«Песчаный берег и сосны», или «Сосны на морском берегу», (浜松図, яп. хамамацу-дзу) - разновидность жанра мэйсё-э в японской живописи «ямато–э», картины, изображающие пологий волнистый песчаный берег или песчаную косу и продуваемые ветрами сосновые деревья.
Исторические документы свидетельствуют о том, что морской берег иногда изображался на «картинах с известными видами» (名所絵, мэйсё-э) периода Хэйан, например, побережье Суминоэ (住之江), Исэ (伊勢, префектура Миэ) или Сэцу (摂津, префектура Хёго). Представляется вероятным, что в прибрежных пейзажах, изображённых на этих хэйанских картинах с известными видами, было мало отличий, потому что ни одна из них не была написана с натуры.
Ни одна из картин хамамацу, созданных до 15-го века, к сожалению, не сохранилась. Однако до наших дней дошли несколько горизонтальных свитков (эмакимоно) той эпохи, таких как «Легенды о чудесах Божества Святилища Касуга» (春日権見験記絵, 1309 г., коллекция Агенства Императорского дома) и биография буддийского монаха Хонэна (法然上人伝絵, яп. «Хонэн Сёнин дэн-э», середина 14 в., субхрам Тион-ин, 知恩院, в Киото). На этих свитках встречаются миниатюрные изображения расписанных ширм, в т.ч. с картинами берега и сосен. На этих ширмах просматриваются сцены с широкими морскими просторами и стилизованными волнами, которые плещутся о песчаный плоский берег с величавыми соснами.
Частое появление этой темы в свитках периодов Хэйан и Камакура указывает на то, что к началу 14 века «Сосны на морском берегу» стали распространённой темой для декорации складных ширм, вееров и лакированной посуды.
Самый ранний дошедший до нас пример - пара ширм с изображениями сосен, океана и лодок (конец 15 в.; Частная коллекция). Другая пара ширм, датируемых серединой 16-го века, автор которых неизвестен, экспонируется в Токийском национальном музее. На этих ширмах тема получила своё развитие, т.к. помимо берега и сосен художник изобразил и людей, работающих на берегу.
Ещё несколько образцов живописи на складных ширмах на тему «Песчаный берег и сосны» были созданы в конце 16-го – начале 17-го веков и приписываются двум известным мастерам – Кайхо Юсё (海北友松, 1533-1615) и Таварая Сотацу (俵屋宗達, ?-1643?). Работа Кайхо Юсё находится в коллекции Агенства Императорского дома, а работа Сотацу – в Галерее искусств Фрир в Вашингтоне.