэнь-сы в Вэньчжоу (провинции Чжэцзян), когда местность была занята монгольскими войсками. Не дожидаясь, когда монголы ворвутся в стены монастыря, все жившие там монахи бежали в безопасное место. Однако Согэн предпочёл остаться. Согласно легенде, Согэн тихо сидел на полу перед главной статуей Будды в Главном Зале. Один из монгольских воинов вошёл в Зал Будды и, увидев Согэна, выхватил свой меч и крикнул, чтобы тот готовился к смерти.
Не теряя присутствия духа, Согэн сочинил предсмертную гатху и продекламировал её воину:
для Человечности и Дхармы, пробил час…
Весенний бриз не устрашится вспышки молнии,
И меч не причинит вреда тому, кто растворился в Дао.
После этого Согэн разъяснил воину смысл стихотворения:
Потрясённый монгольский воин не смог заставить себя убить Согэна. Он вложил меч в ножны и выразил монаху свое уважение, затем повернулся и оставил Согэна в покое.
Из Нэнрэнь-сы Согэн перебрался в монастырь Цзиндэ-сы на горе Тянтуншань и несколько лет занимал должность шоуцзо («первое место») под началом мастера Хуанси Вэй-йи (環渓惟一, 1202-1281).
В Японии
Захватив Империю Южная Сун, монгольские войска предприняли попытку завоевать Японию и в 1274 году вторглись в северную часть острова Кюсю. В ожесточенных сражениях погибли десятки тысяч людей. Наконец, тайфун, который позже вошёл в историю Японии как «Камикадзе» или «Божественный ветер», разрушил и потопил вражеские корабли с бесчисленными воинами, находившимися на борту.
Ходзё Токимунэ, восьмой регент камакурского сёгуната, был последователем школы дзен. Его наставником дзен был Ланьси Даолун (蘭渓道隆, яп. Ранкей Дорю, 1213-1278), настоятель монастыря Кэнтё-дзи. После кровопролитных боёв с монгольскими завоевателями Токимуне дал обет построить монастырь, чтобы монахи в нём молились за души погибших воинов, защитников страны в «Войне Бунэй» (так называли монгольское нашествие, которое произошло в эру Бунэй). Очевидно, стремления Токимунэ были подержаны его наставником Ланьси Даолун. По замыслу Токимунэ именно Ланьси Даолун должен был стать кайсаном (монахом-основателем) нового монастыря – Энгаку-дзи. В 1277 году начались первые работы по его возведению.
Но в 1278 году Ланьси Даолун умер, и это стало потрясением для Ходзё Токимунэ. Строительные работы были приостановлены. По приказу Токимунэ двое монахов их Кэнтё-дзи, Токусэй и Соэй, отправились в Китай, чтобы пригласить великого мастера Хуанси Вэй-йи (環渓惟一), принять эстафету у ушедшего Ланьси Даолун. Но Хуанси Вэй-йи отказался, сославшись на преклонный возраст, и порекомендовал своего первого помощника (шоуцзо) – Мугаку Согэна.
Мугаку Согэн согласился. В 1279 году он прибыл в Камакуру, и сразу же занял место пятого настоятеля Кэнтё-дзи. Поначалу он планировал остаться в Японии лишь на короткое время, но позже Токимунэ, похоже, убедил Согэна остаться в Японии подольше, и чаньский мастер посвятил себя наставлению и обучению дзен многих самураев Камакура, включая клан Ходзё.
Перед вторым монгольским нашествием, Ходзё Токимунэ часто посещал Согэна в Кэнтё-дзи. Однажды, за месяц до вторжения, во время их постоянных бесед Мугаку Согэн взял перо и написал одно слово для Токимунэ: «Баку-бон-но» (莫煩悩), что вкратце означало «Не беспокойся!» Потом Согэн написал «Баку-на-кё» (驀直去), что можно перевести как «Внезапно действуй прямо!», и «Баку-то-ку» (驀直) – «Внезапный и прямой». Смысл и нюансы каллиграфических наставлений Согэна были таковы: «После того, как ты закончил подготовку к чему-то (битве), не волнуйся слишком много. Чрезмерное беспокойство только сведет тебя с ума. Это совсем не поможет. Твоя нервозность и неуверенность вызвана твоим собственным умом. Действуй внезапно и решительно и не оглядывайся назад!».
