Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Ри Сюбун

Ри Сюбун (李秀文, ? - ?), Йи Сумун (кор.), Ли Сюйвэнь (кит.), он же Сога Сюбун (曾我秀文) – художник суйбокуга корейского происхождения, иммигрировавший в Японию в ранний период Муромати и стоявший у истоков художественной школы Сога.

БамбукРи Сюбун. БамбукРи Сюбун. «Бамбук». Альбомный лист
Частная коллекция

Многочисленные комментаторы и ранние искусствоведы часто путали Ри Сюбуна (李秀文) с известным дзенским монахом-художником Тэнсё Сюбуном (天章周文), который был связан с храмом Сёкоку-дзи (相国寺) в Киото и занимал должность главного художника при сёгунате Асикага. Основная причина этой ошибки - имена художников, которые хотя и записывались разными иероглифами, но имели омофоническое звучание «Сюбун». Таким образом, иногда иероглифически имя Ри Сюбуна - 李秀文 -ошибочно записывалось как 李周文. В настоящее время не осталось никаких сомнений, что это были два разных художника.

Ри Сюбун не упоминается в документах Кореи времён династии Чосон или Японии периода Муромати, и его имя начало появляться в трудах по истории японской живописи лишь с середины 17 века. По мнению авторов «Книги шедевров живописи с иллюстрациями» (素川本図絵宝鑑, «Сосенбон Дзуэ Хокан», 1649), «Собрания Бэнгёку» (弁玉集, «Бэнгёку-сю», 1672) и «Справочника художников» (画工便覧, «Гако Бенран», 1673), Ри Сюбун был корейским художником 15-го века, который эмигрировал в Японию и, как полагали, женился на женщине из семьи Сога (曾我家), военных вассалов клана Асакура (朝倉家), правящего провинцией Этидзен.

БамбукРи Сюбун. БамбукРи Сюбун. «Бамбук». Альбомный лист
Частная коллекция

В «Хонтё Гаси» (яп. 本朝画史, «История живописи в Японии») упоминается художник Сога Сюбун, прибывший в Японию из Китая династии Мин и служивший клану Асакура в провинции Этидзен (современная префектура Фукуи). Согласно той же «Хонтё Гаси», Сога Сюбун был учителем живописи Хёбу Боккея, выдающегося художника ранней школы Сога. (При этом авторы «Хонтё Гаси» отождествляют Боккея с Сога Дзясоку).

В настоящее время общепринятой является версия, что Ри Сюбун и Сога Сюбун – один и тот же художник. Следовательно, стиль Ри Сюбуна считается источником линии передачи живописи школы Сога, начиная с Сога Боккея. Следуя этим историям, один из соавторов «Хонтё Гаси» Курокава Дою (黒川道祐) в своих «Ежедневных заметках» (日次記事, «Хинами кидзи», 1676) сообщает, что Боккей был сыном Ри Сюбуна и дочери главы семьи Сога; однако не приводит никаких документов или иных доказательств, подтверждающих это.

БамбукРи Сюбун. БамбукРи Сюбун. «Бамбук». Альбомный лист
Частная коллекция

Единственная работа, достоверно принадлежащая Ри Сюбуну, была обнаружена в 1967 году в частной коллекции Като Мацудайра (松平). Это альбом живописи «Бамбук тушью» (墨竹画冊, «Бокутику гасацу»), состоящий из десяти монохромных рисунков бамбука тушью. Работа отмечена печатью Ри Сюбуна и имеет комментарий «Написано Сюбуном в двадцать втором году правления Юнлэ прибывшем в Японию из Хокуйо (北陽, кит. Бэйян)». Некоторые неясности этого комментария требуют пояснений. Юнлэ – четвёртый китайский император династии Мин, взошедший на престол в 1402 году. Таким образом, речь идёт о 1424 годе. Хокуйо по-японски – это «северное море», а «северным морем» китайцы (именно китайцы, а не японцы) в разное время называли разные водоемы, например, Японское море, омывающее Корейский полуостров с востока. Но в китайском прочтении этот термин может также означать местность недалеко от реки Бэйян (北陽) в китайской провинции Шаньдун. Из этого комментария также не ясно, создал ли Ри Сюбун свою работу в 1424 году или прибыл в Японию в 1424 году. Стилистический анализ картин Ри Сюбуна позволил современным учёным-искусствоведам соотнести эту работу с корейской живописью династии Чосон. И тут вспомнилась история с поездкой Тэнсё Сюбуна в Корею в 1423 году. В корейском источнике «Тёсэно-тё дзицу-року» («Подлинная летопись правления династии Чосон») есть запись о японской дипломатической миссии, состоявшей из 135 человек. Её задачей было доставить в Японию ксилографы буддийского канона (свод буддийских сутр) Трипитака. Несмотря на то, что корейское правительство было антибуддийским, печатные доски с Трипитака японцы не получили, но при возвращении в 1424 году вывезли с собой в Японию несколько корейских монахов и художников.

