zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Тэнрю-дзи

Мусо Сосэки

Мусо Сосэки (夢窓疎石, 1275-1351) – один из известнейших дзенских наставников школы Риндзай в 14 веке, представитель годзан-бунгаку (поэт, каллиграф) и архитектор дзенских садов.

Мусо Сосэки (портреты)Мусо Сосэки (портрет)Мусо Сосэки (портрет)

Император Го-Дайго даровал ему почётный титул Кокуси (国師) - Наставник государства. Мусо был счастливым обладателем семи почётных титулов, дарованных ему представителями императорского рода, и вошёл в историю Японии как Нанатё Тэйси, «Наставник семи императоров» (七朝帝師).

Мусо родился в провинции Исэ в знатной семье. Настоящее имя его неизвестно. «Мусо» - это псевдоним, который он взял себе позже, в 1298 году. Его отцом был Сасаки Томоцуна, потомок императора Уда, а мать была дочерью Ходзё Масамуры, седьмого сиккэна («хранителя власти») сёгуната Камакура. Потеряв мать в раннем возрасте, Мусо переехал в провинцию Кай. Там в 1283 году его отдали на обучение в монастырь школы тэндай Хэйэй-дзи, расположенный в усадьбе Итикава-сё. Его первым буддийским наставником был монах Куйа.

В 1292 году он принял священные заповеди в монастыре Тодай-дзи в Наре, стал монахом и получил буддийское имя (дого) Тикаку. В биографии Мусо имеются сведения о том, что в юности он занимался тантрической медитацией перед картиной с изображением трупа с последующей его визуализацией в виде скелета, лишенного плоти. Указания на то, что Мусо надолго сохранил интерес к эзотерическому буддизму, имеются во многих его сочинениях, и прежде всего в «Мутю мондо» («Беседы во сне»).

В 1293 году он увидел странный сон, в котором он посетил китайские монастыри Содзан [疎山] и Сэкито [石頭]. Там Мусо получил в дар портрет Бодхидхармы, к которому он должен был относиться бережно и почтительно. (Впоследствии, в 1298 году, Тикаку Сасаки (а именно так звали будущего «Наставника семи императоров») принял имя Мусо Сосэки, составив «Сосэки» [疎石] из первых иероглифов «СО» [疎] и «СЭ» [石] в названиях виденных им во сне храмов. А псевдоним «Мусо» [夢窓] он составил из иероглифов «Сон» [夢] и «Окно» [窓]). Проснувшись, он осознал, что жизнь его связяна не с Тэндай, а с учением дзэн. Покинув монастырь школы тэндай, он отправился в Камакура в дзенский монастырь Энгаку-дзи.

Монастырь Энгаку-дзи. Камакура
Slider

В Камакура он вначале учился у Токея Токуго (桃渓徳悟, 1240-1307) в Энгаку-дзи. Затем в 1299 году он перешёл в Кэнтё-дзи, чтобы учиться у чаньского мастера Ишань Инина (яп. Иссан Итиней).

Монастырь Кэнтё-дзи. Камакура
Slider

Обучение у китайского наставника Ишань Инина не принесло желанных результатов, и Мусо не смог получить от него «печать подтверждения» (инка), хотя стал первым помощником (сюсо) настоятеля. Некоторые ученые видят причину этого в неодобрительном отношении Ишаня к чрезмерному увлечению Мусо каноническими буддийскими и дзэнскими сочинениями; за это же его позднее порицали Кохо Кэннити и основатель Дайтоку-дзи Сюхо Мётё (Дайто Кокуси, 1282—1338).

Монастырь Дайтоку-дзи
Slider

В 1303 году Мусо отправился в Киото в монастырь Мандзю-дзи, где настоятелем в это время служил ученик Мугаку Согэна - Кохо Кеннити. Мусо продолжил обучение под руководством Кеннити, даже когда тот получил новое назначение на пост настоятеля Дзёти-дзи в Камакуре. Уже в Дзёти-дзи, в 1305 году, Мусо Сосэки стал хацу-со (преемником Дхармы) Кохо Кеннити.

Храм Мандзю-дзи в Киото
Slider

После этого Мусо удалился из столицы в провинцию Кай, построил там храм Дзёи-дзи и жил в нём более пяти лет. А затем он начал скитальческую и отшельническую жизнь. В 1311 он поселился в горной обители Рюдзан-ан (которая позже станет известна как Тэнрюдзан Сейюн-дзи). В 1313 году он перебрался в обитель Косу-ан в провинции Мино, еще через год он построил обитель Каннон-до (Кокейдзан Эйхо-дзи).

