Хасэгава Тохаку (長谷川 等伯, 1539-1610) – японский художник, жизнь и творчество которого пришлись на периоды Сэнгоку, Адзутти-Момояма и ранний период Эдо; один из четырёх величайших представителей японской живописи периода Момояма, наряду с Кано Эйтоку, Кайхо Юсё и Ункоку Тоганом; основатель художественной школы Хасэгава.
Предыстория
До 20 века историки японской живописи обладали весьма небогатой информацией о жизни Хасэгава Тохаку. Самые ранние сохранившиеся исторические документы, в которых упоминается Хасэгава Тохаку, работавший в стилях суйбокуга и кинпэкига, датируются 1589 годом. О творческом пути Тохаку до этого времени было ничего неизвестно, кроме сведений из «Хонтё Гаси» (Истории японской живописи), в которой сообщается, что Хасэгава Тохаку учился живописи у Кано Сёэй и Кано Эйтоку.
В то же время искусствоведам был известен ещё один художник по фамилии Хасэгава - Синсюн (в некоторых источниках используется иное прочтение этого имени – Нобухару), - живший и работавший преимущественно в провинции Ното и специализировавшийся на буддийской живописи и скульптурах (э-буцуси). И лишь в 1964 году японский искусствовед Дой Цугиёси (土居次義, 1906-1991) выпустил научный труд «Хасэгава Тохаку – Синсюн Додзин», в котором высказал смелое предположение, что Хасэгава Синсюн и Хасэгава Тохаку – один и тот же человек. Его теория была принята частью научного сообщества, но оставались и скептики, которым недоставало «связующего звена» между творчеством Хасэгава Синсюна и творчеством Тохаку. По ряду причин (вдаваться в которые мы здесь не будем) таким звеном, по их мнению, могла бы стать работа Синсюна в стиле кинпэкига (нефритово-золотой живописи). И такая работа была обнаружена в 2009 году - роспись ширмы «Цветы и птицы четырёх сезонов. Весна и Лето», находившаяся долгие годы в частной коллекции.
После этого даже остававшиеся скептики безоговорочно согласились с тем, что «Синсюн» и «Тохаку» - творческие псевдонимы, принадлежавшие одному и тому же художнику на разных этапах его жизненного (и творческого) пути. И в наши дни биография Хасэгава Тохаку стала более подробной и обширной, чем это было сто лет назад…
Ранний период (Нанао)
Хасэгава Тохаку родился в 1539 году (8-й год эры Тэнмон) в Нанао, провинция Ното (нынешний город Нанао, префектура Исикава). Его настоящий отец – Окумура Фуминосукэ Мунэмити (奥村文之丞宗道), вассал низкого ранга, который служил клану Хатакэяма, даймё провинции Ното, и по роду свой деятельности был красильщиком тканей.
Настоящее имя художника - Матасиро (又四郎), а позже – Татэваки (帯刀). Известно, что уже в раннем детстве он был усыновлён другой семьёй, глава которой, Хасэгава Мунэкиё (長谷川宗清), также был красильщиком тканей и имел свою лавку. Но помимо этого отчим юного Матасиро, Хасэгава Мунэкиё, был буддистским художником, чьи работы под псевдонимом Додзё (道浄) сохранились до наших дней. Буддистским художником был и отец отчима, Навакэ (無分), творивший под псевдонимом Ходзюн (法淳). А их учителем живописи, в свою очередь, был Тосюн (等春), ученик знаменитого Сэссю Тойо. Эта славная семейная традиция во многом предопределила дальнейшую судьбу Матасиро и дала ему в будущем право называть себя «Сэссю в пятом поколении».
Хотя фактически Хасэгава Матасиро обучался живописи под руководством отчима Мунэкиё и деда Навакэ, в «Теории живописи Тохаку» он называет своим учителем Тосюна, очевидно, чтобы в своей творческой генеалогии быть ближе к Сэссю Тойо. И свой первый творческий псевдоним, который использовал художник, - «Синсюн» (信 春), и более поздний – «Тохаку» (等 伯), содержат в себе иероглифы из имени Тосюн (等春).
