Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Сэссю Тойо. Кандзан и Дзиттоку

Досякуга

Досякуга (道釈画) - жанр китайской, а позже и японской живописи, представляющий собой портреты основателей и легендарных представителей даосизма и буддизма. Позже к этому жанру стали относить также изображения синтоистcких божеств в Японии. Полное (и реже используемое) название жанра – досякудзинбуцуга (道釈人物画).

Восемьдесят семь бессмертных
У Дао-цзи. Восемьдесят семь бессмертных
У Дао-цзи (приписывается). «Восемьдесят семь бессмертных»
Мемориальный музей Сюй Бейхуна

Термин досякуга произошёл от слияния двух иероглифов - 道 (яп. «До», кит. «Дао») и 釈 (яп. «Сяку», кит. «Ши»). Если связь «Дао» и даосизма не требует объяснения, то в отношении иероглифа 釈 (кит. «Ши», яп. «Сяку») будут уместными некоторые пояснения. «Сяку» - это Шакья, род, к которому принадлежал основатель буддизма Сиддхарта Гаутама. Поэтому Сиддхарту часто называют Буддой Шакьямуни. И в Китае, и Японии именно «Будда Шакьямуни» было общеупотребительным именем для исторического Будды Сиддхарты Гаутамы.

Шестнадцать архатов
Гуаньсю. Шестнадцать архатов
Гуаньсю. «Шестнадцать архатов»
Национальный дворцовый музей Тайпэя

Основные сюжеты картин, написанных в этом жанре, можно разделить на два направления: даосскую тематику и буддийскую тематику.

Из даосской тематики наиболее распространёнными сюжетами или предметами изображения были Семь мудрецов в бамбуковой роще, Шаншань Сихао (商山四皓), легендарные Небожители, такие как Дунфан Шо (東方朔), и Бессмертные: Люй Дунбинь (呂洞賓), Цинь Гаосянь (琴高仙), Чжан Голао (張果老), Ли Тегуай (李铁拐/李鐵拐), Хань Сян-цзы (韓湘子) и др.

Два чаньских патриархаШи Кэ. Первый чаньский патриарх ХуэйкэШи Кэ. Фенгань и тигр Ши Кэ. «Первый чаньский патриарх Хуэйкэ» (вверху)
Ши Кэ. «Фенгань и тигр» (внизу)
Токийский национальный музей

Из буддийской тематики - «Будда Шакьямуни, спустившийся с горы», бодхисаттвы Авалокитешвара (кит. Гуанинь, яп. Каннон) в белом одеянии, Маньчжушри (яп. Мандзю) верхом на льве, Вималакирти (яп. Юима); изображения Архатов, основатель чань-буддизма Бодхидхарма (だ磨, яп. Дарума) и первые патриархи Чань; эксцентричные буддийские монахи Хань-Шань и Шидэ (寒山拾得, яп. Кандзан и Дзиттоку), Сянь-цзы хешан (蜆子和尚, яп. Кенсу-осё), Чжуто (猪頭) и Будай (яп. Хотэй, 布袋).

Будай (Хотэй)Лян Кай. Будай (Хотэй)Лян Кай. Будай (Хотэй)Лян Кай. «Будай (Хотэй)»
Музей искусств Косэцу | Шанхайский музей

Характерной чертой досякуга в отличие от обычного портретного жанра, было часто гротескное изображение вышеупомянутых персонажей, подчеркивающее либо их духовное величие и силу, либо легендарную эксцентричность (Хань-шань и Шидэ), либо добродушие и жизнерадостность (Хотэй).

