Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Гора Хико-сан на острове Кюсю

Возвращение в Японию. Кюсю.

Сэссю пробыл в Китае чуть более одного года. В августе 1469 года он получил прощальную гатху от Чжуляня (除璉, яп. Дзёрэн) в Нинбо и вернулся в Японию на одном из кораблей клана Оути. Сэссю сошел на берег возле Итосимы в провинции Тикудзен, на севере острова Кюсю.

Некоторые считают, что после этого он должен был сразу отправиться в Ямагути, чтобы отчитаться перед кланом Оути. Но посетил ли он Ямагути сразу по возвращении из Китая, неизвестно. В Киото бушевал пожар гражданской войны («Война годов Онин»), и дайме клана Оути, Масахиро Оути, принимал в ней активное участие на стороне западной коалиции под началом Ямана Мотитоё. Провинция Суо в то время была неспокойным местом, и, похоже, Сэссю решил остаться на острове Кюсю.

Война годов Онин
Война годов Онин
Война годов Онин
Война годов Онин
Война годов Онин
Война годов Онин
Война годов Онин
 

Он отправился в Тагава, ища поддержки у кланов Удзи и Фудзи. Недалеко от Тагава, в районе городка Кавасаки-мати есть сад Фудзи-Гёракуэн, который с древних времен назывался садом Cэссю (в 1978 году был причислен к национальным памятникам искусства и охраняется государством как природный заповедник). Считается, что Сэссю посетил эти места после возвращения из Китая и прожил здесь, в Саеда, около 3 лет.

Фудзи-Гьоракуэн
Дзенский сад Фудзи-Гьоракуэн / Fujie Gyorakuen. Весна
Дзенский сад Фудзи-Гьоракуэн / Fujie Gyorakuen. Лето
Дзенский сад Фудзи-Гьоракуэн / Fujie Gyorakuen. Лето
Дзенский сад Фудзи-Гьоракуэн / Fujie Gyorakuen. Осень
Дзенский сад Фудзи-Гьоракуэн / Fujie Gyorakuen. Осень
Дзенский сад Фудзи-Гьоракуэн / Fujie Gyorakuen. Зима
 

В этот период он создал несколько прекрасных дзенских садов, среди которых наиболее известны упомянутый выше Фудзи-Гёракуэн («Рай для рыб») и Кю-Камеиси-Секибоу.

Старый сад Камеиси-Бо
Сад Кю-Камеиси-Секибоу у подножья горы Хико
Сад Кю-Камеиси-Секибоу у подножья горы Хико
Сад Кю-Камеиси-Секибоу у подножья горы Хико
Сад Кю-Камеиси-Секибоу у подножья горы Хико
Сад Кю-Камеиси-Секибоу у подножья горы Хико
Сад Кю-Камеиси-Секибоу у подножья горы Хико
Сад Кю-Камеиси-Секибоу у подножья горы Хико
Сад Кю-Камеиси-Секибоу у подножья горы Хико
Сад Кю-Камеиси-Секибоу у подножья горы Хико
Сад Кю-Камеиси-Секибоу у подножья горы Хико
 

Большинство из садов расположены недалеко от горы Хико, где он часто проводил свои дни, любуясь природой и рисуя картины.

Гора Хико-сан
Гора Хико-сан
Гора Хико-сан
Гора Хико-сан
 

Затем он направился в Оиту по приглашению Тикасигэ Отомо. По пути Сэссю побывал в провинциях Будзен и Бунго. Прибыв в Оиту, Сэссю посетил замок Тикасигэ Отомо, чтобы проявить уважение к даймё и принять его покровительство, которое было так необходимо Сэссю, чтобы избежать возвращения в Суо из-за непростой политической ситуации. Какое-то время Сэссю оставался в Оите, жил на высоком холме с хорошим видом на залив Беппу.

Залив Бепу
Залив Бепу (наши дни)
Залив Бепу (наши дни)
Залив Бепу (наши дни)
Залив Бепу (наши дни)
Залив Бепу (наши дни)
 

Признанный при императорском дворе в Пекине и удостоенный чести в самом знаменитом чаньском монастыре в Китае, Сэссю был очень хорошо принят. Для художников он был единственным современником, который посетил Китай, общался с чаньскими монахами и мастерами кисти, созерцал легендарные пейзажи, произведения искусства и сады…

Но культовой фигурой Сэссю был не только в среде художников. Все хотели услышать его рассказы о поездке в Китай, выслушать его суждения по различным вопросам или изучать живопись под его руководством.

Потом, по одной из версий, друг Сэссю, Кэйан Гэндзю (桂庵玄樹, 1427-1508), состоявший при императорском дворе в Киото, переехал в храм Мандзюи-дзи в провинции Бунго.

Храм Мандзюи-дзиХрам Мандзюи-дзи в Оита Храм Мандзюи-дзи в Оита

Сэссю также перебрался в Бунго и в 1476 году построил там очаровательный загородный дом. Он назвал свой новый дом-студию Тэнкай-дзу Гаро, «Созданный небом павильон живописи», как дань гармонии и красоте окружающей обстановки. Сегодня памятник под названием «Тэнкай-дзу-Гаро» стоит в пределах буддистского храма школы Сингон - Конгохокукай-дзи (Ваджра Божественное сокровище) в городе Оита.

Памятник Тэнкай-дзу Га-роПамятник Тенкай-дзу Га-ро в Оите.

Сэссю прожил в Тэнкай-дзу-Гаро несколько лет, пользуясь покровительством семьи Отомо, занимался живописью и преподаванием, принимал много посетителей. По свидетельству его друга, монаха Бофу Рюсин, абсолютно все, от знати до простых людей Оиты, восхищались творчеством Сэссю и желали приобрести его работы.

Неподалёку от этого места находился (и находится по сей день) водопад Тинда, красоту которого Сэссю запечатлел в своей одноимённой картине «Водопад Тинда». Сэссю создал её приблизительно между 1476 и 1479 гг. Это первая в истории Японии картина с изображением этого водопада. Оригинал картины Сэссю, к сожалению, сгорел во время Великого землетрясения в Канто в начале 20 века, но к счастью, сохранилась репродукция «Водопада Тинда», принадлежащая кисти Кано Цунэнобу.

Водопад ТиндаСэссю. Водопад Тинда Водопад ТиндаСэссю. «Водопад Тинда» (копия кисти Кано Цунэнобу). Национальный музей Киото
Водопад Тинда. Наши дни