Свою творческую деятельность Хасэгава «Синсюн» начал, когда ему ещё не было 20 лет. Поскольку Хасэгава были убеждёнными последователями Нитирэна и основанной им буддийской школы («Лотосовой Сутры»), Синсюн создавал буддийские картины и статуи (Синсюн работал и как скульптор!) для храмов школы «Лотосовой Сутры» в провинции Ното.
Самые ранние из идентифицированных работ молодого Хасегава «Синсюн» датируются 1564 годом. Хотя художнику было тогда 26 лет, современные искусствоведы отмечают высочайший профессиональный уровень их исполнения. Это буддийские картины из коллекций храма Дайго-дзи в Тояма, Городского музея искусств Нанао, храма Сэйкаку-ин в Хокуи.
Среди них – «Ито Рёсон» (一塔両尊図), «Кисимодзин и десять Расэцунё» (鬼子母神十羅刹女図) и «Портрет святого Нитирэна» (日蓮聖人像) из коллекции храма Дайго-дзи в Тояма, «Дзеннё Рюо» (善女龍王図), дочь короля драконов, почитаемая как охраняющее божество храма Дайго-дзи (из коллекции Городского музея искусств Нанао), «Двенадцать Дэвов» (十二天図) из коллекции храма Сэйкаку-ин в Хокуи.
Из других работ раннего периода, когда художник проживал в Нанао и творил под псевдонимом Синсюн, сохранились деревянная статуя Нитирэна, созданная в 1564 году и переданная в дар храму Хонэн-дзи (本延寺), семейному храму Хасэгава, «Портрет Нитидзё Сёнина», основателя храма Мёдзёдзи, и «Нирвана Будды» 1568 года из собрания храма Мёдзё-дзи (妙成寺), «Шестнадцать архатов» из коллекции храма Рэйсэн-дзи в Нанао и ещё несколько картин (всего – более десяти), принадлежность которых кисти Хасэгава Синсюна подтверждены достоверно. Все образцы хранятся в храмах и музеях современных провинций Исикава и Тояма.
Принято считать, что буддийская живопись (буцуга) достигла своего наивысшего расцвета в период Хэйан, а после этого уровень исполнения буддийских картин неуклонно падал, но буддийские картины Хасэгава «Синсюна» заслуживают высочайших оценок. Кроме того, поскольку в те годы город Нанао, который называли «Маленьким Киото», процветал под патронажем клана Хатакэяма, в своих картинах Синсюн использовал дорогие высококачественные минеральные краски, которые не всегда были доступны даже столичным художникам.
За это время Хасэгава Синсюн несколько раз путешествовал из Нанао в Киото, где среди последователей школы Нитирэна было много городских художников. Считается, что Хасэгава Синсюн учился у них техникам живописи и методам композиции.
Переезд в Киото
В 1571 году, когда художнику было 33 года, усыновившие его родители умерли один за другим, и он решил переехать в Киото вместе со своей женой и сыном Кюдзо. Храм Хонэн-дзи (本延寺), семейный храм Хасэгава в городе Нанао, был дочерним храмом столичного Хомпо-дзи (本法寺), и, прибыв в Киото, Хасэгава Синсюн обосновался в одном из субхрамов Хомпо-дзи - Кёгё-ин (教行院), который станет впоследствии семейным храмом Хасэгава в Киото.
В период своего пребывания в столице художник часто посещал город Сакаи. Непонятно, быдо ли это причиной или следствием того, что у Хасэгава Синсюн сложились тесные, дружеские отношения с такими выходцами из Сакаи, как Сэн-но Рикю (千利休), одним из отцов-основателей японской чайной церемонии («тяною»), и Нитицу (日通), 10-м настоятелем Хонмпо-дзи и будущим автором труда «Теория живописи Тохаку» (等伯画説). Через Сэн-но Рикю Хасэгава познакомился и с настоятелем Дайтоку-дзи Сюноку Соэном (春屋宗園).
В Киото Хасэгава продолжал в своём творчестве использовать псевдоним «Синсюн», вплоть до 1589 года, этим и объясняется то обстоятельство, что первые упоминания о Хасэгава Тохаку датируются лишь 1589 годом.
