Сансуйга (山水画, кит. шаньшуйхуа, дословно «живопись гор и вод») - жанр китайской и японской живописи, изображающей идеализированную природу. Хотя обычно «сансуйга» переводится как «пейзажная живопись», этот перевод не совсем точен. Для обозначения «пейзажа» в том смысле, как он понимается в западной пейзажной живописи, более подходит термин «фукэйга» (風景画).
Термин сансуйга применяется к китайской, корейской и японской живописи, которая изображает идеализированные картины природы, в основном используя формы гор, рек, облаков и природных объектов, таких как скалы и деревья. Сансуйга - одна из трёх основных предметных категорий (жанров) дальневосточной живописи, наряду с портретным жанром (人物画, «дзинбуцуга»), даосско-буддийской живописью (道釈画, «досякуга») и жанром «цветы и птицы» (花鳥画, «катёга»).
Основой восприятия природы в искусстве Дальнего Востока послужило древнее китайское учение, которое исходило из представления о существовании двух противоположных сил — положительной Ян и отрицательной Инь. Взаимодействие этих сил — основа существования вселенной. Даже название китайского пейзажа «шань-шуй», что значит «горы-воды», исходит из единства этих противоположных сил. «Горы, препятствующие связям, и реки, содействующие им», — основа всякого ландшафта. Смена четырех времен года, восход и заход солнца, жизнь и смерть в природе, рождение и смерть людей—все это взаимодействие Ян и Инь. Художники должны были не только следовать природе, давать «формы согласно виду вещей», но стремиться проникнуть в сущность мироздания, познать законы его бытия и. как говорил Ван Вэй (поэт, художник и теоретик искусства Древнего Китая VIII в. н. э.), «раскрыть душу природы, закончив деяние творца»1.
Ранний пейзаж впервые появился в Китае как часть портретной живописи, создавая естественный фон для художественного повествования. Один из самых ранних примеров – «Нимфа реки Ло» художника Гу Кайчжи (顧愷之, ок. 344-406).
Ещё один образец ранней пейзажной живописи - работа Чжань Цзыцяня (展子虔, ок. 550-604) конца VI века «Весенняя прогулка».
Основной импульс для своего развития пейзажная живопись получила в период династии Тан. Согласно более поздним китайским историко-искусствоведческим трудам, во времена династии Тан возникли две школы и два стиля пейзажной живописи. Первая школа, основанная придворным художником Ли Сысюнем (李思訓, 653-718) и его сыном Ли Чжаодао (李昭道, начало 8 в.), создавала пейзажи в очень тщательной манере, с чётко очерченным контуром изображения, используя технику линии, воспринятую от более ранних художников, таких как Гу Кайчжи и Чжань Цзыцянь. Затем картины раскрашивались яркими минеральными красками. Наиболее часто использовались синий и зелёный минеральные цвета, поэтому эта манера пейзажной живописи известна как «сине-зелёный пейзаж» (青綠山水, цинлуй шаньшуй, яп. сэйрёку сансуй).
Другая школа, основанная художниками У Даоцзы (呉道子; начало 8 века) и поэтом-живописцем Ван Вэем (王維, 701-761), рисовала пейзажи чёрной тушью (кит. шуймохуа или яп. суйбокуга). При этом картина могла иметь более или менее насыщенный цвет. Художники не стремились передать вид изображаемого объекта досконально точно. Важно было выразить «дух» или «идею» на свитке, которая волновала художника. И поэтому точная прорисовка контура при таком подходе не была нужна. Отрывистые штрихи, или даже точечные удары кисти помогали «переселить» озарение художника на бумагу, незаполненное, пустое пространство так же имело свою важную художественную функцию. Считается, что Ван Вэй разработал более спонтанную технику живописи под названием хабоку («сломанные чернила»), используя различные оттенки размывов туши. А более поздний последователь этой школы Ван Мо (王墨; ? – после 804 г.) обычно упоминается в связи с происхождением другой техники суйбокуга – хацубоку (溌墨, «разбрызганная тушь»).
В китайской эстетике первая школа получила название «сешэн» (буквально — «писать жизнь»), а вторая школа — «сеи» (то есть «писать идею»). Эти две школы позже (в эпоху династии Мин) стали называться соответственно Северной и Южной школами: хокусюга (北宗画) или академический стиль, интаига (院体画), и южный стиль живописи, наньсюга (南宗画), или «литературный» стиль, бундзинга (文人画). Следует отметить, что данные названия основаны не на географических признаках, а на аналогии с различными школами чань-буддизма.
Пейзажная живопись имела долгую историю в Китае, но только в 11 веке она стала доминирующим жанром в китайской живописи. Династия Сун (11 в. - 13 в.) стала свидетелем развития основных композиционных типов и методов работы кистью.