Кокейдзан Эйхо-дзи (Каннон-до)Кокейдзан Эйхо-дзи (Каннон-до)

Покинув Каннон-до, он жил в обители Гюко-ан (провинция Тоса), в обители Тайко-ан (провинция Кадзуса), в храме Какути-дзи (провинция Сагами).

Храм Гюко-анХрам Гюко-ан в наши дни Храм Гюко-ан в наши дни

Но в 1325 году отшельническая жизнь Мусо завершилась: император Го-Дайго пригласил Мусо в Киото и предложил ему возглавить монастырь Нандзен-дзи.

В то время, в конце эпохи Камакура, со стороны и сёгуната, и императорского двора наблюдалась определенная тенденция заручаться поддержкой знаменитых дзэнских монахов для повышения престижа своей власти. И когда император Го-Дайго пригласил Мусо Сосэки в Киото и назначил его настоятелем монастыря Нандзэн-дзи, к этому ревностно отнеслось бакуфу в Камакура, и Мусо было приказано вернуться в столицу. «Предложение» поступило от Ходзё Такатоки, и Мусо не помел отказаться, стараясь соблюдать благожелательный нейтралитет, хотя, вероятно, уже ощущал, что власть регентов Ходзё слабеет.

В 1326 году он прибыл в Камакура и через год при поддержке Никайдо Доуна выступил в роли кайсана (монаха-основателя) монастыря Дзуйсэн-дзи, который стал впоследствии важным культурным центром Камакура. Потом Мусо вернулся в родную провинцию Исэ и основал там храм Дзенно-дзи. Но Ходзё Такатоки снова попросил его вернуться в столицу. Мусо починился и поселился в Энгаку-дзи, получив назначение на пост настоятеля (главного монаха).

В 1330 году покровитель Дзуйсэн-дзи Никайдо Доун (занимавший в то время пост сюго в провинции Кай) попросил Мусо стать основателем монастыря Эрин-дзи в провинции Кай. Мусо выполнил просьбу Никайдо, после чего вернулся в Камакура в основанный им Дзуйсэн-дзи.

В 1333 году камакурский сёгунат пал, и император Го-Дайго временно вернул себе всю полноту власти. Этот короткий период вошёл в историю как «Реставрация годов Кэмму». Мусо Сосэки был снова «приглашён» в Киото и стал настоятелем Нандзен-дзи. В 1135 году Го-Дайго даровал ему титул «Кокуси» - «Наставник государства».

Снегопад в Нандзен-дзи

Но Асикага Такаудзи, который помог императору восстановить власть и повергнуть клан Ходзё из Камакура, вовсе не думал отказываться от военно-политической системы сёгуната. Напротив, он прочил в сёгуны себя самого, и гражданская война разгорелась вновь. Между недавними союзниками не замедлили открыться военные действия, и «реставрация годов Кэмму», продолжавшаяся около трех лет, закончилась в 1336 году поражением сил Го-Дайго.

Когда осенью 1337 г. стало ясно, что основатель новой династии сёгунов Асикага Такаудзи контролирует положение на большей части территории страны, Мусо Сосэки, отличавшийся особой чуткостью к переменам политического климата, перешел на сторону Асикага и сделался одним из его ближайших доверенных лиц.

Придя к власти, сёгунат Асикага провёл ряд мероприятий, целью которых было установление государственного контроля над всеми дзэнскими храмами Японии. Первым этапом этой планомерной деятельности было возведение по предложению Мусо Сосэки в 1337 г. в каждой провинции по храму и пагоде, в которых возносились молитвы во славу воинов, погибших за годы междоусобиц.

Согласно «Байсёрон», эту идею, по предложению Мусо, взялся осуществлять Асикага Тадаёси (1306—1352), младший брат сёгуна, в чьих руках на тот момент была сосредоточена политическая и экономическая власть. Если Такаудзи не слишком интересовался ни учением дзэн, ни привнесённым дзэнскими монахами в Японию неоконфуцианством, то его младший брат, напротив, был явным синофилом. Именно Тадаёси стал ближайшим последователем Мусо. Произведение Мусо «Беседы во сне» («Мутю мондо») написано, как полагают, специально для Тадаёси.

В 1344 г. строительство храмов и пагод было завершено и храмы получили название Анкоку-дзи («храмы спокойствия страны»), а пагоды — Риссёто («пагоды милосердия Будды»). Пагоды воздвигали не в дзэнских монастырях, а на территории монастырей других школ, преимущественно тэндай, сингон и рицу (что позволяло осуществлять наблюдение через доверенных лиц за поведением монахов других школ). Анкоку-дзи очень быстро превратились в мощные крепости, и впоследствии большинство из них было включено в систему «годзан-дзиссэцу». Их финансовое обеспечение и осуществление строительных работ поручалось протекторам провинций — сюго либо провинциальным даймё, чем (кроме всего прочего) преследовалась и политическая цель — контроль за деятельностью этих даймё.

