Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Загадочный Бунсэй

Множество тайн и головоломок связано с жизнью и творчеством японских художников периода Муромати. Одна из них – художник, скреплявший свои картины красной печатью «Бунсэй» (文清).

Начиная с конца 17-го века, после выхода в свет наиболее полной «Истории японской живописи» («Хонтё Гаси») и вплоть до середины 20-го века считалось, что за псевдонимом «Бунсэй» скрывается Дзёсэцу Тайко, основатель новой художественной школы, опиравшейся на традиции китайских мастеров кисти династии Южная Сун Ма Юаня и Ся Гуя, и учитель Сюбуна Тэнсё.

Печать «Бунсэй»Печать  БунсэйПечать «Бунсэй»

Шестой том «Истории японской живописи», добавленный Кано Эйно (狩野永納, 1631-1697) в 1693 году, был озаглавлен «Хонтё Гаин» (本朝画印, «Печати живописцев нашего государства») и представлял собой сборник образцов печатей японских художников. Именно в «Хонтё Гаин» Эйно заявил, что печать с надписью «Бунсэй» принадлежала Дзёсэцу Тайко.

Причиной этой ошибки послужило, возможно, следующее обстоятельство. До наших дней дошло несколько образцов корейской пейзажной живописи в стиле суйбокуга с печатью «Бунсэй», например, «Пейзаж с павильоном» («Рокаку-сансуй-дзу») из коллекции Национального музея Кореи, «Восемь видов рек Сяо и Сян» из коллекции Художественного музея Сэйкадо Бунко, а также «Пейзажи» из коллекций Национального музея Киото и Галереи азиатских искусств Кайкодо.

Пейзаж с павильономНеизвестный художник. Пейзаж с павильономю Печать БунсэйНеизвестный художник. «Пейзаж с павильоном» с печатью «Бунсэй»
Корея. Династия Чосон. 16 век
Национальный музей Кореи

Очевидно, многие из этих образцов корейской живописи были известны и во времена Кано Эйно. На всех указанных картинах отсутствуют какие-либо подписи и комментарии, кроме печати «Бунсэй». Но контейнер для хранения свитка «Парусники, возвращающиеся с дальнего берега» из цикла «Восемь видов рек Сяо и Сян» (Художественный музей Сэйкадо Бунко) содержит сопроводительную надпись, из которой следует, что автором картины является некто Дзёсэцу (如雪). Видимо, Кано Эйно ошибочно отождествил автора картины Дзёсэцу (如雪) с известным японским художником Тайко Дзёсэцу (如拙), хотя их имена записываются разными иероглифами. А так как картина была скреплена печатью «Бунсэй», Бунсэя стали отождествлять с Тайко Дзёсэцу.

Восемь видов рек Сяо и СянДзёсэцу (корейский художник). Восемь видов рек Сяо и СянДзёсэцу (如雪). «Восемь видов рек Сяо и Сян» с печатью «Бунсэй»
Корея. Династия Чосон. Начало 16 века
Художественный музей Сэйкадо Бунко

20 век стал веком открытий для искусствоведов и историков японской живописи. Благодаря всестороннему анализу сохранившихся и вновь открывшихся документальных источников, эту историю пришлось во многом переписывать заново, с чистого листа. Мокуан Рэйэн, которого до этого считали китайским художником, оказался японским мастером суйбокуга. Дзёсэцу Тайко, считавшийся ранее иммигрантом из Китая, также оказался японцем родом из Кюсю. Обрели «новую жизнь» как самостоятельные художники и исторические личности Гакуо Дзокю, считавшийся до этого лишь ещё одним творческим псевдонимом Сюбуна, и Кэйсон, считавшийся псевдонимом Кенко Сёкэя. Кенко Сёкэя перестали отождествлять с Тюаном Синко, Рэйсая и Сэккякуси перестали отождествлять с Китидзаном Минтё, а Бунсэя – с Дзёсэцу Тайко.