1572 годом датируется работа Синсюна «Портрет Нитигё-сёнина», восьмого настоятеля храма Хомпо-дзи, скоропостижно скончавшегося в 30-летнем возрасте в том же году.
В этот период Хасэгава Синсюн создал такие прекрасные работы, как роспись ширмы «Цветы и птицы четырёх сезонов. Зима и Весна» из коллекции Мёкаку-дзи (妙覚寺), «Портрет Такэда Сингэна», принадлежащая субхраму Сэйкей-ин (成慶院) на горе Коя, «Портрет Нава Нагатоси» и росписи двух ширм «Лошади» из коллекции Токийского национального музея. Найдена также запись от том, что в 1583 году (11-й год эры Тэнсё) он создал несохранившиеся росписи «Пейзаж, обезьяны, гуси и камыши» в интерьерах Сокэн-ин (総見院), главной пагоды храма Дайтоку-дзи. Очевидно, что заказы на росписи интерьеров в субхрамах Дайтокудзи Хасэгава Синсюн начал получать после знакомства с Сэн-но Рикю и благодаря этому знакомству.
В 1586 году Хасэгава Синсюн совместно с Кано Эйтоку участвовал в росписях раздвижных перегородок (фусума-э) во дворце Дзюракудай, который возвёл Тоётоми Хидэёси. Скорее всего, это была их последняя совместная работа, так как уже с 1587 года началось противостояние школы Хасэгава и школы Кано.
В 1589 году Хасэгава Синсюн получил заказ на роспись колонн и потолков в главных воротах (Санмон) монастыря Дайтоку-дзи, спонсором реставрации и расширения которых был Сэн-но Рикю. В том же году Синсюн выполнил росписи раздвижных перегородок (фусума-э) в стиле суйбокуга для субхрама Санген-ин (三玄院) того же монастыря. Эти работы были высоко оценены и поставили Хасэгава в ряд выдающихся художников своего времени. (Фусума-э «Пейзаж» из Санген-ин в настоящее время принадлежит храму Энтоку-ин, а экспонируется в Художественном музее Раку).
И в этом же 1589 году художник сменил свой творческий псевдоним на «Тохаку», под которым он и вошёл в историю японской живописи. Но по-настоящему Хасэгава Тохаку был признан и оценён лишь в 20 веке, так как в трудах по истории живописи периода Эдо его таланты и достижения были сильно принижены. Речь идёт в первую очередь о «Хонтё Гаси» (Истории японской живописи), где он был выставлен в достаточно неприглядном свете. Там сообщается, что он был подмастерьем у Кано Сёэй и Кано Эйтоку, а позже, завидуя школе Кано и используя свои дружеские отношения с чайным мастером и родоначальником тяною Сэн-но Рикю, оклеветал и дискредитировал Кано Эйтоку.
Поскольку авторами «Хонтё Гаси» были представители школы Кано, современные искусствоведы скептически относятся к негативной информации о конкурентах и соперниках школы Кано, которая содержится в этом труде. А к моменту выхода его в свет школа Кано уже более 100 лет соперничала со школой Хасэгава. Все выдающиеся художники периода Момояма в «Хонтё Гаси» объявляются учениками Кано Сёэя и Кано Эйтоку: и Кайхо Юсё, и Ункоку Тоган, и Хасэгава Тохаку. И школа Кано предстаёт перед нами как своего рода «кузница золотых кадров» для японской живописи того периода. Впрочем, следует учесть, что, начиная с конца 15 века, представители школы Кано занимали официальные должности гойо-эси (главных художников) при сёгунате Асикага, и что позже весь штат эдокоро сёгуната Асикага был «унаследован» Ода Нобунанга, а после его смерти - Тоётоми Хидэёси. У многих талантливых художников, живших в столице и не принадлежащих школе Кано, единственным способом получить работу и заявить о себе было примкнуть к школе Кано, особенно в тот период, когда Кано Эйтоку работал над масштабными проектами оформления интерьеров в замках Адзути и Осака и дворце Дзюракудай.
