Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Храм Кентё-дзи в Камакуре

Биография Мокуана

Мокуан Рэйен [встречаются написания Мокуан Рэйэн или Мокуан Рейэн] (黙庵 霊淵, ? – 1343/1345 г.) – японский художник, живший с конца периода Камакура до периода Северного и Южного дворов. Известен как представитель ранних дзэнрин-га-со (дзэнских монахов-художников) в Японии, наряду с Као Нинга, Токусаем Тэссю и другими.

Благодаря ранним дзэнрин-га-со монохромная живопись тушью (суйбокуга) стала со временем излюбленным направлением живописи в культуре дзен.

В летописях (刻堵集) субхрама Рюсоко-ин (両足院) в Киото сохранилось самое раннее историческое свидетельство о Мокуане – рассказ чаньского монаха Донфу1, который приезжал из Китая в Японию и посетил императорский двор в Киото. Рассказ содержится в сохранившемся фрагменте дневников (空華日用工夫略集, «Сборник повседневных размышлений монаха Кугэ [Кугэ нитиё куфу сю]»2) японского дзенского монаха Сюсина Гидо3.

Субрам Рюсоко-ин в Нандзен-дзи

Макуан родился в Японии (а не в Китае, как ранее считалось). Личное имя художника (имина) - Рэйен (霊淵). Духовный путь начал в храмах Камакура, в дзенской школе Риндзай. Его первое дого, буддийское (монашеское) имя - Дзэити. Когда он стал учеником у мастера Дзен Кэндзана Сууки4, он получил новое имя – Мокуан.

Цветение Сливы в Энгаку-дзи

После смерти учителя в 1323 году Мокуан решил отправиться в Китай (династии Юань), чтобы постигать Дзен под руководством Гулинь Цинмао5 в монастыре Баонин-сы6 (保寧寺) в Нанкине. По некоторым сведениям от покинул родину в конце 1320-х годов, по другим – в 1333 году.

Монастырь Тяньтун. Наши дни
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
Храм Тяньтун. Нинбо
 

Прибыв в порт Нинбо, он некоторое время жил и практиковал дзен в прославленных чаньских монастырях Тяньтун-сы и Ашока (Аюйван-сы).

Монастырь Ашока. Наши дни
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
Храм Ашока. Нинбо
 
Монастырь АюйванСэссю Тойо. Монастырь Аюйван Сэссю Тойо. Монастырь Аюйван

Путешествуя по Китаю, Мокуан делал картины цветов, птиц и человеческих фигур в манере Му Ци, великого чаньского художника 13-го века. Добравшись до Ханьчжоу, поселился на короткое время в монастыре Цзынци-сы и оттуда совершил паломничество в монастырь Лютун-сы на берегу острова Сиху, в обитель последователей Му Ци.

У него была возможность хорошо изучить образцы монохромной живописи тушью в жанре досякуга таких великих мастеров как Му Ци и Лян Кай. Как одаренный ученик, он сумел уловить и «впитать» их изысканный дзенский стиль и воплотить его в своих шедеврах «Хотэй» и «Четверо спящих».

Озеро Сиху. Наши дни
Озеро Сиху в Ханчжоу
Озеро Сиху в Ханчжоу
Озеро Сиху в Ханчжоу
Озеро Сиху в Ханчжоу
Озеро Сиху в Ханчжоу
Озеро Сиху в Ханчжоу
Озеро Сиху в Ханчжоу
Озеро Сиху в Ханчжоу
Озеро Сиху в Ханчжоу
 

Когда он в 1334 году добрался до Баонин-сы в Нанкине, Гулинь Цинмао уже оставил своё тело, и Мокуан стал учеником Ляоань Цинъюя7, который стал преемником линии мастера Гулинь Цинмао и возглавил монастырь Беньцзе8 (本覚寺) в Цзясине. Мокуан прожил в Беньцзе до 1341 года, занимая должность Текан-чжу (的蔵主, яп. Zo-su) - монаха, отвечающего за хранение сутр. Мокуан помимо практики дзен и живописи отдал много времени и сил на сбор и публикацию Собрания изречений Гулинь Цинмао.

