Мокуан Рэйен [встречаются написания Мокуан Рэйэн или Мокуан Рейэн] (黙庵 霊淵, ? – 1343/1345 г.) – японский художник, живший с конца периода Камакура до периода Северного и Южного дворов. Известен как представитель ранних дзэнрин-га-со (дзэнских монахов-художников) в Японии, наряду с Као Нинга, Токусаем Тэссю и другими.
Благодаря ранним дзэнрин-га-со монохромная живопись тушью (суйбокуга) стала со временем излюбленным направлением живописи в культуре дзен.
В летописях (刻堵集) субхрама Рюсоко-ин (両足院) в Киото сохранилось самое раннее историческое свидетельство о Мокуане – рассказ чаньского монаха Донфу1, который приезжал из Китая в Японию и посетил императорский двор в Киото. Рассказ содержится в сохранившемся фрагменте дневников (空華日用工夫略集, «Сборник повседневных размышлений монаха Кугэ [Кугэ нитиё куфу сю]»2) японского дзенского монаха Сюсина Гидо3.
Макуан родился в Японии (а не в Китае, как ранее считалось). Личное имя художника (имина) - Рэйен (霊淵). Духовный путь начал в храмах Камакура, в дзенской школе Риндзай. Его первое дого, буддийское (монашеское) имя - Дзэити. Когда он стал учеником у мастера Дзен Кэндзана Сууки4, он получил новое имя – Мокуан.
После смерти учителя в 1323 году Мокуан решил отправиться в Китай (династии Юань), чтобы постигать Дзен под руководством Гулинь Цинмао5 в монастыре Баонин-сы6 (保寧寺) в Нанкине. По некоторым сведениям от покинул родину в конце 1320-х годов, по другим – в 1333 году.
Прибыв в порт Нинбо, он некоторое время жил и практиковал дзен в прославленных чаньских монастырях Тяньтун-сы и Ашока (Аюйван-сы).
Путешествуя по Китаю, Мокуан делал картины цветов, птиц и человеческих фигур в манере Му Ци, великого чаньского художника 13-го века. Добравшись до Ханьчжоу, поселился на короткое время в монастыре Цзынци-сы и оттуда совершил паломничество в монастырь Лютун-сы на берегу острова Сиху, в обитель последователей Му Ци.
У него была возможность хорошо изучить образцы монохромной живописи тушью в жанре досякуга таких великих мастеров как Му Ци и Лян Кай. Как одаренный ученик, он сумел уловить и «впитать» их изысканный дзенский стиль и воплотить его в своих шедеврах «Хотэй» и «Четверо спящих».
Когда он в 1334 году добрался до Баонин-сы в Нанкине, Гулинь Цинмао уже оставил своё тело, и Мокуан стал учеником Ляоань Цинъюя7, который стал преемником линии мастера Гулинь Цинмао и возглавил монастырь Беньцзе8 (本覚寺) в Цзясине. Мокуан прожил в Беньцзе до 1341 года, занимая должность Текан-чжу (的蔵主, яп. Zo-su) - монаха, отвечающего за хранение сутр. Мокуан помимо практики дзен и живописи отдал много времени и сил на сбор и публикацию Собрания изречений Гулинь Цинмао.
В Токийском национальном музее хранится каллиграфический свиток «Храм полон слов» (了庵清欲進道語), причисленный к Национальному достоянию Японии. Свиток начертан Ляоанем Цинъюем в монастыре Беньцзе в 1341 году.
Это прощальное напутствие о достижении просветления для японского монаха Теки Дзосу (кит. Текан Чжу – «Мастер Сутр»), который закончил обучение в храме и был готов вернуться в Японию. По мнению историков-искусствоведов «совершенно неясно, кем был этот Теки Дзосу и как много было в Беньцзе мастеров сутр».
Но одного японского дзенского монаха, Мастера Сутр, проживавшего в этот период в Беньцзе, мы знаем точно. Это был Мокуан Рэйен. Известно, что примерно в эти годы он покинул Беньцзе и перебрался в Сучжоу. И мы предполагаем, что именно он был получателем свитка «Храм полон слов» о достижении просветления...
Покинув Беньцзе, Мокуан Рэйен перебрался в Сучжоу, в монастырь Чжентянсы (яп. Сотен-дзи), чтобы продолжить обучение у чаньского мастера Нанчу Шишуо (南楚師説). По свидетельствам современников, он занимал в монастыре высокий пост. Там он провел последние годы жизни и умер в 1345 году, так и не успев вернуться на родину.
Долгое время Мокуана считали представителем китайской живописи династии Южная Сун или династии Юань. Все дошедшие до наших дней его картины были написаны в Китае. В Китае он был признан как великий художник, «второе воплощение Му Ци». Именно из Китая его работы были доставлены в Японию и попали в коллекцию сёгунов Асикага, как образцы мастера китайской живописи с комментариями именитых чаньских мастеров Юэцзян Чжэниня9 (月江正印, 1267 - 1352[?]) и Ляоань Цинъюя.
