Тагасодэ (誰袖, буквально «чьи рукава?») – разновидность (или поджанр) фудзокуга, «живописи нравов и обычаев»; картина с изображением красивого кимоно, накинутого на деревянную стойку, ико (依桁), и предметов быта.
Эта тема живописи приобрела популярность в поздний период Момояма и ранний период Эдо. Изображения стоек (ико) с роскошной одеждой встречаются и в настольных свитках (эмакимоно), и на гравюрах укиё-э, но чаще всего картины тагасодэ создавались на складных ширмах, бёобу (屏風). Хотя как тема живописи тагасодэ исключительно декоративна, сам термин «тагасодэ» имеет глубокую литературную коннотацию и, вероятно, его истоки восходят к стихотворению из Антологии японской поэзии «Кокин вака-сю», увидевшей свет ещё в период Хэйан (905 г. н.э.).
Нежны, но больше чарует
Их аромат.
Чей же рукав коснулся
Сливы в моем саду?1
Картина на тему тагасоде подразумевает незримое присутствие красивой женщины, поскольку считается, что красивые рукава вызывают образ элегантной женщины и аромат, исходящий от её кимоно.
В ранних образцах тагасоде помимо кимоно изображались предметы быта, типичные для комнат в «кварталах удовольствий» той эпохи, личные аксессуары, и иногда даже сами женщины. Например, на одной из пары ширм, созданных в первой половине 17 века и принадлежащих Художественному музею Нэдзу в Токио, изображены две молодые женщины, одна из которых держит в руках музыкальный инструмент, сямисэн.
Со временем, вариации на тему тагасодэ стали более оторванными от литературных ассоциаций, и, наконец, кимоно и подставка остались единственными предметами картин тагасодэ, написанных в стиле кинпэки (на фоне золотой фольги).
Сохранилось много образцов тагасодэ из периода Эдо, но в основной своей массе это работы неизвестных городских художников (мати-эси).