Однако ясности в изучение биографии и творчества Бунсэя это не внесло. После обнаружения картин с печатью «Бунсэй Гайси» (文成外史) один из японских искусствоведов (Танака Итимацу) выдвинул теорию, что Бунсей (文清) из Дайтоку-дзи и Бунсэй Гайси – один и тот же человек, хотя часть имени этих художников и записана разными иероглифами: «清» и «成». Картина Бунсэя Гайси «Пейзаж с быком» из коллекции Национального музея Киото датируется 1450 годом, т.е. тем же временным периодом, на который пришёлся расцвет творчества Бунсэя из Дайтоку-дзи. Работа Бунсэя Гайси так же, как и работы Бунсэя, демонстрирует стилистическое сходство с пейзажами Сюбуна. Кроме того, картина «Пейзаж с быком» содержит комментарий дзенского монаха Нанко Согэна (南江宗沅, 1387–1463), который был последователем Иккю Содзюна, ставшего позднее, после смуты годов Онин, очередным настоятелем Дайтоку-дзи. Далее, продолжая свои исследования, Танака Итимацу нашёл документ, в котором упоминается некто Бунсэй Бонсаку (文成凡鷲), который совершил поездку в Корею и Китай династии Мин. Танаку отождествил этого Бунсэй Бонсаку с Бунсэем Гайси, а следовательно и с Бунсэем из Дайтоку-дзи.

Пейзаж с быкомБунсэй Гайси. Пейзаж с быкомБунсэй Гайси. «Пейзаж с быком». 1450 г.
Национальный музей Киото

Однако другой японский учёный Тоёмунэ Минамото на основании более тщательного изучения документальных источников того периода доказал, что Бунсэй Бонсаку (文成凡鷲) и Бунсэй Гайси (文成外史) были разными людьми.

Затем искусствовед Ричард Стэнли-Бейкер на основе сравнительного стилистического анализа работ Бунсэя из Дайтоку-дзи и Бунсэя Гайси достаточно убедительно показал, что эти картины были созданы двумя разными художниками.

Ошибочное отождествление Бунсэя с посещавшим Корею Бунсэем Бонсаку и печати «Бунсэй» на сохранившихся образцах корейской пейзажной живописи легли в основу ещё одной теории, утверждавшей, что художник был выходцем из Кореи. Вспомнилась история с поездкой Сюбуна в Корею в 1423 году. В корейском источнике «Тёсэно-тё дзицу-року» («Подлинная летопись правления династии Чосон») есть запись о японской дипломатической миссии, состоявшей из 135 человек. Её задачей было доставить в Японию ксилографы буддийского канона (свод буддийских сутр) Трипитака. Несмотря на то, что корейское правительство было антибуддийским, печатные доски с Трипитака японцы не получили, но вывезли с собой в Японию несколько корейских монахов и художников. Среди них был загадочный «двойник» Сюбуна - корейский художник Ри Сюбун (李秀文, кор. Йи Сумун), который прибыл в Японию в 1424 году, возможно даже на одном корабле с Сюбуном и которого тоже некоторое время ошибочно отождествляли с Тэнсё Сюбуном. Появилось предположение, что среди тех корейских художников был и Бунсэй.

ПейзажНеизвестный художник. Пейзаж. Печать БунсэйНеизвестный художник. Пейзаж. Печать БунсэйПейзажи с печатью «Бунсэй»
Корея. Династия Чосон. 15-16 века
Национальный музей Киото | Галерея азиатских искусств Кайкодо

Однако тщательное изучение печатей Бунсэя из Дайтоку-дзи и печатей «Бунсэй» на сохранившихся образцах корейской пейзажной живописи показало, что они имеют незначительное отличие. Отличие это заключается в манере начертания второго иероглифа «清» («Сэй»). Кроме того, сравнительный стилистический анализ показал, что стиль Бунсэя из Дайтоку-дзи очевидно основан на стиле Сюбуна Тэнсё и художественной школы Ма-Ся (Ма Юаня и Ся Гуя) династии Южная Сун, в то время, как стиль корейских пейзажей с печатью «Бунсэй» основан на стиле художественной школы Ли-Го (Ли Чэн и Го Си) из династии Северная Сун. Детальный стилистический анализ корейских образцов живописи с печатью «Бунсэй» выявил также, что все они выполнены разными художниками. Разобраться в этой запутанной истории помогло тщательно научное исследование Ричарда Стэнли-Бейкера. По его словам, в период Эдо существовала практика штамповки печати с надписью «Бунсэй» на высококачественных картинах в корейском стиле, чтобы увеличить их продажную стоимость, ведь в то время печать «Бунсэй» отождествлялась с Дзёсэцу Тайко, а сам Дзёсэцу считался выходцем из Китая или Кореи. Таким образом, печатью «Бунсэй» скреплялись лишь образцы корейской живописи и лишь те, которые получали высшую оценку со стороны экспертов.

