zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Сэссон Сюкэй. Пейзаж в лунном свете

Сансуйга

Сансуйга (山水画, кит. шаньшуйхуа, дословно «живопись гор и вод») - жанр китайской и японской живописи, изображающей идеализированную природу. Хотя обычно «сансуйга» переводится как «пейзажная живопись», этот перевод не совсем точен. Для обозначения «пейзажа» в том смысле, как он понимается в западной пейзажной живописи, более подходит термин «фукэйга» (風景画).

Буддийский монастырь в горах | ПейзажЛи Чэн. Буддийский монастырь в горах Ли Цай. Горный пейзажЛи Чэн. «Буддийский монастырь в горах» (слева)
Ли Цай. «Горный пейзаж» (справа)

Термин сансуйга применяется к китайской, корейской и японской живописи, которая изображает идеализированные картины природы, в основном используя формы гор, рек, облаков и природных объектов, таких как скалы и деревья. Сансуйга - одна из трёх основных предметных категорий (жанров) дальневосточной живописи, наряду с портретным жанром (人物画, «дзинбуцуга»), даосско-буддийской живописью (道釈画, «досякуга») и жанром «Цветы и птицы» (花鳥画, «катёга»).

Холодный лес в заснеженной равнинеФань Куань. Холодный лес в заснеженной равнине Фань Куань. «Холодный лес в заснеженной равнине»

Основой восприятия природы в искусстве Дальнего Востока послужило древнее китайское учение, которое исходило из представления о существовании двух противоположных сил — положительной Ян и отрицательной Инь. Взаимодействие этих сил — основа существования вселенной. Даже название китайского пейзажа «шань-шуй», что значит «горы-воды», исходит из единства этих противоположных сил. «Горы, препятствующие связям, и реки, содействующие им», — основа всякого ландшафта. Смена четырех времен года, восход и заход солнца, жизнь и смерть в природе, рождение и смерть людей—все это взаимодействие Ян и Инь. Художники должны были не только следовать природе, давать «формы согласно виду вещей», но стремиться проникнуть в сущность мироздания, познать законы его бытия и. как говорил Ван Вэй (поэт, художник и теоретик искусства Древнего Китая VIII в. н. э.), «раскрыть душу природы, закончив деяние творца»1.

Ранний пейзаж впервые появился в Китае как часть портретной живописи, создавая естественный фон для художественного повествования. Один из самых ранних примеров – «Нимфа реки Ло» художника Гу Кайчжи (顧愷之, ок. 344-406).

Нимфа реки ЛоГу Кайчжи. Нимфа реки Ло (фрагмент) Гу Кайчжи. Нимфа реки Ло (фрагмент)Гу Кайчжи. «Нимфа реки Ло» (фрагменты)

Ещё один образец ранней пейзажной живописи - работа Чжань Цзыцяня (展子虔, ок. 550-604) конца VI века «Весенняя прогулка».

Весенняя прогулкаЧжань Цзыцянь. Весенняя прогулка Чжань Цзыцянь. «Весенняя прогулка»

Основной импульс для своего развития пейзажная живопись получила в период династии Тан. Согласно более поздним китайским историко-искусствоведческим трудам, во времена династии Тан возникли две школы и два стиля пейзажной живописи. Первая школа, основанная придворным художником Ли Сысюнем (李思訓, 653-718) и его сыном Ли Чжаодао (李昭道, начало 8 в.), создавала пейзажи в очень тщательной манере, с чётко очерченным контуром изображения, используя технику линии, воспринятую от более ранних художников, таких как Гу Кайчжи и Чжань Цзыцянь. Затем картины раскрашивались яркими минеральными красками. Наиболее часто использовались синий и зелёный минеральные цвета, поэтому эта манера пейзажной живописи известна как «сине-зелёный пейзаж» (青綠山水, цинлуй шаньшуй, яп. сэйрёку сансуй).

Парусные лодки и павильон | ПейзажЛи Сысюнь. Парусные лодки и павильон Ли Сысюнь. ПейзажЛи Сысюнь. Сине-зелёные пейзажи
«Парусные лодки и павильон» (слева)
«Пейзаж» (справа)

Другая школа, основанная художниками У Даоцзы (呉道子; начало 8 века) и поэтом-живописцем Ван Вэем (王維, 701-761), рисовала пейзажи чёрной тушью (кит. шуймохуа или яп. суйбокуга). При этом картина могла иметь более или менее насыщенный цвет. Художники не стремились передать вид изображаемого объекта досконально точно. Важно было выразить «дух» или «идею» на свитке, которая волновала художника. И поэтому точная прорисовка контура при таком подходе не была нужна. Отрывистые штрихи, или даже точечные удары кисти помогали «переселить» озарение художника на бумагу, незаполненное, пустое пространство так же имело свою важную художественную функцию. Считается, что Ван Вэй разработал более спонтанную технику живописи под названием хабоку («сломанные чернила»), используя различные оттенки размывов туши. А более поздний последователь этой школы Ван Мо (王墨; ? – после 804 г.) обычно упоминается в связи с происхождением другой техники суйбокуга – хацубоку (溌墨, «разбрызганная тушь»).

