Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Энгаку-дзи. Камакура. Ворота Санмон

Мугаку Согэн

Мугаку Согэн (無学祖元, кит. Усюэ Цзуюань), также известный как Букко Кокуси (1226 –1286) был выдающимся дзенским мастером школы Риндзай в Японии, эмигрантом из Китая династии Сун. Он был советником самого могущественного правителя Японии того времени, регента сёгуна (сиккена) Ходзё Токимуне. Стал монахом-основателем дзэнского храма Энгаку-дзи в Камакуре, один из пяти самых важных дзэнских храмов Японии.

Статуя Мугаку СогэнаСёдзоку-ин. Статуя Мугаку Согэна
В Китае

Согэн родился в Китае (династия Южная Сун), в селении Цинъюань, рядом с городом Минчжоу в провинции Чжэцзян. Принадлежал к благородному дому китайских чиновников.

Согэн – настоящее имя (имина) мастера. Мугаку («необразованный», «необученный», «незнающий») – это го (творческий псевдоним).

В 1237 году, в 11 летнем возрасте, по приказу своего старшего брата Чжонцзу Хуайдэ он ушёл в буддийский монастырь Цзинци-сы в Ханчжоу и стал учеником Бэйцзянь Цзуйцзяня (北礀居簡, 1164-1246). В 13 лет, в 1239 году (или в 1240), он принял монашеский обет и отправился в монастырь на горе Цзиншань (径山), чтобы стать учеником Учжунь Шифаня (無準師範), и позже стал его Хоси (преемником Дхармы).

Покинув Учжуня, он посетил многие монастыри: Чжэнру-сы в Тайчжоу, Байюань-ан на Восточном Озере, Яньшань Нэнрэнь-сы в Вэньчжоу и т.д.

Его наставниками были известнейшие чаньские мастера того времени Шиси Синьюэ (石渓心月, «Сердце Луны»), Уань Пунин (兀庵普寧, яп. Готтан Фунэй), Учу Дагуань (物初大観, 1201-1268), Ляожань Фамин (了然法明, ? - 1308), Сюйтан Чжию (虚堂智愚, яп. Кидо Тигу, «Иллюзорная мудрость») и Энни.

В 1275 году он проживал в монастыре Нэнрэнь-сы в Вэньчжоу (провинции Чжэцзян), когда местность была занята монгольскими войсками. Не дожидаясь, когда монголы ворвутся в стены монастыря, все жившие там монахи бежали в безопасное место. Однако Согэн предпочёл остаться. Согласно легенде, Согэн тихо сидел на полу перед главной статуей Будды в Главном Зале. Один из монгольских воинов вошёл в Зал Будды и, увидев Согэна, выхватил свой меч и крикнул, чтобы тот готовился к смерти.

Не теряя присутствия духа, Согэн сочинил предсмертную гатху и продекламировал её воину:

Раз мир столь мал, что нет в нём больше места
для Человечности и Дхармы, пробил час…
Весенний бриз не устрашится вспышки молнии,
И меч не причинит вреда тому, кто растворился в Дао.

После этого Согэн разъяснил воину смысл стихотворения:

«Я долго и глубоко постигал сущность мироздания, и, наконец, получил ответ. Всё это рябь на поверхности Океана. Люди - это рябь на поверхности Океана, и даже учения Будды - это рябь на поверхности Океана. Теперь я духовно пробуждён, и поэтому, даже если ты хочешь убить меня своим огромным мечом, я не возражаю. Я уже знаю, что я - рябь на поверхности Океана. Меня здесь нет, а значит, разрубая меня своим мечом, ты лишь рассекаешь дуновение весеннего ветра».

Потрясённый монгольский воин не смог заставить себя убить Согэна. Он вложил меч в ножны и выразил монаху свое уважение, затем повернулся и оставил Согэна в покое.

Из Нэнрэнь-сы Согэн перебрался в монастырь Цзиндэ-сы на горе Тянтуншань и несколько лет занимал должность шоуцзо («первое место») под началом мастера Хуанси Вэй-йи (環渓惟一, 1202-1281).

Монастырь Тяньтун Цзиндэ-сы
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
 
В Японии

Захватив Империю Южная Сун, монгольские войска предприняли попытку завоевать Японию и в 1274 году вторглись в северную часть острова Кюсю. В ожесточенных сражениях погибли десятки тысяч людей. Наконец, тайфун, который позже вошёл в историю Японии как «Камикадзе» или «Божественный ветер», разрушил и потопил вражеские корабли с бесчисленными воинами, находившимися на борту.