БамбукРи Сюбун. БамбукРи Сюбун. «Бамбук». Альбомный лист
Частная коллекция

Дата возвращения японской делегации совпадает с датой, указанной в комментарии Ри Сюбуна к «Бокутику гасацу». Всё вышесказанное послужило толчком к рождению новой теории, что Ри Сюбун был выходцем из Кореи династии Чосон и прибыл в Японию вместе с Тэнсё Сюбуном. И по-корейски его фамилия и имя - 李秀文 - звучат как Йи Сумун.

Линь ХэцзинРи Сюбун. Китайский поэт Линь ХэцзинРи Сюбун (?). 16 век
«Китайский поэт Линь Хэцзин»
Национальный музей Киото

Следует отметить, что у авторов «Хонтё Гаси» были веские основания считать Ри Сюбуна выходцем из Китая: вышеупомянутая надпись на альбоме «Бокутику гасацу» написана по-китайски, дата прибытия в Японию указывается по китайскому летоисчислению («двадцать второй год правления Юнлэ»), «Бэйян, 北陽» - китайский географический термин. Но в наши дни версия о корейском происхождении Ри Сюбуна является доминирующей, и для современного искусствоведения Ри Сюбун - ключевая фигура при рассмотрении взаимосвязи между живописью суйбокуга периода Муромати и живописью корейской династии Чосон.

Монастырь Цзиньшань | Ветряная орхидеяРи Сюбун. Монастырь ЦзиньшаньРи Сюбун. Ветряная орхидеяРи Сюбун (?). 16 век
«Монастырь Цзиньшань» (слева) | «Ветряная орхидея» (справа)
Из частных коллекций

Сохранилось ещё несколько картин, на которых выбита печать того же типа, например, «Пейзаж четырёх сезонов» из коллекции Художественного музея Кливленда, «Китайский поэт Линь Хэцзин» из коллекции Национального музея Киото, «Пейзаж» из коллекции Британского Музея и два свитка с пейзажами из коллекции Галереи азиатских искусств Кайкодо, но стилистически они сильно отличаются от картин из альбома «Бамбук тушью» («Бокутику гасацу»). Над разгадкой этого ребуса работали несколько современных учёных-искусствоведов. Была выдвинута гипотеза, что имя «Ри Сюбун» стало использоваться после смерти художника, поскольку печати и единственная известная подпись на картинах, приписываемых Ри Сюбуну, не включает китайский иероглиф «李» (яп. «Ри» или кит. «Ли»). Ряд записей о Сюбуне и стиль нескольких картин, приписываемых его кисти, предполагают, что этот художник был активен в конце 14 или начале 15 века, но многие другие записи и стиль нескольких других картин, приписываемых Сюбуну, предполагают, что он работал значительно позже, в конце 16 века. Следовательно, по мнению современных искусствоведов, в Японии было как минимум два художника, известных под именем «Ри Сюбун».

Замок Юэян | ПейзажРи Сюбун. Замок ЮэянРи Сюбун. ПейзажРи Сюбун (?). 16 век
«Замок Юэян» (слева) | «Пейзаж» (справа)
Частная коллекция | Британский Музей

К аутентичным работам исторического Ри Сюбуна из провинции Этидзен относятся уже обсуждавшийся альбом «Бамбук тушью» и картина «Голуби на ветвях старого дерева», которая погибла при пожаре в начале 20-го века (сохранилась лишь чёрно-белая репродукция этой картины).

Голуби на ветвях старого дереваРи Сюбун. Голуби на ветвях старого дереваРи Сюбун. 15 век
«Голуби на ветвях старого дерева»
Репродукция

Другие приписываемые Ри Сюбуну картины, такие как «Ветряная орхидея», «Монастырь Цзиньшань» (обе - из частных коллекций), «Китайский поэт Линь Хэцзин» из коллекции Национального музея Киото, «Пейзаж четырёх сезонов» из коллекции Художественного музея Кливленда и ряд других демонстрируют традиционный для японской живописи периода Муромати стиль школы Тэнсё Сюбуна, восходящий к академической китайской живописи династии Южная Сун (Ма Юаню и Ся Гую). Современные искусствоведы датируют эти работы 16-м веком. Не исключено, что автором этих работ был кто-то из художников школы Сога, живших в столице и освоивших стили живописи обоих Сюбунов.

Пейзаж четырёх сезоновРи Сюбун. Пейзаж четырёх сезоновРи Сюбун. Пейзаж четырёх сезоновРи Сюбун (?). «Пейзаж четырёх сезонов». 16 век
Художественный музей Кливленда
Девять старцев с горы СянРи Сюбун. Девять старцев с горы СянРи Сюбун. Девять старцев с горы СянРи Сюбун (?). «Девять старцев с горы Сян». 16 век
Мемориальный музей Харада