Восемь легендарных монахов
Лян Кай. Восемь легендарных монахов
Лян Кай. «Восемь легендарных монахов»
Шанхайский музей

Европейские искусствоведы часто (для простоты понимания) называют досякуга дзенской иконографией. Но это совсем неверно. Картины в жанре досякуга, хотя и посвящены основателям даосизма и буддизма, не несут в себе того религиозного смысла и назначения, который присущ христианским иконам. Дзенская традиция отличается, напротив, своим «иконоборчеством» и демонстративным попранием авторитетов. Хорошо известны наставления основателя школы Линьцзы (яп. Риндзай): «Если вы хотите обрести взгляд, соответствующий Дхарме, то не поддавайтесь заблуждениям других. С чем бы вы ни столкнулись внутри или снаружи — убивайте это. Встретите Будду — убивайте Будду, встретите патриарха — убивайте Патриарха, встретите архата — убивайте архата». Несомненно картины досякуга иногда использовались буддийскими монахами как объекты поклонения (например, помещённые в нише токонома). Но в основе своей они ценились прежде всего за эстетические и смысловые качества самой картины.

Ханьшань и Шидэ | ФенганьЛян Кай. Ханьшань и ШидэЛян Кай. ФенганьЛян Кай. «Ханьшань и Шидэ». «Фенгань»
Музей искусств МОА | Частная коллекция
Шестой чаньский патриархЛян Кай. Шестой чаньский патриарх, рубящий бамбукЛян Кай. Шестой чаньский патриарх, разрывающий сутруЛян Кай
«Шестой патриарх, рубящий бамбук» (слева)
«Шестой патриарх, разрывающий сутру» (справа)
Токийский национальный музей | Мемориальный музей Мицуи

Рождение жанра досякуга уходит корнями в очень далёкое прошлое, к эпохе Шести династий, начиная с династий Вэй и Цзинь. В этом жанре работали выдающиеся китайские мастера портретной живописи Гу Кайчжи (顧愷之, 344[-5] – 405[-8]), Лу Танвэй (陸探微) и Чжан Сэнъяо (張僧繇). Их картины являлись отражением бессмертных идей Лао-Цзы и первых ростков проникшего в Китай буддизма.

Будда Шакьямуни | Бодхидхарма (Дарума)Лян Кай. Шакьямуни, спустившийся с горыЛян Кай. Бодхидхарма переправляется через Янцзы на тростникеЛян Кай
«Шакьямуни, спустившийся с горы» (слева)
«Бодхидхарма переправляется через Янцзы на тростнике» (справа)
Токийский национальный музей | Галерея искусств Фрир
Ханьшань и Шидэ | ПухуаЛян Кай. Ханьшань и ШидэЛян Кай. Пухуа, звонящий в колокольчикЛян Кай
«Ханьшань и Шидэ» (слева)
«Пухуа, звонящий в колокольчик» (справа)
Частная коллекция | Музей искусств Номура

Расцвет жанра пришёлся на период династии Тан, «Золотого века» чань-буддизма в Китае. В это время досякуга становится излюбленным жанром многих художников, благодаря особой, духовной притягательности образов изображавшихся на картинах персонажей – даосских небожителей и учителей, основоположников буддизма и чаньских мастеров.

Лао-цзы | Бодхидхарма (Дарума)Муци. Лао-цзыМуци. Бодхидхарма (Дарума)Муци. «Лао-цзы». «Бодхидхарма (Дарума)»
Музей искусств префектуры Окаяма | Монастырь Тенрюдзи
Ханьшань и Шидэ | Пятый патриархМуци. Ханьшань и ШидэМуци. Пятый патриарх с мотыгойМуци
«Ханьшань и Шидэ» | «Пятый патриарх с мотыгой»
Фонд Овари Токугава | Частная коллекция

Ярким выразителем этого жанра в династии Тан был У Дао-цзи (呉道子, 713 - 741). После У Дао-цзи в жанре досякуга работали такие виртуозы кисти, как Шикэ (石恪) и Гуаньсю (貫休), жившие в период Пяти династий; Лян Кай (梁楷, 1140-1210) и Муци (牧谿, 1210?–1269?), жившие в период Южная Сун, Янь Хуэй (顔輝, 1280-1368) и Интулу (因陀羅), жившие в период династии Юань.