Что касается обучения живописи в школе Кано, то стилистический анализ работ Хасэгава Тохаку выявляет сильнейшее влияние на его творчество китайской живописи династий Сун и Юань, а не школы Кано. С образцами этой живописи он мог познакомиться и в Сакаи, и в Киото, например, в Дайтоку-дзи. Среди шедевров собрания Дайтоку-дзи были и работы Муци (Фачан), такие как триптих «Гуанинь, журавль и обезяна», диптих «Дракон и тигр» и т.д. Там же, в субхраме Синдзю-ан (真珠庵), он мог познакомиться с настенной живописью (сёхэкига) японского художника 15 века Сога Дзясоку.
Никаких сведений о том, что Хасэгава Тохаку «оклеветал» Кано Эйтоку, в документальных источниках того периода не обнаружено. Зато обнаружены свидетельства о так называемом «инциденте Тайноя». В 1590-м году (18 год эры Тэнсе) Хасэгава Тохаку при поддержке с Маэда Гени и Ямагути Мунэнага был близок к тому, чтобы получить заказ на роспись интерьеров одной из построек императорского дворца - Сенто Госё (仙洞御所) Тайноя (対屋), которую возвёл Тоётоми Хидэёси. Однако Кано Эйтоку, узнав об этих переговорах, приложил все усилия для того, чтобы школе Хасэгава было отказано, а заказ получили представители школы Кано - Кано Мицунобу (狩野光信, 1565-1608) и Кадзюдзи Харутойо (勧修寺 晴豊, 1544-1603).
Данный инцидент достаточно ясно отражает сложные отношения между Тохаку и Эйтоку в то время. И в то же время поведение Эйтоку указывает на то, что профессиональный уровень Хасэгава Тохаку и его школы вырос настолько, что Эйтоку стал воспринимать их как реальных конкурентов, которые могут подвинуть с Олимпа школу Кано.
Очевидно, опасения Кано Эйтоку были не напрасны. Через месяц после этого инцидента Кано Эйтоку внезапно скончался. А в следующем, 1591 году именно школа Хасэгава получила от Тоётоми Хидэёси заказ на росписи храма Сёун-дзи (祥雲寺), который начал возводиться недалеко от Зала Великого Будды в память об умершем малолетнем сыне Хидэёси – Цурумацу (Сутэмару). Позднее, после падения клана Тоётоми, Сёун-дзи был передан буддийской школе Сингон.
В 1682 году в Сёун-дзи случился пожар, и многоцветные настенные росписи, созданные семьёй Хасэгава, были перенесены в храм Тисяку-ин (智積院), где и сохранились до нашего времени. Самые известные из этих работ, фусума-э «Сакура» и «Клён» (桜楓図), причислены к Национальным сокровищам Японии. Картина «Клён» принадлежит кисти Тохаку, а «Сакура» - кисти его старшего сына Кюдзо (長谷川久蔵, 1568–1593). В этой работе Тохаку применил технику золотых «облаков» (которую использовали в ямато-э) и метод композиции, которые были популярны в крупноформатной живописи периода Момояма, и создал динамичную картину в стиле «нефритово-золотой живописи» (кинпэкига), которая выглядела более живой, чем образцы школы Кано. Эта работа очень понравилась Хидэёси, он щедро вознаградил художников, а школа Хасэгава с этого момента встала в один ряд со школой Кано.
Однако эти же годы стали временем тяжёлых личных потерь для Хасэгава Тохаку. В 1591 году из-за конфликта с Тоётоми Хидэёси был вынужден совершить сэппуку друг художника чайный мастер Сэн-но Рикю. А в 1593 году в возрасте 26 лет внезапно умер самый талантливый из сыновей Тохаку – Кюдзо, которого Тохаку прочил в свои преемники.
Эти личные трагедии не сломили художника, напротив, в 1593-1595 годах Хасэгава Тохаку создаёт свои знаменитые росписи ширм «Сосновый лес». «Сосновый лес» (松林図屏風) - самая важная работа Тохаку и одна из самых известных японских картин внутри и за пределами Японии. В середине 20 века она была отнесена к Национальным сокровищам Японии и признана шедевром японской суйбокуга (живописи тушью).
