Кара-э (唐絵) - японский термин, буквально означающий «танская живопись» (唐), то есть китайская живопись династии Тан, но в более широком смысле относящийся к китайской живописи вообще. Значение и использование термина «кара-э» неоднократно менялось в течение столетий.
Впервые термин встречается в литературе середины периода Хэйан. В это время японцы стали отходить от длившегося веками массового и слепого копирования китайской культуры и социально-политической системы, привнося в искусство, в т.ч. и живопись, национальный японский дух. Уже к концу 9 века аристократы Хэйан стали украшать свои резиденции складными ширмами бёобу (屏風) и панелями сёдзи (障子), на которых японские художники изображали пейзажи с японскими достопримечательностями, сезонными мотивами или другими жанровыми элементами, имевшими отличительный национальный колорит. Эти светские жанры и темы, включая «мэйсё-э» (名所絵), «цукинами-э» (月次絵) и «сики-э» (四季絵) получили название «ямато-э».
Термин же «кара-э» поначалу относился к привезённым в Японию картинам китайских художников; затем его определение было расширено, чтобы включить японские произведения, созданные по образцу китайской живописи. (В буддийском контексте термин кара-э, на протяжении всей истории, несмотря на изменения в определениях, использовался для обозначения образцов живописи, ввезённых из Китая.)
Таким образом, вся японская живопись была разделена на две большие контрастные категории – «кара-э» и «ямато-э». Картины, следовавшие китайским моделям и на китайские темы относились к «кара-э», а картины на специфически японские темы – к «ямато-э».
На раннем этапе термин «кара-э» использовался, в основном, в отношении крупноформатных произведений, таких как росписи складных ширм (бёбу-э) или раздвижных перегородок (фусума-э), и только изредка применялся к картинам малого формата (свитки).
Живопись кара-э изображала китайских мужчин и женщин или экзотические пейзажи с высокими скалистыми горами и изрезанными пропастями. В картинах использовались яркие краски из минеральных пигментов, а тени и контуры были выполнены чётко различимыми мазками чёрной туши. Примером могут служить сохранившиеся декоративные росписи из коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院) в монастыре Тодай-дзи (東大寺) в Нара (различные музыкальные инструменты, медиаторы бивы, мебель, а также картины с изображением женщин под деревьями).
Даже в период расцвета «ямато-э» в середине 10 века живопись кара-э использовалась для официальных или церемониальных мероприятий. Императорский дворец традиционно украшали ширмы с портретами китайских мудрецов или исторических личностей, а также с видами бурных морей и чужих земель, населённых странными и экзотическими существами, основанные на описаниях из древнекитайского трактата «Шань хай цзин» (кит. 山海經), «Книги гор и морей».
Популярность стиля «ямато-э» повлияла и на стиль «кара-э», началась его постепенная японизация, соединявшая изображения китайских сюжетов со стилистическими линиям ямато-э. Хороший пример такой трансформации - картина на шестистворчатой ширме «Пейзаж» (山水屏風, Сансуй бёобу) из коллекции Национального музея Киото, ранее принадлежавшей киотоскому храму Тодзи (東寺). На ширме изображён популярный поэт китайской династии Тан в своем любимом горном убежище. Пейзаж состоит из невысоких, покатых холмов и широкого водного пространства, которые напоминают пейзажи вокруг реки Удзи в районе Киото.
Этапы развития кара-э можно также проследить, сравнивая пейзажную живопись Косэ-но Канаока (巨勢金岡), который был художником при императорском дворе в конце 9-го века, и пейзажи одного из его последователей, Хиротака (広貴), творившего в конце 10-го века. Канаока был известен тем, что рисовал горы, следуя китайским образцам, с высокими пиками (в 15 ярусов) и глубокими обрывами. А Хиротака (広貴) в конце 10 века рисовал горы высотой лишь в пять ярусов.
Таким образом, уже в конце периода Хэйан живопись кара-э перестала следовать китайским моделям, и этим термином стали обозначать просто картины на китайские темы (сюжеты).
В середине 13-го – начале 14-го веков, в период Камакура, в Японию начала массово проникать китайская живопись династий Сун и Юань (宋元画, «согенга»). И японцы, главным образом благодаря дзенским монахам, познакомились с монохромной живописью тушью. И с этого времени термин «кара-э» стал относиться к японской монохромной живописи тушью (суйбокуга или суми-э), основанной, в основном, на образцах китайской живописи династии Южная Сун (院体画, «интаига»).
В 16-ом Кано Мотонобу стал сочетать в своём творчестве монохромную тушь и яркие краски, бывшие в тот период отличительной особенностью стиля ямато-э, который был представлен школами Тоса и Сумиёси. И хотя стиль Мотонобу вполне соответствовал стилю «кара-э» периода Хэйан, к концу 15-го века термин «кара-э» был настолько сильно связан с суйбокуга, что для «нового» стиля школы Кано нашли новое определение – «канга».
В самом широком смысле этого термина китайскую живопись династий Мин и Цин, появившуюся в Нагасаки в 18 веке, и японские картины, созданные по их образцу, также можно отнести к «кара-э» (так же, как и к канга).