Досякуга (道釈画) - жанр китайской, а позже и японской живописи, представляющий собой портреты основателей и легендарных представителей даосизма и буддизма. Позже к этому жанру стали относить также изображения синтоистcких божеств в Японии. Полное (и реже используемое) название жанра – досякудзинбуцуга (道釈人物画).
Термин досякуга произошёл от слияния двух иероглифов - 道 (яп. «До», кит. «Дао») и 釈 (яп. «Сяку», кит. «Ши»). Если связь «Дао» и даосизма не требует объяснения, то в отношении иероглифа 釈 (кит. «Ши», яп. «Сяку») будут уместными некоторые пояснения. «Сяку» - это Шакья, род, к которому принадлежал основатель буддизма Сиддхарта Гаутама. Поэтому Сиддхарту часто называют Буддой Шакьямуни. И в Китае, и Японии именно «Будда Шакьямуни» было общеупотребительным именем для исторического Будды Сиддхарты Гаутамы.
Основные сюжеты картин, написанных в этом жанре, можно разделить на два направления: даосскую тематику и буддийскую тематику.
Из даосской тематики наиболее распространёнными сюжетами или предметами изображения были Семь мудрецов в бамбуковой роще, Шаншань Сихао (商山四皓), легендарные Небожители, такие как Дунфан Шо (東方朔), и Бессмертные: Люй Дунбинь (呂洞賓), Цинь Гаосянь (琴高仙), Чжан Голао (張果老), Ли Тегуай (李铁拐/李鐵拐), Хань Сян-цзы (韓湘子) и др.
Из буддийской тематики - «Будда Шакьямуни, спустившийся с горы», бодхисаттвы Авалокитешвара (кит. Гуанинь, яп. Каннон) в белом одеянии, Маньчжушри (яп. Мандзю) верхом на льве, Вималакирти (яп. Юима); изображения Архатов, основатель чань-буддизма Бодхидхарма (だ磨, яп. Дарума) и первые патриархи Чань; эксцентричные буддийские монахи Хань-Шань и Шидэ (寒山拾得, яп. Кандзан и Дзиттоку), Сянь-цзы хешан (蜆子和尚, яп. Кенсу-осё), Чжуто (猪頭) и Будай (яп. Хотэй, 布袋).
Характерной чертой досякуга в отличие от обычного портретного жанра, было часто гротескное изображение вышеупомянутых персонажей, подчеркивающее либо их духовное величие и силу, либо легендарную эксцентричность (Хань-шань и Шидэ), либо добродушие и жизнерадостность (Хотэй).
Европейские искусствоведы часто (для простоты понимания) называют досякуга дзенской иконографией. Но это совсем неверно. Картины в жанре досякуга, хотя и посвящены основателям даосизма и буддизма, не несут в себе того религиозного смысла и назначения, который присущ христианским иконам. Дзенская традиция отличается, напротив, своим «иконоборчеством» и демонстративным попранием авторитетов. Хорошо известны наставления основателя школы Линьцзы (яп. Риндзай): «Если вы хотите обрести взгляд, соответствующий Дхарме, то не поддавайтесь заблуждениям других. С чем бы вы ни столкнулись внутри или снаружи — убивайте это. Встретите Будду — убивайте Будду, встретите патриарха — убивайте Патриарха, встретите архата — убивайте архата». Несомненно картины досякуга иногда использовались буддийскими монахами как объекты поклонения (например, помещённые в нише токонома). Но в основе своей они ценились прежде всего за эстетические и смысловые качества самой картины.
Рождение жанра досякуга уходит корнями в очень далёкое прошлое, к эпохе Шести династий, начиная с династий Вэй и Цзинь. В этом жанре работали выдающиеся китайские мастера портретной живописи Гу Кайчжи (顧愷之, 344[-5] – 405[-8]), Лу Танвэй (陸探微) и Чжан Сэнъяо (張僧繇). Их картины являлись отражением бессмертных идей Лао-Цзы и первых ростков проникшего в Китай буддизма.
Расцвет жанра пришёлся на период династии Тан, «Золотого века» чань-буддизма в Китае. В это время досякуга становится излюбленным жанром многих художников, благодаря особой, духовной притягательности образов изображавшихся на картинах персонажей – даосских небожителей и учителей, основоположников буддизма и чаньских мастеров.
Ярким выразителем этого жанра в династии Тан был У Дао-цзи (呉道子, 713 - 741). После У Дао-цзи в жанре досякуга работали такие виртуозы кисти, как Шикэ (石恪) и Гуаньсю (貫休), жившие в период Пяти династий; Лян Кай (梁楷, 1140-1210) и Муци (牧谿, 1210?–1269?), жившие в период Южная Сун, Янь Хуэй (顔輝, 1280-1368) и Интулу (因陀羅), жившие в период династии Юань.
Начиная с периода династии Сун, доминирование этого жанра в китайской живописи стало постепенно сходить на нет, уступив место идеализированной пейзажной живописи (сансуйга).
В Японии жанр досякуга стал распространяться с конца периода Камакура (начало 14 века) на фоне возрастающего влияния учения Дзен. Почти все первые картины досякуга создавались в стиле суйбокуга – монохромной живописи тушью. Изредка художники добавляли в картины немного цвета…
Среди множества образцов живописи, привезённых в Японию из Китая, особенно из династий Сун и Юань, и внесённых в каталоги художественных сокровищ, составленных в период Муромати, есть и многочисленные картины в жанре досякуга. И, естественно, они оказывали сильное влияние на развитие японской живописи.
Картины в жанре досякуга, как уже говорилось выше, создавались в Японии уже с начала 14 века. Широко известны творения Као Нинга («Сянь-цзи, ловящий креветок», «Кандзан и Дзиттоку») и Мокуана Рэйэна («Хотэй» и «Четверо спящих»). Работы в этом жанре создавали Рёдзэн и Гукей Уэ (ученик Тэссю Токусая), хотя последние и тяготели более к канонической буддийской живописи.
Однако расцвет жанра досякуга в Японии связывают с именами великого японского художника Китидзана Минтё и двух его учеников – Секкякуси (赤脚子) и Рэйсая (霊彩), работавших в стиле своего учителя. Созданная Минтё студия буддийских картин в храме Тофуку-дзи стала ведущей студией, работающей в жанре досякуга, и была широко известна по всей Японии. Даже столетие спустя в студию поступали заказы на картины из храмов, отличных от линии храма Тофуку-дзи.
После Минтё большое количество картин в жанре досякуга создал величайший японский художник Сэссю Тойо («Бодхидхарма и Хуэйкэ, отрубающий себе руку», «Шакьямуни, спускающийся с горы», «Дарума (Бодхидхарма)», «Кандзан и Дзиттоку» и многие другие), а после Сэссю - Сэссон Сюкэй («Бессмертный Люй Дунбинь», «Бессмертный Цинь Гао») и Кайхо Юсё («Портрет Дарумы», «Семь мудрецов в бамбуковой роще», «Восемь Бессмертных»).
Досякуга был популярным жанром живописи тушью даже после периода Муромати, картины досякуга создавались художниками различных школ, включая школы Кано (狩野派) и Римпа (琳派). А мастера, работавшие в стиле укиё-э, создавали пародийные изображения даосских и буддийских персонажей.