Монгольский флот размётан тайфуномКикути Ёсай. Монгольский флот размётан тайфуном. 1847 г. Кикути Ёсай. «Монгольский флот размётан тайфуном» (фрагмент). 1847 г.

Ходзё Токимунэ, восьмой регент камакурского сёгуната, был последователем школы дзен. Его наставником дзен был Ланьси Даолун (蘭渓道隆, яп. Ранкей Дорю, 1213-1278), настоятель монастыря Кэнтё-дзи. После кровопролитных боёв с монгольскими завоевателями Токимуне дал обет построить монастырь, чтобы монахи в нём молились за души погибших воинов, защитников страны в «Войне Бунэй» (так называли монгольское нашествие, которое произошло в эру Бунэй). Очевидно, стремления Токимунэ были подержаны его наставником Ланьси Даолун. По замыслу Токимунэ именно Ланьси Даолун должен был стать кайсаном (монахом-основателем) нового монастыря – Энгаку-дзи. В 1277 году начались первые работы по его возведению.

Но в 1278 году Ланьси Даолун умер, и это стало потрясением для Ходзё Токимунэ. Строительные работы были приостановлены. По приказу Токимунэ двое монахов их Кэнтё-дзи, Токусэй и Соэй, отправились в Китай, чтобы пригласить великого мастера Хуанси Вэй-йи (環渓惟一), принять эстафету у ушедшего Ланьси Даолун. Но Хуанси Вэй-йи отказался, сославшись на преклонный возраст, и порекомендовал своего первого помощника (шоуцзо) – Мугаку Согэна.

Мугаку Согэн согласился. В 1279 году он прибыл в Камакуру, и сразу же занял место пятого настоятеля Кэнтё-дзи. Поначалу он планировал остаться в Японии лишь на короткое время, но позже Токимунэ, похоже, убедил Согэна остаться в Японии подольше, и чаньский мастер посвятил себя наставлению и обучению дзен многих самураев Камакура, включая клан Ходзё.

Монастырь Кэнтё-дзи. Камакура
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Санмон
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Общий вид
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Зал Будды
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Зал Дхармы
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Карамон (Китайские ворота)
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Дракон в Зале Дхармы
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Колокольня
Монастырь Кэнтё-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
 

Перед вторым монгольским нашествием, Ходзё Токимунэ часто посещал Согэна в Кэнтё-дзи. Однажды, за месяц до вторжения, во время их постоянных бесед Мугаку Согэн взял перо и написал одно слово для Токимунэ: «Баку-бон-но» (莫煩悩), что вкратце означало «Не беспокойся!» Потом Согэн написал «Баку-на-кё» (驀直去), что можно перевести как «Внезапно действуй прямо!», и «Баку-то-ку» (驀直) – «Внезапный и прямой». Смысл и нюансы каллиграфических наставлений Согэна были таковы: «После того, как ты закончил подготовку к чему-то (битве), не волнуйся слишком много. Чрезмерное беспокойство только сведет тебя с ума. Это совсем не поможет. Твоя нервозность и неуверенность вызвана твоим собственным умом. Действуй внезапно и решительно и не оглядывайся назад!».

Токмунэ признался, что внутри него всё еще живёт страх. Тогда Согэн велел ему сесть в дзадзен и в глубокой медитации увидеть источник своего страха и трусости. Последовав совету Мастера, Токимунэ несколько часов пробыл в медитации. Закончив медитировать, он сказал: «Наконец! Это самое счастливое событие моей жизни». Букко спросил: «Как ты хочешь встретить врага?» Токимунэ вскричал: «Кацу!», словно желая испугать врагов перед собой. Мугаку Согэн был доволен: «Правильно говорят: сын Льва рычит, как Лев!»

После этого Токимунэ почувствовал, что готов встретиться лицом к лицу со своим врагом. Слова дзенского Мастера «Баку-току-синдзен», «Внезапно, прямо, вперёд!», стали артикуляцией исторических фактов. Действуя внезапно, прямо и решительно, Токимунэ разгромил превосходящие силы монголов.

