Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Чжан Сюань. Изготовление шёлка (фрагмент)

Кара-э

Кара-э (唐絵) - японский термин, буквально означающий «танская живопись» (唐), то есть китайская живопись династии Тан, но в более широком смысле относящийся к китайской живописи вообще. Значение и использование термина «кара-э» неоднократно менялось в течение столетий.

Весенняя прогулка ХугоЧжан Сюань. Весенняя прогулка Хуго Чжан Сюань. «Весенняя прогулка госпожи Хуго». Династия Тан (618–907)
Музей провинции Ляонин. Китай

Впервые термин встречается в литературе середины периода Хэйан. В это время японцы стали отходить от длившегося веками массового и слепого копирования китайской культуры и социально-политической системы, привнося в искусство, в т.ч. и живопись, национальный японский дух. Уже к концу 9 века аристократы Хэйан стали украшать свои резиденции складными ширмами бёобу (屏風) и панелями сёдзи (障子), на которых японские художники изображали пейзажи с японскими достопримечательностями, сезонными мотивами или другими жанровыми элементами, имевшими отличительный национальный колорит. Эти светские жанры и темы, включая «мэйсё-э» (名所絵), «цукинами-э» (月次絵) и «сики-э» (四季絵) получили название «ямато-э».

Придворные дамы настраивают лютнюЧжоу Фан. Придворные дамы настраивают лютнюЧжоу Фан, династия Тан (618–907)
«Придворные дамы настраивают лютню» (фрагмент)
Художественный музей Нельсона-Аткинс

Термин же «кара-э» поначалу относился к привезённым в Японию картинам китайских художников; затем его определение было расширено, чтобы включить японские произведения, созданные по образцу китайской живописи. (В буддийском контексте термин кара-э, на протяжении всей истории, несмотря на изменения в определениях, использовался для обозначения образцов живописи, ввезённых из Китая.)

Сияние ночиХань Гань. Сияние ночи. Хань Гань, династия Тан (618–907)
«[Белая лошадь] Сияющая в ночи». Приблизительно 750 г.
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

Таким образом, вся японская живопись была разделена на две большие контрастные категории – «кара-э» и «ямато-э». Картины, следовавшие китайским моделям и на китайские темы относились к «кара-э», а картины на специфически японские темы – к «ямато-э».

Изготовление шёлкаЧжан Сюань. Изготовление шёлка (фрагмент)Чжан Сюань. Изготовление шёлка (фрагмент) Чжан Сюань (копия кисти императора Хуэйцзуна)
«Изготовление шёлка» (фрагменты). Династия Тан (618–907)
Бостонский музей изящных искусств

На раннем этапе термин «кара-э» использовался, в основном, в отношении крупноформатных произведений, таких как росписи складных ширм (бёбу-э) или раздвижных перегородок (фусума-э), и только изредка применялся к картинам малого формата (свитки).

Придворные дамыЧжоу Фан. Придворные дамы (фрагмент)Чжоу Фан. Придворные дамы (фрагмент)Чжоу Фан. Придворные дамы (фрагмент) Чжоу Фан, династия Тан (618–907)
«Придворные дамы» (фрагменты)
Музей провинции Ляонин. Китай
Литературное собраниеЧжоу Вэньцзюй. Литературное собрание Чжоу Вэньцзю. «Литературное собрание». Период Пяти династий (907-960)
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин

Живопись кара-э изображала китайских мужчин и женщин или экзотические пейзажи с высокими скалистыми горами и изрезанными пропастями. В картинах использовались яркие краски из минеральных пигментов, а тени и контуры были выполнены чётко различимыми мазками чёрной туши. Примером могут служить сохранившиеся декоративные росписи из коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院) в монастыре Тодай-дзи (東大寺) в Нара (различные музыкальные инструменты, медиаторы бивы, мебель, а также картины с изображением женщин под деревьями).

