Фудзокуга (風俗画) - «живопись нравов и обычаев», картины, посвященные повседневной деятельности и особым развлечениям знати, самураев и простых горожан 16-17 веков. Японский термин «фудзокуга» эквивалентен западному термину «жанровая живопись», в том смысле, как он, например, применяется к некоторым голландским картинам 17 века.
Изображения повседневной жизни появились в ямато-э (как пример - жанр цукинами-э) уже в период Хэйан и стали заметной чертой повествовательных иллюстрированных свитков (эмаки, 絵巻) последующих периодов. Однако только в конце 16 века литературные и сезонные темы, которые доминировали в ранней живописи, уступили место тематической живописи, которая фокусировалась на изображении сцен из повседневной жизни. Настоящая фудзокуга, часто называемая «кинсэй сёки фудзокуга» (近世初期風俗画, буквально «картины обычаев раннего периода современности»), была явлением, ограниченным немногим более чем столетием истории японской живописи – периодом Адзути-Момояма и ранним периодом Эдо. К концу 17 века на смену ей пришла укиё-э (浮世絵).
Среди первых работ периода Момояма, сфокусированных на жизни современных людей, - «ракутю-ракугай-дзу» (洛中洛外図, «картины с видами Киото и его окрестностей») – жанр японской живописи, возникший в конце периода Муромати под влиянием живописи мэйсё-э периода Хэйан. Предметом «ракутю-ракугай-дзу» были знаменитые места, фестивали и мероприятия в столице Киото и её окрестностях, изображённые с высоты «птичьего полёта» в сочетании с тщательной прорисовкой мельчайших деталей (людей и зданий). Самый прекрасный пример «картин со сценами Киото и окрестностей», отнесённый к Национальным сокровищам Японии, - так называемая «версия клана Уэсуги», росписи складных ширм (бёобу-э), созданные в 1565 г. Авторство данной версии принадлежит Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590). Хотя на росписях Эйтоку всё ещё присутствуют элементы сезонных картин (сики-э), детальное изображение бесчисленных повседневных дел простых людей в столице твёрдо переносит эти картины в сферу «живописи нравов и обычаев».
Многие искусствоведы рассматривают «ракутю-ракугай-дзу» как переходный этап и связующее звено между жанром «мэйсё-э» стиля «ямато-э» и жанровой живописью фудзокуга. После этого начального развития «живопись нравов и обычаев», по-видимому, претерпела три различных этапа.
Примерно до 1620 года она создавались в основном художниками школы Кано по заказу покровителей из аристократических семей Киото и самурайских кланов. Картины нравов и обычаев создавались обычно в крупных форматах, таких как росписи раздвижных ширм (бёобу-э) и росписи раздвижных перегородок (фусума-э). «Картины с видами Киото и его окрестностей»» стали источником развития более поздних популярных жанров и тем фудзокуга, таких как сайрэй-дзу (祭礼図) - картины фестивалей и спортивных мероприятий; сёкунин-дзукуси-дзу (職人尽図) - портреты людей, занимающихся профессиональной деятельностью; юраку-дзу (遊楽図) - картины развлечений (ярких сцен пикников или танцев на открытом воздухе). К фудзокуга относят также образцы тёба-дзу (調馬図), картины дрессировки лошадей; и кассэн-э (合戦絵) этого периода - картины памятных сцен известных сражений.
Работы этого этапа включают росписи ширмы «Веселье под цветущими сакурами» (花下遊楽図, Токийский национальный музей) кисти Кано Наганобу (狩野長信, 1577–1654), росписи ширмы «Фестиваль Гион» (祇園祭礼図, Хатиманъяма Ходзонкай, Киото) кисти Кайхо Юсэцу (海北友雪, 1598-1677), картина неизвестного автора «Дрессировка лошадей» (調馬図, храм Дайгодзи, Киото) и пара расписанных шестистворчатых ширм 17 века «Сражения годов Хогэн и Хэйдзи» (保元・平治合戦図屏風) из коллекции Музея искусств Метрополитэн. Композиции с участием масс людей, рассредоточенных среди рассеянных облаков золотой фольги, достигли в этот период нового уровня утончённости.
После 1620 года развитие фудзокуга продолжалось в иной социальной среде. Её заказчиками всё чаще выступали представители зажиточного купеческого сословия, а исполнителями - городские художники, матиэси (町絵師). Работы этой второй, наиболее характерной фазы развития фудзокуга, отличаются более широкой вариативностью тем. Это и сцены всевозможных развлечений, доступных горожанам на берегу реки Камо (賀茂) в Киото, например, «Сцены из Сидзёгавара» (四条河原図, Художественный музей Сэйкадо Бунко, Токио); и картины, изображающие мужчин, проводящих время в кварталах развлечений, например, «Хиконэ бёобу» (彦根屏風, Коллекция Ии, префектура Сига), и декоративные ансамбли красивых женщин или же только женской одежды, если говорить о картинах на тему «тагасодэ» (誰が袖).
На третьем этапе развития фудзокуга, к 1660-м годам, многофигурные композиции на расписных многостворчатых ширмах уступили место настенным свиткам (какэмоно, 掛物), например, с портретами отдельно стоящих красавиц. Эти так называемые «канбун бидзин» (寛文美人), или «красавицы эры Канбун», стали тематическими предшественниками изображений красоток, которые позднее станут популярными в укиё-э.
К концу 17-го века фудзокуга утратила жизненность, становясь все более стереотипной и стилизованной. С другой стороны, центр политической и культурной жизни Японии сместился в Эдо, и темы живописи, связанные с бывшей столицей (Киото), постепенно вышли из моды, а внимание публики обратилось к более инновационному искусству раннего укиё-э.
Помимо значительного художественного интереса, фудзокуга является ценным источником информации о нравах и обычаях японцев конца 16-го и 17-го веков, важного переходного периода в истории Японии.