Будай | ШакьямуниМуци. Будай (Хотэй)Муци. Шакьямуни, спустившийся с горыМуци
«Будай (Хотэй)» | «Шакьямуни, спустившийся с горы»
Национальный музей Киото | Музей искусств Михо
Сянь-цзы и ЧжутоМуци. Сянь-цзы и ЧжутоМуци. «Сянь-цзы и Чжуто». 13 век
Частная коллекция

Начиная с периода династии Сун, доминирование этого жанра в китайской живописи стало постепенно сходить на нет, уступив место идеализированной пейзажной живописи (сансуйга).

Хань-шань и ШидэЯнь Хуэй. Хань-шань и Шидэ Янь Хуэй. «Хань-шань и Шидэ». 14 в.
Токийский национальный музей

В Японии жанр досякуга стал распространяться с конца периода Камакура (начало 14 века) на фоне возрастающего влияния учения Дзен. Почти все первые картины досякуга создавались в стиле суйбокуга – монохромной живописи тушью. Изредка художники добавляли в картины немного цвета…

Среди множества образцов живописи, привезённых в Японию из Китая, особенно из династий Сун и Юань, и внесённых в каталоги художественных сокровищ, составленных в период Муромати, есть и многочисленные картины в жанре досякуга. И, естественно, они оказывали сильное влияние на развитие японской живописи.

Сянь-цзы (Кенсу) | Кандзан (Хань-Шань)Као Нинга. Сянь-цзы, ловящий креветокКао Нинга. Кандзан (Хань-Шань) Као Нинга. Начало 14-го века
«Сянь-цзы, ловящий креветок». Токийский Национальный музей (слева)
«Кандзан (Хань-Шань)». Собрание Токиваяма (справа)
Кандзан и ДзиттокуКао Нинга. Кандзан и Дзиттоку (Хань-Шань и Шидэ) Као Нинга. «Кандзан и Дзиттоку». 14 век
Токийский национальный музей

Картины в жанре досякуга, как уже говорилось выше, создавались в Японии уже с начала 14 века. Широко известны творения Као Нинга («Сянь-цзи, ловящий креветок», «Кандзан и Дзиттоку») и Мокуана Рэйэна («Хотэй» и «Четверо спящих»). Работы в этом жанре создавали Рёдзэн и Гукей Уэ (ученик Тэссю Токусая), хотя последние и тяготели более к канонической буддийской живописи.

ХотэйМокуан Рэйен. ХотейМокуан Рэйен. Хотей Мокуан Рэйен. 14 век
«Хотэй». Художественный музей МОА (слева)
«Хотэй». Фонд Сэнъоку Хакукокан (справа)
Четверо спящихМокуан Рэйен. Четверо спящихМокуан Рэйен. Четверо спящих Мокуан Рэйен. «Четверо спящих»
Фонд Маэда Икутокукай
Каннон в белых одеяниях Рёдзэн. Каннон в белых одеянияхГукей Уэ. Каннон в белых одеянияхРёдзэн. «Каннон в белых одеяниях» (слева)
Гукей Уэ. «Каннон в белых одеяниях» (справа)
Монастырь Мёкодзи | Музей Ямато Бункакан

Однако расцвет жанра досякуга в Японии связывают с именами великого японского художника Китидзана Минтё и двух его учеников – Секкякуси (赤脚子) и Рэйсая (霊彩), работавших в стиле своего учителя. Созданная Минтё студия буддийских картин в храме Тофуку-дзи стала ведущей студией, работающей в жанре досякуга, и была широко известна по всей Японии. Даже столетие спустя в студию поступали заказы на картины из храмов, отличных от линии храма Тофуку-дзи.