Заснеженный пейзаж с рекойВан Вэй. Заснеженный пейзаж с рекой Ван Вэй. «Заснеженный пейзаж с рекой»

В китайской эстетике первая школа получила название «сешэн» (буквально — «писать жизнь»), а вторая школа — «сеи» (то есть «писать идею»). Эти две школы позже (в эпоху династии Мин) стали называться соответственно Северной и Южной школами: хокусюга (北宗画) или академический стиль, интаига (院体画), и южный стиль живописи, наньсюга (南宗画), или «литературный» стиль, бундзинга (文人画). Следует отметить, что данные названия основаны не на географических признаках, а на аналогии с различными школами чань-буддизма.

ПейзажГо Си. Пейзаж Го Си. «Пейзаж» (фрагмент)

Пейзажная живопись имела долгую историю в Китае, но только в 11 веке она стала доминирующим жанром в китайской живописи. Династия Сун (11 в. - 13 в.) стала свидетелем развития основных композиционных типов и методов работы кистью.

Роскошный лес среди отдаленных пиковЛи Чэн. Роскошный лес среди отдаленных пиков Ли Чэн. «Роскошный лес среди отдаленных пиков» (фрагмент)

Хотя пейзажная живопись вдохновлялась даосским почитанием природы, она также играла важную роль в буддийском и конфуцианском контекстах. Считается, что пейзажная живопись, которую иногда называют самой отличительной или самой славной страницей в истории китайской живописи, является не только зеркалом мира Природы, но и средством выражения человеческой мысли и абстрактных, духовно-философских принципов.

Дерево и скалаСу Дунпо (Су Ши). Дерево и скала Су Дунпо (Су Ши). «Дерево и скала»

В Японии пейзажи сначала служили фоном в буддийских картинах, как сине-зеленые пейзажи, сэйрёку сансуй (青緑山水), династии Тан. В этих картинах центральное место занимали изображения буддийских иерархов или сюжеты, связанные с буддийской тематикой, а не сам пейзаж.

Картины Райго в Бёдо-инКартины Райго в Бёдо-инКартины Райго в Бёдо-ин

В позднем периоде Хэйан, с тенденцией к ассимиляции и натурализации китайских культурных форм, японские пейзажи стали изображаться на картинах сезонных тем (四季絵, «сики-э») и знаменитых мест (名所絵, «мэйсё-э»), и стали излюбленным предметом для «ямато-э».

ПейзажПейзаж. Период Хэйан. Роспись ширмы (бёбу)
«Пейзаж». Поздний период Хэйан

В конце 13-го – начале 14-го веков в Японию начала массово проникать китайская живопись династий Сун и Юань (宋元画, «согенга»). И японцы, главным образом благодаря дзенским монахам, познакомились с пейзажами в стиле суйбокуга, которые воплощали идеалы красоты и естественности и в которых изображения людей играли второстепенную, несущественную роль или вообще отсутствовали.

Весенняя прогулка по горной тропинкеМа Юань. Весенняя прогулка по горной тропинке Ма Юань. «Весенняя прогулка по горной тропинке»

Самая первая из известных картин японских художников в жанре сансуйга датируется началом 14-го века, не позднее 1317 года. Сюжет картины, «Дикие гуси, спускающиеся на песчаный берег», относится к популярному сюжетному циклу «Восемь видов рек Сяо и Сян». Автором картины является некто Ситан, очевидно дзенский монах-художник, т.к. гатху («хвалебный комментарий») на этой картине написал сам Ишань Инин (Иссан Итиней).

Дикие гуси, спускающиеся на песчаный берегСитан. Дикие гуси, спускающиеся на песчаный берег Ситан. «Дикие гуси, спускающиеся на песчаный берег»

В середине 14-го века в этом жанре работал также Гукей Уэ, ученик Тэссю Токусая. В пейзажной живописи Гукея ощущается сильное влияние чаньских художников династии Южная Сун, в особенности Му Ци, творчество которого Гукей глубоко изучал. В жанре сансуйга написаны такие картины Гукея, как «Под дождём» (雨中山水図, Токийский Национальный музей), «Рыбак и дровосек» (漁樵山水図, частная коллекция) и «Виноград» (葡萄図, частная коллекция).

