Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Сэссю Тойо. Монастырь Тофукудзи. Фрагмент

Гукёку Рейсай, или Гукёку Рэйсай (яп. 愚極礼才, 1370 [1363] ‐ 1452) – дзенский монах школы Риндзай периода Муромати, каллиграф, художник, литератор, поэт и учёный. Был известен также как Дзёгэй и Фугецу Сюдзин.

Согласно сохранившимся свидетельствам Гукёку был одним из самых известных каллиграфов своего времени в монастырях системы годзан Киото. Его главной специализацией было создание вывесок для монастырских построек. Чаще всего это были ворота Сомон или Санмон, на которых размещались деревянные таблички с названием монастыря. Дошедший до наших дней образец каллиграфии Гукёку хранится в Музее искусств Метрополитэн.

Но помимо каллиграфии Гукёку занимался и монохромной живописью (суми-э или суйбокуга). Как и Минтё, Гукёку Рейсай в основном работал как художник в жанре досякуга. Исторические документы упоминают много его картин в этом жанре, изображавших бодхисаттв Авалокитешвара (яп. Каннон) и Манджушри (яп. Мандзю). Но до нашего времени дошли лишь «Каннон в белых одеяниях» (1434 г.) и «Манджушри верхом на льве», написанная в 1438 году.

Гукёку входил в высшую иерархию дзенских монахов Киото. В разное время он занимал посты настоятелей важнейших дзенских монастырей Японии: был 145-м дзюдзи (главным монахом) Нандзен-дзи и 149-м дзюдзи в Тофуку-дзи.

Монастырь Тёкодзи в Тойота-Сити

Гукёку Рэйсай (яп. 愚極礼才, 1370 [1363] ‐ 1452) – дзенский монах школы Риндзай периода Муромати, каллиграф, художник, литератор, поэт и учёный. Был известен также как Дзёгэй и Фугецу Сюдзин.