Печати «Бунсэй»Печати  БунсэйПечать «Бунсэй» из Дайтокудзи (слева)
Печати «Бунсэй» на корейских пейзажах (справа)

Итак, на сегодняшний день учёным и искусствоведам известны по крайней мере три исторические личности под именем (или псевдонимом) «Бунсэй», жившие в Японии в середине периода Муромати (15 век) – Бунсэй (文清), Бунсэй Гайси (文成外史) и Бунсэй Бонсаку (文成凡鷲). Один из них - дзэнский художник-монах, связанный с монастырём Дайтоку-дзи в Киото (центральный монастырь системы отокан). Настоящий материал посвящён именно этому Бунсэю (文清) из Дайтоку-дзи, расцвет творчества которого пришёлся на середину 15 века (период Муромати).

Никаких сведений о его жизни в документальных источниках того периода не сохранилось. Единственным источником информации о художнике являются дошедшие до наших дней его работы в жанрах досякуга (даосско-буддийская живопись), сансуйга (идеализированный пейзаж, «горы и воды») и тиндзо (頂相, портреты дзенских монахов).

Пейзаж с озеромБунсэй. Пейзаж с озеромБунсэй. «Пейзаж с озером»
Бостонский музей изящных искусств

Предположение о связи этого Бунсэя с монастырём Дайтоку-дзи основано на том, что хвалебные комментарии (гасан) к нескольким его картинам оставил настоятель Дайтоку-дзи Ёсо Сои (養叟宗頤, 1376-1458). В первую очередь, это две работы в жанре тиндзо - портрет самого Ёсо Сои, созданный в 1452 году (養叟宗頤像, коллекция Дайтоку-дзи), и портрет китайского чаньского мастера Янцы (楊岐方会, 992-1049). Ещё одна работа с комментарием Ёсо Сои написана Бунсэем в 1457 году. Это картина в жанре досякуга из коллекции Музея японской истории и фольклора (Ямато Бункакан) в Нара, выполненная в стиле хакубё, - портрет полулегендарного индийского мудреца Вималакирти (維摩居士像).

ВималакиртиБунсэй. ВималакиртиБунсэй. ВималакиртиБунсэй. «Вималакирти»
Музей японской истории и фольклора. Нара

Бунсэй известен также своими пейзажными картинами. Одна из них, «Пейзаж с озером», находится в коллекции Бостонского музея изящных искусств. Другая, «Озеро в горах» (湖山図), также известная как «Пейзаж», хранится в Художественном музее Масаки. Эта картина Бунсэя содержит комментарии Итидзё Канэёси (一条兼良, 1402-1481) и Дзуйкэй Сюхо (瑞渓周鳳, 1391-1473). Дзуйкэй Сюхо был известным поэтом, учёным и высокопоставленным дзенским монахом, занимавшим в разное время должности настоятеля Сёкоку-дзи и должность сороку-си при сёгунате Асикага. Итидзё Канэёси также слыл учёным и занимал высокую должность кампаку при императорском дворе.

Пейзаж с озеромБунсэй. Пейзаж с озеромБунсэй. Пейзаж с озеромБунсэй. «Пейзаж с озером»
Художественный музей Масаки

На основании вышеизложенного историки-искусствоведы предполагают, что Бунсэй был хорошо известен как художник-монах, занимал достаточно высокое положение в монастыре Дайтоку-дзи и, возможно, был связан с влиятельным при императорском дворе кланом Итидзё.

Стилистическое сходство пейзажных работ Бунсэя с работами, приписываемыми Тэнсё Сюбуну, привело к широко распространённому мнению, что Бунсэй был учеником Сюбуна. Предполагается, что Бунсэй был первым учителем живописи Огури Сотана (小栗宗丹, 1413 – 1473). Известно, что Огури Сотан проживал в Дайтоку-дзи примерно в это же время и практиковал дзен под руководством Ёсо Сои, который дал художнику буддийское имя (дого) - Кано Сотан (礀翁宗湛).

Трое смеющихся в Тигровой балкеБунсэй. Трое смеющихся в Тигровой балкеБунсэй. «Трое смеющихся в Тигровой балке»
Коллекция Кимико и Джона Пауэрс

Среди малоизвестных сохранившихся работ Бунсэя - «Трое смеющихся в Тигровой балке» (虎渓三笑図) из коллекции Кимико и Джона Пауэрс.