Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Сога Содзё (Дзясоку). Пейзаж хацубоку. Синдзю-ан

Сога Содзё

Сога Содзё (曾我宗丈, ? – до 1512 г.), он же Фусэн Содзё (夫泉宗丈), он же Сикибу Содзё (式部宗丈) – японский художник школы Сога, творческий период которого пришёлся на конец 15-го - начало 16-го века (упоминания о Содзё встречаются до 1512 года).

Пейзаж хацубокуСога Содзё. Пейзаж хацубокуСога Содзё. Пейзаж хацубокуСога Содзё. «Пейзаж хацубоку»
Музей азиатских искусств Сан-Франциско

Биография художника и точные годы его жизни неизвестны. В период Эдо историки японской живописи называли Содзё сыном Хёбу Боккея, основателя школы Сога. В настоящее время именно Сога Содзё считается автором настенных росписей (фусума-э) «Пейзаж», «Цветы и птицы» и «Пейзаж в технике хацубоку» в субхраме Синдзюан монастыря Дайтокуди, которые относятся к одним из наиболее ранних образцов фусума-э в Японии, сохранившихся до наших дней.

ПейзажСога Содзё (Дзясоку). ПейзажСога Содзё (Дзясоку). «Пейзаж» (фрагмент)
Субхрам Синдзю-ан монастыря Дайтокудзи
Пейзаж хацубокуСога Содзё (Дзясоку). Пейзаж хацубокуСога Содзё (Дзясоку). «Пейзаж хацубоку»
Субхрам Синдзю-ан монастыря Дайтокудзи

Традиция, хранимая монахами Синдзюана, приписывает эти работы кисти Сога Дзясоку. При этом авторы «Истории японской живописи» («Хонтё Гаси») утверждали, что Дзясоку – ещё один псевдоним Хёбу Боккея. Но поскольку Сидзюан был основан в 1491 году, то Боккей, ушедший из жизни в 1473 году, не мог быть автором этих росписей. И длительное время Сога Дзясоку отождествлялся с представителем второго поколения школы Сога – Фусэном Содзё.

Пейзаж четырёх сезоновСога Содзё (Сэкидзё). Пейзаж четырёх сезонов. ОсеньСога Содзё (Сэкидзё). «Пейзаж четырёх сезонов. Осень»
Музей современного искусства Гунма

В Музее современного искусства Гунма хранятся два свитка из цикла «Пейзажи четырёх сезонов» - «Осень» и «Зима» - отмеченные печатью «Сэкидзё» (赤蠅). Сравнительный стилистический анализ свитков и настенных росписей в Синдзюане позволил предположить, что они принадлежат одному и тому же автору – загадочному Сога Дзясоку, или в современной интерпретации – Фусэну Содзё.

Пейзаж четырёх сезоновСога Содзё (Сэкидзё). Пейзаж четырёх сезонов. ЗимаСога Содзё (Сэкидзё). «Пейзаж четырёх сезонов. Зима»
Музей современного искусства Гунма

Поскольку в версии, которая отождествляет Фусэна Содзё с Сога Дзясоку, очень много уязвимых мест, в настоящее время большее распространение получила версия, что Дзясоку – общий творческий псевдоним (кэн-го) всех художников школы, который передавался из поколения в поколение, как и фамильное имя Сога. Первым Сога Дзясоку, как это и утверждалось в «Хонтё Гаси», принято считать Хёбу Боккея. Предполагают, что среди художников Сога, которые использовали имя Дзясоку, помимо Боккея, были Фусэн Содзё, Хёбу Сёсэн (紹仙, или Дзёсэн, годы жизни неизвестны), Сойо (宗誉, ? - 1562 г.) и Сёсё (紹祥, годы жизни неизвестны), которые представляли несколько поколений семьи и школы Сога. В старых текстах они называются Дзясоку Второй, Третий, Четвертый и т.д.

Цветы и птицыСога Содзё (Дзясоку). Цветы и птицыСога Содзё (Дзясоку). «Цветы и птицы» (фрагмент)
Субхрам Синдзю-ан монастыря Дайтокудзи