Ситё-дзу (鷲鳥図, кит. цзюняоту) – «картины орлов и ястребов». Живопись, предметом которой, как правило, были орлы и ястребы, но иногда и другие хищные птицы.
Ситё-дзу делится на две категории. К первой относятся картины портретного жанра, в которых хищные птицы сидят на руках или плечах высокородных даймё или военачальников-самураев, и картины о ястребиной и соколиной охоте (такагари-дзу, 鷹狩図).
Вторая категория - это картины с очень натуралистическими изображениями птиц на лоне дикой природы. На этих картинах орлы и ястребы обычно сидят на ветвях деревьев или, находятся в полёте, или охотятся на мелких животных и птиц. Отдельной темой этой категории картин выделяются «сосны и ястребы». Для самураев, любивших ситё-дзу, орлы, ястребы и соколы символизировали природную мощь, воинскую доблесть, стремительность и решимость – качества, столь ценные в среде самурайского сословия.
К теме «орлов и ястребов» обращались многие известные художники, такие как Сэссон Сюкэй (雪村周継, 1504? - 1590?) и Кайхо Юсё (海北友松, 1533 - 1615), и менее известные мастера кисти, такие как Сюгэцу Токан (秋月等観, 1440–1529), ученик Сэссю Тойо, Сикибу (середина 16-го века) и Тамура Тамекити.
Наиболее известные работы Сэссона, изображающие хищных птиц, – два свитка «Ястребы на соснах» в Токийском Национальном музее (см. «сосны и ястребы») и росписи ширм (бёобу-э) «Охотящиеся ястребы» (частная коллекция).
Немало картин ситё-дзу создали художники патронируемой сёгунатом школы Кано - Мотонобу (狩野元信, 1476 — 1559), Утаносукэ Юкинобу (狩野雅楽之助之信, 1513 - 1575), Эйтоку (狩野永徳, 1543 - 1590), Санраку (狩野山楽, 1559-1635), Танъю (狩野探幽, 1602-1674), Сэцудзан (19 век) и Хогай (狩野芳崖, 1828 — 1888).
Из широко известных примеров ситё-дзу школы Кано следует особо отметить пару складных ширм (бёобу) в Токийском Университете Искусств, приписываемых Кано Эйтоку и картины на стенах замка Нидзё (二条城), приписываемые Кано Танъю (см. «сосны и ястребы»). Ещё одна работа знаменитого художника школы Кано - «Ястребы» Кано Санраку из коллекции Нисимура (西村) представлена ниже.
На создании «картин орлов и ястребов» специализировались некоторые художники школы Сога (曽我派). Характерным примером служат работы Сога Нитёкуана (曽我二直庵, ? - 1656), в т.ч. пара складных ширм (бёобу), хранящаяся в Токийском Национальном музее. Кисти Сога Сёхаку (1730–1781) принадлежит картина «Ястреб на скале».
Интерес к теме орлов и ястребов не угасал на протяжении всего периода Эдо. Свой вклад в эту «самурайскую» живопись внесли Охара Кэйдзан (начало 18 в.), Ито Дзякутю (伊藤若冲, 1716—1800), Кейоси и Ёсида Ранко (конец 18-го века), Окада Какусэн и Цустуми Санси (начало 19-го века).
В конце периода Эдо не обошли своим вниманием тему «орлов и ястребов» и мастера укиё-э Китагава Утамаро и Кацусика Хокусай. Ниже представлены работа Утамаро «Белый орёл на ветке сосны» и «Ястреб и цветущая сакура» Кацусика Хокусая.
Позднее, в период Мэйдзи и даже Тайсё (современная эпоха) ситё-дзу создавали художники Сибата Дзэсин (柴田是真, 1807–1891), Ямамото Сюнкё (1871-1933) и Охара Косон (小原古邨, 1877–1945), работавший в основном в жанре «цветы и птицы».