zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста

Орлы и ястребы

Ситё-дзу (鷲鳥図, кит. цзюняоту) – «картины орлов и ястребов». Живопись, предметом которой, как правило, были орлы и ястребы, но иногда и другие хищные птицы.

Орлы и ястребыСикибу Тэрутада. Орлы и ястребыСикибу Тэрутада. Орлы и ястребыСикибу Тэрутада. «Орлы и ястребы», середина 16 века

Ситё-дзу делится на две категории. К первой относятся картины портретного жанра, в которых хищные птицы сидят на руках или плечах высокородных даймё или военачальников-самураев, и картины о ястребиной и соколиной охоте (такагари-дзу, 鷹狩図).

Портрет Такэда СингэнаХасэгава Тохаку. Портрет Такэда СингэнаХасэгава Тохаку. «Портрет Такэда Сингэна»

Вторая категория - это картины с очень натуралистическими изображениями птиц на лоне дикой природы. На этих картинах орлы и ястребы обычно сидят на ветвях деревьев или, находятся в полёте, или охотятся на мелких животных и птиц. Отдельной темой этой категории картин выделяются «сосны и ястребы». Для самураев, любивших ситё-дзу, орлы, ястребы и соколы символизировали природную мощь, воинскую доблесть, стремительность и решимость – качества, столь ценные в среде самурайского сословия.

Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. «Пейзаж с птицами»

К теме «орлов и ястребов» обращались многие известные художники, такие как Сэссон Сюкэй (雪村周継, 1504? - 1590?) и Кайхо Юсё (海北友松, 1533 - 1615), и малоизвестные мастера кисти, такие как ученик Сэссю Тойо Сюгэцу Токан (秋月等観, 1440–1529), Сикибу Тэрутада (середина 16-го века) и Тамура Тамекити.

Ястреб на ветке дуба | Ястреб и цапля | Ястреб на скалеКайхо Юсё. Ястреб на скалеТамура Тамекити. Ястреб, преследующий белую цаплюТамура Тамекити. Ястреб на ветке дубаКайхо Юсё. «Ястреб на скале» (слева)
Тамура Тамекити. «Ястреб, преследующий белую цаплю» (в центре)
Тамура Тамекити. «Ястреб на ветке дуба» (справа)

Наиболее известные работы Сэссона, изображающие хищных птиц, – «Ястребы на соснах» в Токийском Национальном музее (см. «сосны и ястребы»), «Пейзаж с Ястребом» (частная коллекция) и пара многостворчатых ширм «Цветы и птицы» (Музей Ямато Бунка-кан в Нара).

Пейзаж с ЯстребомСэссон Сюкэй. Пейзаж с ЯстребомСэссон Сюкэй. «Пейзаж с Ястребом»

Немало картин ситё-дзу создали художники патронируемой сёгунатом школы Кано - Мотонобу (狩野元信, 1476 — 1559), Утаносукэ Юкинобу (狩野雅楽之助之信, 1513 - 1575), Эйтоку (狩野永徳, 1543 - 1590), Санраку (狩野山楽, 1559-1635), Танъю (狩野探幽, 1602-1674),  Сэцудзан (19 век) и Хогай (狩野芳崖, 1828 — 1888).

Ястреб на ветке сосны | Орёл на ветке | ЯстребКано Мотонобу. Ястреб на ветке сосныКано Утаносукэ. ОрёлКано Утаносукэ. ЯстребКано Мотонобу. «Ястреб на ветке сосны» (слева)
Кано Утаносукэ. «Орёл» (в центре)
Кано Утаносукэ. «Ястреб» (справа)
Ястреб и цапля | Сокол и цапляКано Утаносукэ. Ястреб охотится на цаплюКано Тэнсё. Сокол, схвативший цаплюКано Утаносукэ. «Ястреб охотится на цаплю» (слева)
Кано Тэнсё. «Сокол, схвативший цаплю» (справа)
Ястреб на ветке дуба | Орёл на ветке сосны | ЯстребыКано Сёэй. Ястреб на ветке дубаКано Сэцудзан. Орёл на ветке сосныНеизвестный автор. ЯстребыКано Сёэй. «Ястреб на ветке дуба» (слева)
Кано Сэцудзан. «Орёл на ветке сосны» (в центре)
Неизвестный автор. «Ястребы» (справа)
Ястребы в лощинеКано Хогай. Ястребы в лощинеКано Хогай. «Ястребы в лощине»

Из широко известных примеров ситё-дзу школы Кано следует особо отметить пару складных ширм (бёобу) в Токийском Университете Искусств, приписываемых Кано Эйтоку и картины на стенах замка Нидзё (二条城), приписываемые Кано Танъю (см. «сосны и ястребы»). Ещё одна работа знаменитого художника школы Кано - «Ястребы» Кано Санраку из коллекции Нисимура (西村) представлена ниже.

