Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Тагасодэ, или Чьи рукава?

Тагасодэ (誰袖, буквально «чьи рукава?») – разновидность (или поджанр) фудзокуга, «живописи нравов и обычаев»; картина с изображением красивого кимоно, накинутого на деревянную стойку, ико (依桁), и предметов быта.

Картина ТагасодэКартина Тагасодэ. 17 векКартина Тагасодэ. 17 век«Чьи рукава?». 17 век
Художественный музей Сантори. Токио

Эта тема живописи приобрела популярность в поздний период Момояма и ранний период Эдо. Изображения стоек (ико) с роскошной одеждой встречаются и в настольных свитках (эмакимоно), и на гравюрах укиё-э, но чаще всего картины тагасодэ создавались на складных ширмах, бёобу (屏風). Хотя как тема живописи тагасодэ исключительно декоративна, сам термин «тагасодэ» имеет глубокую литературную коннотацию и, вероятно, его истоки восходят к стихотворению из Антологии японской поэзии «Кокин вака-сю», увидевшей свет ещё в период Хэйан (905 г. н.э.).

Краски цветов
Нежны, но больше чарует
Их аромат.
Чей же рукав коснулся
Сливы в моем саду?1

Картина на тему тагасоде подразумевает незримое присутствие красивой женщины, поскольку считается, что красивые рукава вызывают образ элегантной женщины и аромат, исходящий от её кимоно.

Картина ТагасодэКартина Тагасодэ. 17 векКартина Тагасодэ. 17 век«Чьи рукава?». 17 век
Художественный музей Михо. Префектура Сига

В ранних образцах тагасоде помимо кимоно изображались предметы быта, типичные для комнат в «кварталах удовольствий» той эпохи, личные аксессуары, и иногда даже сами женщины. Например, на одной из пары ширм, созданных в первой половине 17 века и принадлежащих Художественному музею Нэдзу в Токио, изображены две молодые женщины, одна из которых держит в руках музыкальный инструмент, сямисэн.

Картина ТагасодэКартина Тагасодэ. 17 векКартина Тагасодэ. 17 век«Чьи рукава?». 17 век
Художественный музей Нэдзу. Токио
Картина ТагасодэКартина Тагасодэ. 17 векКартина Тагасодэ. 17 век«Чьи рукава?». 17 век
Художественный музей Нэдзу. Токио

Со временем, вариации на тему тагасодэ стали более оторванными от литературных ассоциаций, и, наконец, кимоно и подставка остались единственными предметами картин тагасодэ, написанных в стиле кинпэки (на фоне золотой фольги).

Картина ТагасодэКартина Тагасодэ. 17 векКартина Тагасодэ. 17 век«Чьи рукава?». Ранний 17 век
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

Сохранилось много образцов тагасодэ из периода Эдо, но в основной своей массе это работы неизвестных городских художников (мати-эси).

Картина ТагасодэКартина Тагасодэ. 17 векКартина Тагасодэ. 17 век«Чьи рукава?». Первая половина 17 века
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк
1 Мурасаки Сикибу. «Повесть о Гэндзи». Приложение. С.-Петербург. Гиперион. 2010 г., стр. 218