Каннон в лунном сиянии| МондзюМинтё Китидзан. Каннон (Авалокитешвара)Минтё. Мондзю (Манджушри) Минтё. «Бодхисаттва Каннон (Авалокитешвара)» (слева)
Минтё. «Бодхисаттва Мондзю (Манджушри)» (справа)
Тофукудзи. Киото | Институт искусств Миннеаполиса
Каннон в белых одеяньяхМинтё Китидзан. Каннон в белых одеяньяхМинтё Китидзан. Каннон (Авалокитешвара) Минтё Китидзан. «Каннон в белых одеяньях»
Токийский национальный музей (слева)
Художественный музей МОА (справа)
Пятьсот АрхатовМинтё. Пятьсот Архатов Минтё. «Пятьсот Архатов»
Монастырь Тофукудзи. Киото
ХотэйМинтё. Хотэй Минтё. Хотэй (фрагмент) Минтё. «Хотэй»
Художественный музей Кливленда

После Минтё большое количество картин в жанре досякуга создал величайший японский художник Сэссю Тойо («Бодхидхарма и Хуэйкэ, отрубающий себе руку», «Шакьямуни, спускающийся с горы», «Дарума (Бодхидхарма)», «Кандзан и Дзиттоку» и многие другие), а после Сэссю - Сэссон Сюкэй («Бессмертный Люй Дунбинь», «Бессмертный Цинь Гао») и Кайхо Юсё («Портрет Дарумы», «Семь мудрецов в бамбуковой роще», «Восемь Бессмертных»).

Дарума | Бодхидхарма и Хуэйкэ, отрубающий рукуСэссю Тойо. ДарумаСэссю Тойо. Бодхидхарма и Хуэйкэ, отрубающий руку Сэссю Тойо. 15 век
«Дарума». Художественный музей Идэмицу (слева)
«Бодхидхарма и Хуэйкэ». Монастырь Сайнэндзи (справа)
Кандзан и ДзиттокуСэссю Тойо. Кандзан и Дзиттоку Сэссю Тойо. «Кандзан и Дзиттоку»
Коллекция Виктора и Марианны Ланген
Дзюродзин | ШакьямуниСэссю Тойо. ДзюродзинСэссю Тойо. Шакьямуни, спускающийся с горы Сэссю Тойо. 15 век
«Дзюродзин». Музей искусств префектуры Ямагути (слева)
«Шакьямуни, спустившийся с горы». Частная коллекция (справа)
Шоулао (Дзюродзин) | ШэньнунСэссю Тойо. Шоулао (Дзюродзин) Бессмертный Люй Дунбинь Сэссю Тойо. «Шоулао (Дзюродзин)» (слева)
Сэссю Тойо. «Шэньнун» (справа))
Музей искусств Фукуока | Музей искусств префектуры Окаяма
Даосские Бессмертные Люй Хайчань (Сяма) и Ли ТегуайСэссон Сюкэй. Люй Хайчань (Сяма)Сэссон Сюкэй. Ли ТегуайСэссон Сюкэй. «Люй Хайчань (Сяма)» (вверху)
Сэссон Сюкэй. «Ли Тегуай» (внизу)
Токийский национальный музей

Досякуга был популярным жанром живописи тушью даже после периода Муромати, картины досякуга создавались художниками различных школ, включая школы Кано (狩野派) и Римпа (琳派). А мастера, работавшие в стиле укиё-э, создавали пародийные изображения даосских и буддийских персонажей.

Сянь-цзы и ЧжутоЁгэцу Вагёку. Сянь-цзы и ЧжутоЁгэцу. «Сянь-цзы и Чжуто»
Институт искусств Минеаполиса
Восемь бессмертных Кайхо Юсё. Восемь бессмертных Кайхо Юсё. «Восемь бессмертных». 1602 г.
Национальный музей Киото
Хотэй пробуждается от снаСенгай Гибон. Хотэй пробуждается от сна Сенгай Гибон. «Хотэй пробуждается от сна»