ЯстребыКано Санраку. ЯстребыКано Санраку. «Ястребы»

На создании «картин орлов и ястребов» специализировались некоторые художники школы Сога (曽我派). Характерным примером служат работы Сога Нитёкуан (曽我二直庵, 1625-1660), в т.ч. пара складных ширм (бёобу), хранящаяся в Токийском Национальном музее. Кисти Сога Сёхаку (1730–1781) принадлежит картина «Ястреб на скале».

Орлы и сосныСога Нитёкуан. Орёл на сосне. Складная ширмаСога Нитёкуан. Орёл на скале. Складная ширмаСога Нитёкуан. «Орёл на сосне» (вверху)
Сога Нитёкуан. «Орёл на скале» (внизу)
Ястребы, сосны и водный потокСога Нитёкуан. Ястребы, сосны и водный поток. Складная ширмаСога Нитёкуан. Ястребы, сосны и водный поток. Складная ширмаСога Нитёкуан. «Ястребы, сосны и водный поток». Складные ширмы
Ястреб на сосне | Ястреб на дубе | ОрёлСога Нитёкуан. Ястреб на соснеСога Нитёкуан. Ястреб на дубеСога Тёкуан. ОрёлСога Нитёкуан. «Ястреб на сосне» (слева)
Сога Нитёкуан. «Ястреб на дубе» (в центре)
Сога Тёкуан. «Орёл» (справа)
Ястреб | Ястреб преследует енота | Ястреб на скалеСога Нитёкуан. ЯстребСога Нитёкуан. Ястреб преследует енотаСога Сёхаку. Ястреб на скалеСога Нитёкуан. «Ястреб» (слева)
Сога Нитёкуан. «Ястреб преследует енота» (в центре)
Сога Сёхаку. «Ястреб на скале» (справа)

Интерес к теме орлов и ястребов не угасал на протяжении всего периода Эдо. Свой вклад в эту «самурайскую» живопись внесли Охара Кэйдзан (начало 18 в.), Ито Дзякутю (伊藤若冲, 1716—1800), Кейоси и Ёсида Ранко (конец 18-го века), Окада Какусэн и Цустуми Санси (начало 19-го века).

ОрлыИто Дзякутю. ОрёлИто Дзякутю. ОрёлИто Дзякутю. «Орёл» (слева)
Ито Дзякутю. «Орёл» (справа)
Кречет и цапля | Сокол и дикий гусьОхара Кэйдзан. Кречет охотится на цаплюЁсида Ранко. Сокол хватает дикого гусяОхара Кэйдзан. «Кречет охотится на цаплю» (слева)
Ёсида Ранко. «Сокол хватает дикого гуся» (справа)
ЯстребКейоси. ЯстребКейоси. «Ястреб»
Ястреб и воробьи | ЯстребОкада Какусэн. Ястреб и воробейЦустуми Санси. ЯстребОкада Какусэн. «Ястреб и воробьи» (слева)
Цустуми Санси. «Ястреб» (справа)

В конце периода Эдо не обошли своим вниманием тему «орлов и ястребов» и мастера укиё-э Китагава Утамаро и Кацусика Хокусай. Ниже представлены работа Утамаро «Белый орёл на ветке сосны» и «Ястреб и цветущая сакура» Кацусика Хокусая.

Ястреб и сакура | Белый орёл и соснаКацусика Хокусай. Ястреб и цветущая сакураКитагава Утамаро. Белый орёл на ветке сосныКацусика Хокусай. «Ястреб и цветущая сакура» (слева)
Китагава Утамаро. «Белый орёл на ветке сосны» (справа)

Позднее, в период Мэйдзи и даже Тайсё (современная эпоха) ситё-дзу создавали художники Сибата Дзэсин (柴田是真, 1807–1891), Ямамото Сюнкё (1871-1933) и Охара Косон (小原古邨, 1877–1945), работавший в основном в жанре «цветы и птицы».

Ястреб и воробей | Ястреб-тетеревятник на ветке сосныСибата Дзэсин. Ястреб и воробейОхара Косон. Ястреб-тетеревятник на заснеженной ветке сосныСибата Дзэсин. «Ястреб и воробей» (слева)
Охара Косон. «Ястреб-тетеревятник на заснеженной ветке сосны» (справа)
Пикирующий орёл | Орёл,выслеживающий добычуОхара Косон. Пикирующий орёлОхара Косон. Орёл,выслеживающий добычуОхара Косон. «Пикирующий орёл» (слева)
Охара Косон. «Орёл,выслеживающий добычу» (справа)
Орёл над заснеженной сосной | Сокол на ветке сосныОхара Косон. Орёл над заснеженной соснойОхара Косон. Сокол на ветке сосныОхара Косон. «Орёл над заснеженной сосной» (слева)
Охара Косон. «Сокол на ветке сосны» (справа)
 
Slider