В Токийском национальном музее хранится каллиграфический свиток «Храм полон слов» (了庵清欲進道語), причисленный к Национальному достоянию Японии. Свиток начертан Ляоанем Цинъюем в монастыре Беньцзе в 1341 году.

Это прощальное напутствие о достижении просветления для японского монаха Теки Дзосу (кит. Текан Чжу – «Мастер Сутр»), который закончил обучение в храме и был готов вернуться в Японию. По мнению историков-искусствоведов «совершенно неясно, кем был этот Теки Дзосу и как много было в Беньцзе мастеров сутр».

О достижении просветленияЛяоань Цинъюй. О достижении просветления. 1341 г.Ляоань Цинъюй. «О достижении просветления» 1341 г.

Но одного японского дзенского монаха, Мастера Сутр, проживавшего в этот период в Беньцзе, мы знаем точно. Это был Мокуан Рэйен. Известно, что примерно в эти годы он покинул Беньцзе и перебрался в Сучжоу. И мы предполагаем, что именно он был получателем свитка «Храм полон слов» о достижении просветления...

Покинув Беньцзе, Мокуан Рэйен перебрался в Сучжоу, в монастырь Чжентянсы (яп. Сотен-дзи), чтобы продолжить обучение у чаньского мастера Нанчу Шишуо (南楚師説). По свидетельствам современников, он занимал в монастыре высокий пост. Там он провел последние годы жизни и умер в 1345 году, так и не успев вернуться на родину.

Каннон в белых одеянияхМокуан Рэйен. Каннон в белых одеянияхМокуан Рэйен. Каннон в белых одеяниях Мокуан Рэйен. «Бодхисатва Каннон в белых одеяниях»
Галерея искусств Фрир | Токийский национальный музей

Долгое время Мокуана считали представителем китайской живописи династии Южная Сун или династии Юань. Все дошедшие до наших дней его картины были написаны в Китае. В Китае он был признан как великий художник, «второе воплощение Му Ци». Именно из Китая его работы были доставлены в Японию и попали в коллекцию сёгунов Асикага, как образцы мастера китайской живописи с комментариями именитых чаньских мастеров Юэцзян Чжэниня9 (月江正印, 1267 - 1352[?]) и Ляоань Цинъюя.

ХотэйМокуан Рэйен. ХотейМокуан Рэйен. Хотей Мокуан Рэйен. 14 век
«Хотэй». Художественный музей МОА (слева)
«Хотэй». Фонд Сэнъоку Хакукокан (справа)

И лишь в начале 20 веке был обнаружен фрагмент дневника дзенского монаха Сюсина Гидо. Это наиболее ранний источник сведений о Мокуане. Там есть следующая запись, датируемая 1378 годом:

«Сегодня пришел Донфу, и мы начали разговор о Мокуане. Похоже, раньше он был известен как Дзэити. Но став учеником мастера Кэндзана, он получил имя Мокуан. Впоследствии он отправился в Китай и жил в монастыре Хонкаку-дзи10, где постигал Дзен под руководством Рёана11 и служил библиотекарем. Там он опубликовал своими силами Второе Собрание изречений Корина Сеймо12.

Последние годы жизни он провел в Сотэн-дзи (Сучжоу), где занимал высокий пост, обучаясь дзен у Нансо13. Там и завершилась жизнь Макуана.

Когда Мокуан только приехал в Китай он жил некоторое время в монастыре Дзё-дзи14 в Ханьчжоу и оттуда совершил паломничество в Рокуцу-дзи15 на берегу острова Сиху. В том монастыре проживали ученики и последователи Моккея (японское имя Му Ци). Настоятель монастыря поприветствовал Мокуана с улыбкой, сказав ему: «Вчера ночью мне приснилось, что наш Учитель Му Ци снова вернулся к нам. Должно быть, Вы – его реинкарнация»; и он подарил Мокуану две печати Му Ци, белую и красную. С того времени Мокуан известен как «Му Ци Второй» или Возродившийся Му Ци»16.