Мёко сурай экотобаМёко сурай экотоба (Свиток монгольского вторжения). XIII век «Мёко сурай экотоба» (Свиток монгольского вторжения). XIII век

В этом же, 1281 году, Ходзё Токимунэ получил формальное, но обязательное «высочайшее распоряжение» императора на возведение монастыря, и этот год считается датой основания Энгаку-дзи. Энгаку-дзи был основан для упокоения душ всех воинов, погибших в битвах между Японией и монгольской (или юаньской) династией Китая. Учредителем и покровителем (кайки) монастыря выступил Ходзё Токимунэ.

Монастырь Энгаку-дзи. Камакура
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Санмон
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Каллиграфия императора Фусими
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Зал Будды
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Сембуцудо
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Дом настоятеля
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Сяридэн
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Карамон (Китайские ворота)
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Карамон
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Колокол Оганэ
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Пруд Синдзи-Ики
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Пруд Миокоти
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Кэнзирин
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Кайсан-до
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Кайсан-до
Монастырь Энгаку-дзи в Камакура. Пруд Белой Цапли
 

В 1282 году Ходзё Токимунэ назначил Согэна кайсаном (монахом-основателем) Энгаку-дзи, и тот переехал из Кэнтё-дзи в Энгаку-дзи. По легенде, когда Согэн проводил церемонию открытия (кайдо) основанного монастыря, из располагавшейся неподалёку пещеры появился белый олень, который пришёл послушать проповедь Согэна. Легендарная «Пещера Белого Оленя» (яп. 白鹿洞) и сейчас существует в окрестностях монастыря.

Пещера Белого ОленяЭнгаку-дзи. Пещера Белого Оленя

Однако через два года после смерти Токимуне, в 1286 году, Мугаку Согэн ушёл с поста настоятеля и вернулся в Кэнтё-дзи, где и умер в том же году в своем Ходзё.

Его учениками были Кохо Кенити (高峰顕日, 1241-1316) и Киан Соэн (規庵祖円, 1261-1313). Они стали родоначальниками дзенской школы Букко. А известный дзенский мастер Мусо Сосэки был хосси (учеником и преемником Дхармы) Кохо Кенити.

Сохранились 10 свитков «Букко року» («Изречения Букко»).

После смерти Мугаку Согэн получил сиго (посмертное буддийское имя) Букко Кокуси, а позже получил токуси (посмертное имя, данное императором) - Энман Дзёсё Кокуси от императора Го-Когона.

Монахи Кэнтё-дзи похоронили Бокку Кокуси на территории своего монастыря и построили субхрам под названием Сёдзоку-ин, чтобы совершать там поминальные службы по Согэну. И эти обстоятельства послужили «яблоком раздора» между двумя ведущими дзенскими монастырями в Камакура.

Сёдзоку-ин (субхрам Энгаку-дзи)
Сёдзоку-ин (субхрам Энгаку-дзи)
Сёдзоку-ин (субхрам Энгаку-дзи)
Сёдзоку-ин (субхрам Энгаку-дзи)
Сёдзоку-ин (субхрам Энгаку-дзи)
Сёдзоку-ин (субхрам Энгаку-дзи)
Сёдзоку-ин (субхрам Энгаку-дзи)
Сёдзоку-ин (субхрам Энгаку-дзи)
Сёдзоку-ин (субхрам Энгаку-дзи)
Сёдзоку-ин (субхрам Энгаку-дзи)
 

Монахи Энгаку-дзи были крайне недовольны тем, что монахи Кэнтё-дзи похоронили их кайсана и построили субхрам в его честь на территории Кэнтё-дзи. После этого два монастыря стали враждебно относиться друг к другу.

Через полвека, в период «реставрации Кэмму», пятый настоятель Энгаку-дзи Мусо Сосэки убедил императора Го-Дайго (1288-1339) вернуть гробницу Мугаку Согэна обратно в Энгаку-дзи. И в 1337 году император приказал переместить и гробницу Мугаку Согэна, и субхрам Сёдзоку-ин в монастырь Энгаку-дзи.

В Сёдзоку-ин установлена на возвышении деревянная статуя Мугаку Согэна, изображающая мастера, сидящего на стуле. Статуя сделана примерно в 1286 году, сразу после его смерти. Лицо выглядит суровым и спокойным, как у настоящего Мастера Дзен, который вёл скромный и аскетичный образ жизни.

Статуя Мугаку СогэнаСёдзоку-ин. Статуя Мугаку Согэна