Дайсу – используемая в чайном ритуале подставка с двумя полками. В китайских буддийских монастырях на дайсу ставили предметы культовой утвари, а когда ее стали использовать во время проведения чаепитий, на полки в определенном порядке устанавливали принадлежности для приготовления чайного напитка.
Изготовление подставок-дайсу относилось, как бы мы сейчас сказали, к художественным промыслам, и нередко дайсу оказывались настоящими произведениями искусства. Чайный ритуал в храмах уже не ограничивался питием чая, а включал в себя созерцание красивых вещей и прежде всего дайсу со стоящими на ней кувшином с водой, вазой из китайской бронзы и других предметов.
В Японию дайсу привез в 1267 г. из Китая монах Нампо Дземё и стал использовать её при проведении чаепитий, после чего она стала непременным атрибутом чаепитий в дзэнских монастырях. В дальнейшем дайсу широко применялись при проведении «чаепитий в гостиной» и стали ассоциироваться в первую очередь с этим видом чайного действа.
Некоторые исследователи полагают, что использование дайсу в светском чайном ритуале началось ещё при 6-ом сёгуне - Асикага Ёсинори. Но по традиционной и наиболее распространённой версии это произошло при Асикага Ёсимаса (в период Хигасияма), и было одним из важнейших нововведений Ноами при проведении «чаепитий в гостиной». Большинство авторов, пишущих о чайной церемонии, не ставят под сомнение приоритет Ноами в этом новшестве. Известно, что сёгуну Ёсимаса принадлежали три дайсу, и это расценивалось как подтверждение традиционной версии об их использовании в чаепитиях в резиденции сёгуна на горе Хигасияма, которые организовывал Ноами.
Сэн Рикю полагал, что принцип расстановки предметов чайной утвари на полках подставки-дайсу (гармоничное сочетание предметов, символизирующих инь и ян) предопределил характер «выставления утвари» во время чаепитий-ваби. Более того, устройство хижнны-соан также «не выходит за пределы этого закона». Возможно, утверждение знаменитого мастера в немалой степени гипербола, но тем не менее, как считают специалисты, все существующие виды чайных полок являются модификациями подставки-дайсу. В настоящее время дайсу, как и много веков назад, применяется в чайных действах, устраиваемых в буддийских монастырях и синтоистских святилищах.
Дайсу (доcл. «подставка») представляет собой своеобразную этажерку: две полки - верхняя (яп. тэнъита, досл. «доска-небо») и нижняя (яп. дзиита, досл, «доска-земля», «доска-почва») соединены четырьмя или двумя вертикальными стойками (яп.хасира, досл. «столб», «опора»). По своим размерам дайсу делятся на две категории - большие (высота-66,7 см, длина - 96,7 см, ширина пазок - 39,3 см) и малые (высота такая же, как у больших, длина меньше на 6 см, а ширина - на 3 см). Дайсу с двумя стойками используется в том случае, когда котел с водой нагревается на очаго-ро. Если же очагом служит фуро, в чайную комнату ставится дайсу с четырьмя стойками. Правда, со временем разделение дайсу по размерам и функциям перестало строго соблюдаться.
Дайсу ставится на «татами для утвари» на противоположной от «хозяина» стороне (на шестнадцатой полоске-тростинке от середины татами). Утварь располагается на полках подставки-дайсу в определенном порядке. Вот схема расстановки всего набора предметов (так называемое «полное выставление», яп. со-кадзари):
На нижней полке слева стоял переносный очаг-фуро, на нем котел для кипячения воды; справа - кувшин с холодной водой (откуда ее по мере надобности переливали в котел), а между ними - специальный сосуд (вазу-подставку), со стоящим в нем черпаком, которым наливали в котел воду, и щипцами (с их помощью в очаг клали кусочки древесного угля и регулировали пламя). Перед сосудом стояла чаша, в которую сливали воду из котла.
На верхнюю полку ставят слева чайную чашку с лежащими в ней чайным веничком и свернутой полотняной салфеткой, а справа - чайные ложечки из бамбука и чайницу-тяирэ с порошковым чаем. Иногда на верхнюю полку помещают чайницу-нацумэ, а чайницу-тяирэ - перед дайсу.
Чаепития с использованием дайсу носят строгий, формальный характер, причем атмосферу торжественности придают и сами подставки. Наиболее строгий вид имеет «истинная» дайсу (яп. син-дайсу), характерным примером которой является дайсу в стиле Сэн Рикю (яп. Рикю-гата дайсу). Такие дайсу изготовляются из криптомерии японской, тщательно полируются и покрываются черным лаком. Нижняя полка (длина - 90,9 см, ширина - 43 см, толщина доски - 4,2 см) шире и массивнее верхней (ее длина - 91.5 см, ширина - 40,4 см. толщина доски - 1,8 см), хотя и немного короче. Высота подставки-дайсу примерно 66,7 см. Дайсу такого типа ставили Мурата Дзюко, Такэно Дзёо и Сэн Рикю, которые и придали ей законченный вид. Кроме того, существует довольно много модификаций этой классической подставки-этажерки («корейская дайсу», «бамбуковая дайсу» и др.)
Разновидностью дайсу является подставка-кюдайсу. Согласно одному из толкований ее названия, внешний вид кюдайсу напоминает ворога, через которые в древнем Китае проходил успешно сдавший экзамен чиновник. Китайское слово цзи (японское чтение этого иероглифа кю) как раз и обозначает прохождение экзаменов.
Отличительной особенностью кюдайсу является то, что у всех её видов имеются только две стойки. Их концы напоминают два приложенных друг к другу катетами прямоугольных треугольника (по гипотенузе их стороны могут быть вогнутыми, выгнутыми, волнистыми и т. д.), к которым крепятся полки. У более ранних кюдайсу края верхней полки были немного загнуты вверх, что усиливало сходство подставки с китайскими воротами. В «чайном мире» большой популярностью пользовались кюдайсу в стиле Рикю, у которых верхняя полка была несколько больше нижней. Сэн Сотан любил ставить в чайной комнате кюдайсу из павлонии, покрытую темно-зеленым лаком и с полками с красными ободками. Встречались кюдайсу с полками в форме овала.
Наконец, к разряду подставок-дайсу относят «длинную доску» (яп. нагаита), которая кладется на «татами для утвари». Нагаита делается по образцу нижней полки подставки-дайcy. может покрываться черным или темно-зеленым лаком, но, если изготовляется из павлонии, сливового дерева, шелковицы, остается не покрытой лаком (или краской). «Длинная доска» предназначается для выставления чайной утвари. Различаются два вида нагаита: одна используется в чаепитиях с применением стационарного очага, другая (больших размеров) - чаепитиях с очагом-фуро. Различие в площади досок обусловливается необходимостью ставить на вторую фуро.