Пейзаж под дождёмГукей Уэ. Пейзаж под дождём Гукей Уэ
«Пейзаж под дождём»

В начале 15-го века в Японии приобрели популярность живописные свитки сигадзику, многие из которых создавались в жанре сансуй. Первой из известных японских картин этого типа называют работу кисти неизвестного художника - «Новолуние над тростниковыми воротами», датируемую 1405 годом. Другой образец ранних сигадзику, «Хижина в горном ущелье» (書斎図), принадлежит кисти Китидзана Минтё и датируется 1413 годом.

Новолуние над тростниковыми воротамиНеизвестный автор. Новолуние над тростниковыми воротами. 1405 г.Неизвестный автор. Новолуние над тростниковыми воротами. 1405 г. «Новолуние над тростниковыми воротами». 1405 г.
Неизвестный автор
Хижина в горном ущельеМинтё. Хижина в горном ущельеМинтё. Хижина в горном ущелье (фрагмент) Китидзан Минтё. «Хижина в горном ущелье»

Большое количество монохромных картин тушью в жанре сансуйга приписываются Тэнсё Сюбуну. Почти все дошедшие до нас картины этого художника относятся к этому жанру, хотя документальные источники упоминают только его буддийские картины (досякуга) и складные ширмы (бёбу) с птицами и цветами.

ПейзажиТэнсё Сюбун. ПейзажТэнсё Сюбун. Пейзаж Сюбун. Пейзажи

Упомянутые пейзажи выполнены в различных манерах, и хотя некоторые из них имеют его подпись и печати, авторство ни одного из них нельзя с абсолютной уверенностью приписать Сюбуну. Однако, если это действительно его работы, Сюбун может считаться первым японским художником, который рассматривал пейзаж как основной предмет для суйбокуга.

Пейзажи СигадзикуТэнсё Сюбун. ПейзажТэнсё Сюбун. ПейзажТэнсё Сюбун. Пейзаж Сюбун. Пейзажи

Ученик Сюбуна Сэссю Тойо, побывавший в Китае, глубоко изучивщий творчество Жофэнь Юйцзяня и освоивший техники хабоку и хацубоку, преобразовал в итоге художественный стиль, привнесенный из Китая в 14 веке, в нечто характерно японское. Сэссю адаптировал китайские модели к японским художественным идеалам и эстетическим чувствам.

Пейзаж в стиле хабокуСэссю Тойо. Пейзаж в стиле хабокуСэссю Тойо. Пейзаж в стиле хабоку Сэссю Тойо. «Пейзаж в стиле хабоку». 1495

Позже Кано Мотонобу (狩野元信, 1476-1559) и другие художники школы Кано начали использовать в пейзажной живописи одновременно и тушь, и яркие пигментные краски, став родоначальниками нового художественного стиля - «канга».

Пейзажи четырёх сезоновКано Цунэнобу. Пейзажи четырёх сезоновКано Цунэнобу. Пейзажи четырёх сезоновКано Цунэнобу. «Пейзажи четырёх сезонов»

Многие техники, применявшиеся художниками-монахами (га-со) периода Муромати и профессиональными мастерами в период Момоямы и Эдо, были заимствованы у представителей академической живописи Северной и Южной Сун.

Пейзаж в лунном светеСэссон Сюкэй. Пейзаж в лунном светеСэссон Сюкэй. «Пейзаж в лунном свете»
Техника хацубоку

С другой стороны, японские художники-литераторы 18 века Икэ-но Тайга (池大雅, 1723-76), Ёса Бусон (与謝蕪村, 1716-84) и Урагами Гёкудо (浦上玉堂, 1745-1820) адаптировали южнокитайский «литературный» стиль живописи в японский стиль нанга (南画).

Пейзаж с павильоном | Вид на Озеро СихуИкэ-но Тайга. Пейзаж с павильономИкэ-но Тайга. Вид на Озеро СихуИкэ-но Тайга
«Пейзаж с павильоном» (вверху)
«Вид на Озеро Сиху» (внизу)

К концу 18-го века под влиянием западного реализма японская пейзажная живопись стала отказываться от концептуального или идеализированного изображения Природы, отдавая предпочтение изображению реальных картин природы. Жанр сансуйга уступил место жанру фукэйга (風景画).

1 Воронова Б. Тойо Ода. Москва. 1958 г. стр.7