Дамы с птичьими перьямиДамы с птичьими перьями. Роспись ширмы. 8 век. Храм Тодай-дзи. Субхрам Сёсо-ин. НараДамы с птичьими перьями. Роспись ширмы. 8 век. Храм Тодай-дзи. Субхрам Сёсо-ин. Нара«Дамы с птичьими перьями». Роспись ширмы. 8 век
Храм Тодай-дзи. Субхрам Сёсо-ин. Нара

Даже в период расцвета «ямато-э» в середине 10 века живопись кара-э использовалась для официальных или церемониальных мероприятий. Императорский дворец традиционно украшали ширмы с портретами китайских мудрецов или исторических личностей, а также с видами бурных морей и чужих земель, населённых странными и экзотическими существами, основанные на описаниях из древнекитайского трактата «Шань хай цзин» (кит. 山海經), «Книги гор и морей».

Косэ-но Канаока (эмакимоно)
Косэ-но Канаока (эмакимоно)
Косэ-но Канаока (эмакимоно)
Косэ-но Канаока (эмакимоно)
Косэ-но Канаока (эмакимоно)
Косэ-но Канаока (эмакимоно)

Популярность стиля «ямато-э» повлияла и на стиль «кара-э», началась его постепенная японизация, соединявшая изображения китайских сюжетов со стилистическими линиям ямато-э. Хороший пример такой трансформации - картина на шестистворчатой ширме «Пейзаж» (山水屏風, Сансуй бёобу) из коллекции Национального музея Киото, ранее принадлежавшей киотоскому храму Тодзи (東寺). На ширме изображён популярный поэт китайской династии Тан в своем любимом горном убежище. Пейзаж состоит из невысоких, покатых холмов и широкого водного пространства, которые напоминают пейзажи вокруг реки Удзи в районе Киото.

Ширма с пейзажемШирма с пейзажем из храма Тодзи. Период Хэйан«Ширма с пейзажем» («Сэндзуй бёобу») из храма Тодзи. 11 век
Национальный музей Киото

Этапы развития кара-э можно также проследить, сравнивая пейзажную живопись Косэ-но Канаока (巨勢金岡), который был художником при императорском дворе в конце 9-го века, и пейзажи одного из его последователей, Хиротака (広貴), творившего в конце 10-го века. Канаока был известен тем, что рисовал горы, следуя китайским образцам, с высокими пиками (в 15 ярусов) и глубокими обрывами. А Хиротака (広貴) в конце 10 века рисовал горы высотой лишь в пять ярусов.

Таким образом, уже в конце периода Хэйан живопись кара-э перестала следовать китайским моделям, и этим термином стали обозначать просто картины на китайские темы (сюжеты).

Игра в шахматыЧжоу Вэньцзюй. Игра в шахматы Чжоу Вэньцзю. «Игра в шахматы». Период Пяти династий (907-960)
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин

В середине 13-го – начале 14-го веков, в период Камакура, в Японию начала массово проникать китайская живопись династий Сун и Юань (宋元画, «согенга»). И японцы, главным образом благодаря дзенским монахам, познакомились с монохромной живописью тушью. И с этого времени термин «кара-э» стал относиться к японской монохромной живописи тушью (суйбокуга или суми-э), основанной, в основном, на образцах китайской живописи династии Южная Сун (院体画, «интаига»).

ПейзажПейзаж. Сэссю Ода Сэссю Тойо. «Пейзаж»
Музей искусств Хонолулу. Гавайи

В 16-ом Кано Мотонобу стал сочетать в своём творчестве монохромную тушь и яркие краски, бывшие в тот период отличительной особенностью стиля ямато-э, который был представлен школами Тоса и Сумиёси. И хотя стиль Мотонобу вполне соответствовал стилю «кара-э» периода Хэйан, к концу 15-го века термин «кара-э» был настолько сильно связан с суйбокуга, что для «нового» стиля школы Кано нашли новое определение – «канга».

Четыре благородных искусстваКано Мотонобу. Четыре благородных развлеченияКано Мотонобу. Четыре благородных развлеченияКано Мотонобу. «Четыре благородных искусства»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

В самом широком смысле этого термина китайскую живопись династий Мин и Цин, появившуюся в Нагасаки в 18 веке, и японские картины, созданные по их образцу, также можно отнести к «кара-э» (так же, как и к канга).