Среди других образцов суйбокуга кисти Хасэгава Тохаку этого периода следует упомянуть ширму «Обезьяны на засохшем дереве» из коллекции субрама Рюсэн-ан (龍泉庵) монастыря Мёсин-дзи и пару ширм «Обезьяны и бамбуковый лес» из коллекции монастыря Сёкоку-дзи в Киото, а также портретную живопись: «Портрет Сен-но Рикю» (коллекция чайной школы Омотесенке в Киото), «Портрет Сюноку Соэна» (субхрам Сангэн-ин в Дайтоку-дзи) и «Портрет Нитицу Сонина» (коллекция храма Хомпо-дзи).
Тохаку продолжает работать и как буддийский художник, создавая традиционные пигментированные картины для храмов школы Нитирэн. 1599 годом датируется ещё одна картина «Нирвана Будды», которую Тохаку преподнёс храму Хомпо-дзи. Настенные росписи Тохаку сохранились и в других столичных храмах Лотосовой Сутры, например, в Мёрэн-дзи (妙蓮寺) и Дзэнрин-дзи (禅林寺).
И в этом же (1599) году Хасэгава Тохаку объявляет себя наследником Сэссю Тойо в пятом поколении и меняет подпись и печать на своих работах. На картинах Тохаку появилась печать «Дзи-Сэссю го-дай» (自雪舟五代), что переводится как «Пять поколений от Сэссю». «Сэссю – Тосюн – Ходзюн – Додзё – Тохаку». Выдвигая на первое место имя Сэссю, которое в то время становилось все более популярным, Тохаку добавил между ним и собой имена своего деда и отца, заявив о традиции и легитимности своей художественной родословной.
Известность и признание Тохаку как выдающегося художника всё возрастали. После росписей интерьеров Дайтоку-дзи и Сёун-дзи заказы к Тохаку стали поступать не только из храмов Школы Лотосовой Сутры, но и из ведущих дзенских монастырей Киото. Он расписывал интерьеры субхрама Ринка-ин (隣華院) в монастыре Мёсин-дзи (妙心寺), субхрамов Кото-ин (高桐院) и Синдзю-ан в Дайтоку-дзи, субхрама Тэндзю-ан (天授庵) в Нандзен-дзи (南禅寺).
Творческие достижения Хасэгава Тохаку не остались незамеченными. В 1604 году Тохаку был возведён в ранг хоккё (法橋, «божественный мост»), одно из почётных званий, которые присваивались художникам, поэтам и врачам Императорским двором. В знак благодарности Хасэгава Тохаку преподнёс императорскому двору пару расписанных ширм. А годом позже, в 1605 году, Тохаку был удостоен высшего ранга хогэн (法眼, «око дхармы»).
Известно, что в 1604 году с Тохаку произошёл несчастный случай. Работая над росписью потолков в храме Хомпо-дзи, он упал с большой высоты и сломал правую руку. Но судя по тому, что до нашего времени дошло много работ художника, датируемых после 1604 года, он сумел в итоге вылечить руку и вернулся к полноценной творческой жизни.
В 1605 году, потеряв ненадолго способность рисовать, Тохаку выступил в роли мецената, пожертвовав средства на строительство гостевого зала и ворот Ниомон храма Хонпо-дзи. Тохаку стал не только главным покровителем Хомпо-дзи, но и вошёл в число наиболее влиятельных горожан (матисю) Киото.
В 1610 г. по приглашению Токугава Иэясу, нового сёгуна, Тохаку отправился в Эдо со своим вторым сыном, Хасэгава Сотаку (宗宅), но в дороге глава семейства заболел и умер от болезни на 2-й день после прибытия в Эдо в возрасте 72 лет.
Тело художника перевезли обратно в Киото и захоронили в семейном храме Кёгё-ин в Хомпо-дзи. Дарованное ему посмертное буддийское имя (хомё) – «Гондзёин Тохаку Нитимё Дайкодзи» (厳浄院等伯日妙大居士).
До наших дней дошло более 80 работ Хасэгава Тохаку, многие из которых считаются важными культурными ценностями, а некоторые - национальными сокровищами.
Читайте далее статью Н.С.Николаевой: «Хасэгава Тохаку и его вариант стиля Момояма»