Таким образом, был заложен фундамент для формирования еще более разветвленной системы «годзан», которая должна была охватить всю страну. Несомненно, это должно было продемонстрировать, что власть дома Асикага распространяется на всю страну, поскольку своим участием в строительстве храмов и пагод провинциальные даймё выражали лояльность центральному правительству.

После укрепления позиций бакуфу сёгун Асикага Такаудзи и особенно его брат Тадаёси, проявлявший большой интерес к делам дзэнских монастырей, произвели дальнейшее упорядочение системы «годзан».

Когда летом 1339 года император скончался, Такаудзи распорядился для упокоения духа своевольного императора построить мемориальный монастырь. Поводом для этого послужил сон, привидевшийся дзенскому мастеру Мусо Кокуси, равно почитавшемуся Го-Дайго и Такаудзи. Во сне Мусо видел покойного императора занимающимся государственными делами во дворце «Камэяма-Доно». И этот дворец был перестроен в монастырь памяти Го-Дайго и назван «Храм Тэнрю Сисэй Дзен-дзи» (сокращенно - Тэнрю-дзи), а Мусо Кокуси был назначен монахом-основателем нового монастыря. Именно там он принимал участие в поэтических собраниях, на которых слагались японские стихи-вака.

Монастырь Тэнрю-дзи. Дзенский Сад

Сооружение этого храма требовало больших финансовых затрат, и это вызвало возмущение монахов из тэндайского монастыря Энряку-дзи. С оружием в руках они явились в Киото, требуя наказать Мусо и разрушить новый храм. В 1345 г. императорскому двору было подано несколько петиций с требованием воспрепятствовать распространению «пагубного» влияния дзэн и разорить все дзэнские храмы. Но Такаудзи, желая положить конец могуществу тэндай и укрепить свои позиции в Киото, отказался удовлетворить эти требования, угрожая конфисковать все имущество Энряку-дзи. Тем самым бакуфу наглядно продемонстрировало свое покровительство дзэн.

Энряку-дзи на горе Хиэй
Slider

Хотя проповедовавшийся Мусо вариант эклектического дзэн не всем был по нраву (иным он казался чрезмерно книжным или недостаточно «чистым»), Мусо имел несколько тысяч много (говорят, около 10000) учеников. Он пользовался бесспорным уважением во всех слоях общества: у кугэ, самураев и простого народа.

Среди его учеников наиболее известны:

  • Сюноку Мёха (1311—1388), известный как фактический монах-основатель и первый настоятель Сёкоку-дзи (основан в 1384), был племянником Мусо Сосэки и самым близким его учеником; составил сборники трудов своего учителя и хронологическую таблицы его жизни;
  • Мукёку Сигэн (1282—1259) — непосредственный преемник Мусо Сосэки на посту настоятеля Тэнрю-дзи;
  • Гидо Сюсин, наставник сёгуна Асикага Ёсимицу, поэт (один из крупнейших творцов годзан бунгаку) и мемуарист;
  • Дзэккай Тюсин;
  • Тэссю Токусай;
  • Рюсю Сютаку;
  • Сэйдзан Дзиэй.

Огромна заслуга Мусо Сосэки в деле формирования эстетических принципов разбивки храмовых садов. Он является идейным создателем всемирно известных садовых комплексов при монастырях Тэнрю-дзи, Сайхо-дзи, Эрин-дзи, Дзуйсэн-дзи. Разбивка садов воспринималась Мусо как конкретная иллюстрация к тем или иным положениям дзэнского учения или к его истории.

Ниже приведён список храмов, где сохранились созданные им сады (или приписываемые ему). Однако время не пощадило творения Сосэки, и большинство дошедших до наших дней «Садов Мусо Кокуси» являются воссозданными копиями, а не оригиналами.

  • Сайхо-дзи, более известный как Кокэ-дэра в Киото — часть всемирного наследия ЮНЕСКО, и одно из «особо красивых мест» (токубэцу мэйсё) Японии
  • Тэнрю-дзи в Киото — входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и является одним из «особо красивых мест» Японии;
  • Эйхо-дзи в Тадзими, префектура Гифу — одно из «особо красивых мест» Японии;
  • Эрин-дзи, в префектуре Яманаси — одно из «особо красивых мест» Японии;
  • Дзуйсэн-дзи в Камакура — одно из «особо красивых мест» Японии;
  • Энгаку-дзи в Камакура;
  • Тонандзэн-дзи в Киото;
  • Дзёти-дзи в Камакура ;
  • Ринсэн-дзи в Киото.

Помимо прочего, Мусо оставил большое поэтическое наследие…