Так сокровищница японской культуры пополнилась еще одним драгоценным камнем – гением Мокуана Рейэна.

Четверо спящихМокуан Рэйен. Четверо спящихМокуан Рэйен. Четверо спящих Мокуан Рэйен. «Четверо спящих»
Фонд Маэда Икутокукай

До наших дней дошли всего шесть принадлежащих кисти Мокуана картин. Две картины, изображающие «Бодхисаттву Каннон», три картины, изображающие буддийского монаха Хотэя (китайское имя - Будай) и известная картина «Четверо спящих». Часть из них отнесены к Национальному достоянию Японии.

1 Донфу (1314-1384) - чаньский монах, посетивший императорский двор в Киото (Япония).
2 «Сборник повседневных размышлений монаха Кугэ» (空華日用工夫略集) - это дневник дзэнского монаха по имени Сюссин Гидо из Гозана (пяти важнейших дзэнских храмов Японии). 48 томов собрания уже утеряны, сохранились лишь 4 тома Сборника. Они содержат краткий конспект дневников Гидо, которые он вёл 47 лет, начиная с 1341 года и заканчивая годом его смерти (1388).
3 Сюссин Гидо (1325 - 1388) - дзенский монах школы Риндзай с периода Северного и Южного дворов до периода Муромати. Его псевдоним – «Гидо» (義堂), а «Сюссин» (周信) - его буддийское имя. Сюссин был настоятелем Кэннинин-дзи в Киото. Как крупнейший знаток неоконфуцианства преподавал дзен и конфуцианство сёгуну Ёсимицу.
4 Кэндзан Сууки (見山崇喜, ? - 1323) - дзенский монах из школы Риндзай периода Камакура. Родился в Кодзукэ (совр. префектура Гунма). Путешествовал в Китай династии Сун. После возвращения в Японию из Китая перебрался в Камакура в монастырь Дзёти-дзи (浄智寺) и был одновременно настоятелем монастыря Нандзен-дзи в Киото. Был учеником Мугаку Согэна (無学祖元) из монастыря Энгаку-дзи. Позже стал основателем храмов Санкай-дзи в Хитати (префектура Ибараки) и Кодзен-дзи в Синано (префектура Нагано). Умер в 1323 году. Его си-го (посмертное имя) - Буцусо Дзенси (仏宗禅師, «Буддийский монах - Мастер дзен»).
5 Гулинь Цинмао (1262-1329) - чаньский мастер в середине династии Юань.
6 Монастырь был закрыт (упразднен) в период династии Мин, и в настоящее время от него ничего не осталось.
7 Ляоань Цинъюй (1288-1363) чаньский мастер в Китае династии Юань.
8 Очевидно речь идёт о чаньском монастыре Бэньцзе, который стал легендарным благодаря великому китайскому поэту Су Ши, или Су Дунпо (1037—1101).
9 Юэцзян Чжэнинь (月江正印, Лунная Река; годы жизни 1267 - 1352) - чаньский мастер из Китая династии Юань. Известен также под именем Шуо-Дэ. Жил в монастыре Ашока. Многие его ученики стали впоследствии знаменитыми чаньскими или дзенскими монахами. Среди них – Тэссю Токусай. В Музее искусств Гото сохранился свиток с прощальным посланием (прощальными стихами), который чаньский мастер вручил в 1343 году Токусаю, когда тот, окончив учебу, возвращался в Японию. До наших дней дошли также шедевры каллиграфии Юэцзян Жэниня, созданные им в 84 года (в 1351 году).
10 Монастырь Беньцзе - см. сноску 8.
11 Ляоань Цинъюй (яп. - Рёан Сейоку) - см. сноску 7.
12 Гулинь Цинмао (яп. - Корин Сеймо) - см. сноску 5.
13 Нансо (годы жизни неизвестны) - чаньский мастер Наньчу Шишуо.
14 Японское название монастыря Цзынци-сы.
15 Японское название монастыря Лютун-сы (Людун-сы). Монастырь не сохранился, и даже неизвестно его точное местоположение в прошлом.
16 Arthur Waley. «Zen Buddhism and Its Relation to Art».