Хотя пейзажная живопись вдохновлялась даосским почитанием природы, она также играла важную роль в буддийском и конфуцианском контекстах. Считается, что пейзажная живопись, которую иногда называют самой отличительной или самой славной страницей в истории китайской живописи, является не только зеркалом мира Природы, но и средством выражения человеческой мысли и абстрактных, духовно-философских принципов.
В Японии пейзажи сначала служили фоном в буддийских картинах, как сине-зеленые пейзажи, сэйрёку сансуй (青緑山水), династии Тан. В этих картинах центральное место занимали изображения буддийских иерархов или сюжеты, связанные с буддийской тематикой, а не сам пейзаж.
В позднем периоде Хэйан, с тенденцией к ассимиляции и натурализации китайских культурных форм, японские пейзажи стали изображаться на картинах сезонных тем (四季絵, «сики-э») и знаменитых мест (名所絵, «мэйсё-э»), и стали излюбленным предметом для «ямато-э».
В конце 13-го – начале 14-го веков в Японию начала массово проникать китайская живопись династий Сун и Юань (宋元画, «согенга»). И японцы, главным образом благодаря дзенским монахам, познакомились с пейзажами в стиле суйбокуга, которые воплощали идеалы красоты и естественности и в которых изображения людей играли второстепенную, несущественную роль или вообще отсутствовали.
Самая первая из известных картин японских художников в жанре сансуйга датируется началом 14-го века, не позднее 1317 года. Сюжет картины, «Дикие гуси, спускающиеся на песчаный берег», относится к популярному сюжетному циклу «Восемь видов рек Сяо и Сян». Автором картины является некто Ситан, очевидно дзенский монах-художник, т.к. гатху («хвалебный комментарий») на этой картине написал сам Ишань Инин (Иссан Итиней).
В середине 14-го века в этом жанре работал также Гукей Уэ, ученик Тэссю Токусая. В пейзажной живописи Гукея ощущается сильное влияние чаньских художников династии Южная Сун, в особенности Му Ци, творчество которого Гукей глубоко изучал. В жанре сансуйга написаны такие картины Гукея, как «Под дождём» (雨中山水図, Токийский Национальный музей), «Рыбак и дровосек» (漁樵山水図, частная коллекция) и «Виноград» (葡萄図, частная коллекция).
В начале 15-го века в Японии приобрели популярность живописные свитки сигадзику, многие из которых создавались в жанре сансуй. Первой из известных японских картин этого типа называют работу кисти неизвестного художника - «Новолуние над тростниковыми воротами», датируемую 1405 годом. Другой образец ранних сигадзику, «Хижина в горном ущелье» (書斎図), принадлежит кисти Китидзана Минтё и датируется 1413 годом.
Большое количество монохромных картин тушью в жанре сансуйга приписываются Тэнсё Сюбуну. Почти все дошедшие до нас картины этого художника относятся к этому жанру, хотя документальные источники упоминают только его буддийские картины (досякуга) и складные ширмы (бёбу) с птицами и цветами.
Упомянутые пейзажи выполнены в различных манерах, и хотя некоторые из них имеют его подпись и печати, авторство ни одного из них нельзя с абсолютной уверенностью приписать Сюбуну. Однако, если это действительно его работы, Сюбун может считаться первым японским художником, который рассматривал пейзаж как основной предмет для суйбокуга.
Ученик Сюбуна Сэссю Тойо, побывавший в Китае, глубоко изучивщий творчество Жофэнь Юйцзяня и освоивший техники хабоку и хацубоку, преобразовал в итоге художественный стиль, привнесенный из Китая в 14 веке, в нечто характерно японское. Сэссю адаптировал китайские модели к японским художественным идеалам и эстетическим чувствам.
Традиции монохромной пейзажной живописи продолжила плеяда художников школы Кано, которую в поздний период Муромати официально поддерживал сёгунат Асикага, а позднее, на протяжении всего периода Эдо, - сёгунат Токугава.
Многие техники, применявшиеся художниками-монахами (га-со) периода Муромати и профессиональными мастерами в период Момоямы и Эдо, были заимствованы у представителей академической живописи Северной и Южной Сун.
С другой стороны, японские художники-литераторы 18 века Икэ-но Тайга (池大雅, 1723-76), Ёса Бусон (与謝蕪村, 1716-84) и Урагами Гёкудо (浦上玉堂, 1745-1820) адаптировали южнокитайский «литературный» стиль живописи в японский стиль нанга (南画).
К концу 18-го века под влиянием западного реализма японская пейзажная живопись стала отказываться от концептуального или идеализированного изображения Природы, отдавая предпочтение изображению реальных картин природы. Жанр сансуйга уступил место жанру фукэйга (風景画).