И лишь в начале 20 веке был обнаружен фрагмент дневника дзенского монаха Сюсина Гидо. Это наиболее ранний источник сведений о Мокуане. Там есть следующая запись, датируемая 1378 годом:
«Сегодня пришел Донфу, и мы начали разговор о Мокуане. Похоже, раньше он был известен как Дзэити. Но став учеником мастера Кэндзана, он получил имя Мокуан. Впоследствии он отправился в Китай и жил в монастыре Хонкаку-дзи10, где постигал Дзен под руководством Рёана11 и служил библиотекарем. Там он опубликовал своими силами Второе Собрание изречений Корина Сеймо12.
Последние годы жизни он провел в Сотэн-дзи (Сучжоу), где занимал высокий пост, обучаясь дзен у Нансо13. Там и завершилась жизнь Макуана.
Когда Мокуан только приехал в Китай он жил некоторое время в монастыре Дзё-дзи14 в Ханьчжоу и оттуда совершил паломничество в Рокуцу-дзи15 на берегу острова Сиху. В том монастыре проживали ученики и последователи Моккея (японское имя Му Ци). Настоятель монастыря поприветствовал Мокуана с улыбкой, сказав ему: «Вчера ночью мне приснилось, что наш Учитель Му Ци снова вернулся к нам. Должно быть, Вы – его реинкарнация»; и он подарил Мокуану две печати Му Ци, белую и красную. С того времени Мокуан известен как «Му Ци Второй» или Возродившийся Му Ци»16.
Так сокровищница японской культуры пополнилась еще одним драгоценным камнем – гением Мокуана Рейэна.
До наших дней дошли всего шесть принадлежащих кисти Мокуана картин. Две картины, изображающие «Бодхисаттву Каннон», три картины, изображающие буддийского монаха Хотэя (китайское имя - Будай) и известная картина «Четверо спящих». Часть из них отнесены к Национальному достоянию Японии.
2 «Сборник повседневных размышлений монаха Кугэ» (空華日用工夫略集) - это дневник дзэнского монаха по имени Сюссин Гидо из Гозана (пяти важнейших дзэнских храмов Японии). 48 томов собрания уже утеряны, сохранились лишь 4 тома Сборника. Они содержат краткий конспект дневников Гидо, которые он вёл 47 лет, начиная с 1341 года и заканчивая годом его смерти (1388).
3 Сюссин Гидо (1325 - 1388) - дзенский монах школы Риндзай с периода Северного и Южного дворов до периода Муромати. Его псевдоним – «Гидо» (義堂), а «Сюссин» (周信) - его буддийское имя. Сюссин был настоятелем Кэннинин-дзи в Киото. Как крупнейший знаток неоконфуцианства преподавал дзен и конфуцианство сёгуну Ёсимицу.
4 Кэндзан Сууки (見山崇喜, ? - 1323) - дзенский монах из школы Риндзай периода Камакура. Родился в Кодзукэ (совр. префектура Гунма). Путешествовал в Китай династии Сун. После возвращения в Японию из Китая перебрался в Камакура в монастырь Дзёти-дзи (浄智寺) и был одновременно настоятелем монастыря Нандзен-дзи в Киото. Был учеником Мугаку Согэна (無学祖元) из монастыря Энгаку-дзи. Позже стал основателем храмов Санкай-дзи в Хитати (префектура Ибараки) и Кодзен-дзи в Синано (префектура Нагано). Умер в 1323 году. Его си-го (посмертное имя) - Буцусо Дзенси (仏宗禅師, «Буддийский монах - Мастер дзен»).
5 Гулинь Цинмао (1262-1329) - чаньский мастер в середине династии Юань.
6 Монастырь был закрыт (упразднен) в период династии Мин, и в настоящее время от него ничего не осталось.
7 Ляоань Цинъюй (1288-1363) чаньский мастер в Китае династии Юань.
8 Очевидно речь идёт о чаньском монастыре Бэньцзе, который стал легендарным благодаря великому китайскому поэту Су Ши, или Су Дунпо (1037—1101).
9 Юэцзян Чжэнинь (月江正印, Лунная Река; годы жизни 1267 - 1352) - чаньский мастер из Китая династии Юань. Известен также под именем Шуо-Дэ. Жил в монастыре Ашока. Многие его ученики стали впоследствии знаменитыми чаньскими или дзенскими монахами. Среди них – Тэссю Токусай. В Музее искусств Гото сохранился свиток с прощальным посланием (прощальными стихами), который чаньский мастер вручил в 1343 году Токусаю, когда тот, окончив учебу, возвращался в Японию. До наших дней дошли также шедевры каллиграфии Юэцзян Жэниня, созданные им в 84 года (в 1351 году).
10 Монастырь Беньцзе - см. сноску 8.
11 Ляоань Цинъюй (яп. - Рёан Сейоку) - см. сноску 7.
12 Гулинь Цинмао (яп. - Корин Сеймо) - см. сноску 5.
13 Нансо (годы жизни неизвестны) - чаньский мастер Наньчу Шишуо.
14 Японское название монастыря Цзынци-сы.
15 Японское название монастыря Лютун-сы (Людун-сы). Монастырь не сохранился, и даже неизвестно его точное местоположение в прошлом.
16 Arthur Waley. «Zen Buddhism and Its Relation to Art».