Токмунэ признался, что внутри него всё еще живёт страх. Тогда Согэн велел ему сесть в дзадзен и в глубокой медитации увидеть источник своего страха и трусости. Последовав совету Мастера, Токимунэ несколько часов пробыл в медитации. Закончив медитировать, он сказал: «Наконец! Это самое счастливое событие моей жизни». Букко спросил: «Как ты хочешь встретить врага?» Токимунэ вскричал: «Кацу!», словно желая испугать врагов перед собой. Мугаку Согэн был доволен: «Правильно говорят: сын Льва рычит, как Лев!»
После этого Токимунэ почувствовал, что готов встретиться лицом к лицу со своим врагом. Слова дзенского Мастера «Баку-току-синдзен», «Внезапно, прямо, вперёд!», стали артикуляцией исторических фактов. Действуя внезапно, прямо и решительно, Токимунэ разгромил превосходящие силы монголов.
В этом же, 1281 году, Ходзё Токимунэ получил формальное, но обязательное «высочайшее распоряжение» императора на возведение монастыря, и этот год считается датой основания Энгаку-дзи. Энгаку-дзи был основан для упокоения душ всех воинов, погибших в битвах между Японией и монгольской (или юаньской) династией Китая. Учредителем и покровителем (кайки) монастыря выступил Ходзё Токимунэ.
В 1282 году Ходзё Токимунэ назначил Согэна кайсаном (монахом-основателем) Энгаку-дзи, и тот переехал из Кэнтё-дзи в Энгаку-дзи. По легенде, когда Согэн проводил церемонию открытия (кайдо) основанного монастыря, из располагавшейся неподалёку пещеры появился белый олень, который пришёл послушать проповедь Согэна. Легендарная «Пещера Белого Оленя» (яп. 白鹿洞) и сейчас существует в окрестностях монастыря.
Однако через два года после смерти Токимуне, в 1286 году, Мугаку Согэн ушёл с поста настоятеля и вернулся в Кэнтё-дзи, где и умер в том же году в своем Ходзё.
Его учениками были Кохо Кенити (高峰顕日, 1241-1316) и Киан Соэн (規庵祖円, 1261-1313). Они стали родоначальниками дзенской школы Букко. А известный дзенский мастер Мусо Сосэки был хосси (учеником и преемником Дхармы) Кохо Кенити.
Сохранились 10 свитков «Букко року» («Изречения Букко»).
После смерти Мугаку Согэн получил сиго (посмертное буддийское имя) Букко Кокуси, а позже получил токуси (посмертное имя, данное императором) - Энман Дзёсё Кокуси от императора Го-Когона.
Монахи Кэнтё-дзи похоронили Бокку Кокуси на территории своего монастыря и построили субхрам под названием Сёдзоку-ин, чтобы совершать там поминальные службы по Согэну. И эти обстоятельства послужили «яблоком раздора» между двумя ведущими дзенскими монастырями в Камакура.
Монахи Энгаку-дзи были крайне недовольны тем, что монахи Кэнтё-дзи похоронили их кайсана и построили субхрам в его честь на территории Кэнтё-дзи. После этого два монастыря стали враждебно относиться друг к другу.
Через полвека, в период «реставрации Кэмму», пятый настоятель Энгаку-дзи Мусо Сосэки убедил императора Го-Дайго (1288-1339) вернуть гробницу Мугаку Согэна обратно в Энгаку-дзи. И в 1337 году император приказал переместить и гробницу Мугаку Согэна, и субхрам Сёдзоку-ин в монастырь Энгаку-дзи.
В Сёдзоку-ин установлена на возвышении деревянная статуя Мугаку Согэна, изображающая мастера, сидящего на стуле. Статуя сделана примерно в 1286 году, сразу после его смерти. Лицо выглядит суровым и спокойным, как у настоящего Мастера Дзен, который вёл скромный и аскетичный образ жизни.